Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по логистике.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

Краткий конспект лекций

 

Тема 1. Предмет и метод логистики

 

1.1 Концепция,  цели и структура логистики

Термин "логистика" - древнегреческого происхождения,  где "logistike" означало "мышление,  расчет,  целесообразность".  В Древнем Риме под логистикой понимались правила распределения продовольствия,  а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или логистами.  В Х веке нашей  эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. На протяжении последующих столетий логистика оставалась важнейшим элементом военной науки (наряду с разведкой,тактикой и стратегией).  В 1884 г.  институт военно-морского флота США ввел понятие "logistics" для нужд навигации. Немецкий ученый Г.В. Лейбниц называл логистикой математическую логику.  В начале ХХ века логистикой стали называть особый вид предпринимательской деятельности, связанной с организацией  закупок  материальных  ресурсов,  их  хранения, складирования и транспортировки,  а также с производством и физическим распределением готовой продукции потребителям. Это уникальная область деятельности, которой занимаются повсюду в мире 365 дней в году по 24 часа в сутки.

В середине  ХХ  века усилия ученых и практиков были направлены на поиск  новых форм оптимизации рыночной деятельности с целью сокращения общих затрат  производства и распределения товаров.  На стыке экономических и менеджериальных дисциплин зародилась наука "логистика",  концепция которой до сих пор находится  в  дискуссионной  фазе  развития, поскольку отстает от бурного развития практики. Специалисты дают различные определения логистики в экономическом и  управленческом  аспектах.  Например,  логистика - это:

1. Наука о планировании, управлении  и контроле за движением материальных  ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоков  в различных системах. (Первый Европейский конгресс по логистике, Берлин, 1974 год).  

2. Технология  совершенствования  потоковых  процессов производственно-коммерческой  деятельности фирмы (с  позиции   оптимизации  общих затрат), способствующая  повышению ее конкурентоспособности и достижению стратегических и тактических целей бизнеса. 

3. Область менеджмента,  в рамках  которого решаются проблемы разработки, внедрения  и развития логистической системы управления материальными и сопутствующими потоками от поставщика  ресурсов до конечного потребителя в целях полного и своевременного удовлетворения рыночного спроса.   

4. Процесс планирования и обеспечения  эффективного и непрерывного  поступления товаров, услуг и сопутствующей информации к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов. (Совет логистического менеджмента США, 1991 год).

      Несмотря на различия  в трактовке логистики, очевидно, что она имеет огромный практический потенциал,  на который впервые указали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили логистику как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики», подчеркивая при этом, что главной целью логистики является максимальное удовлетворение запросов потребителей в кратчайшие сроки. Некоторые специалисты предлагают рассматривать основные цели логистики в комплексе, поскольку достижение одной цели зависит от реализации другой. Это предложение иллюстрируется в виде логистического треугольника (рис.1).                             

Рис. 1. Логистический треугольник 

        Широкое толкование логистики соответствует сложным процессам и явлениям, происходящим в современной экономике, и поэтому представляется актуальным и перспективным построение универсальной логистической концепции, основными постулатами которой являются  следующие положения:

- объекты исследований  и преобразований в логистике  – материальные, информационные, сервисные, финансовые и другие потоки  в различных системах;

- цель исследований  и разработок – оптимизация  соответствующих потоков путем  поиска и  максимальной мобилизации имеющихся резервов;

- оптимизация потоковых  процессов ведется с позиции  системы как единого целого;

-  базовым  инструментом логистической оптимизации потоковых процессов служит теоретический аппарат ряда фундаментальных и прикладных наук.

Предметом логистики  является анализ и  совершенствование  методов  управления различными потоками в пространстве и времени. Логистика относится к ключевым видам деятельности компании наряду с производством и маркетингом. М.Портер  разработал пирамиду полной стоимости фирмы,  в которой определил место логистики в организации (рис. 2).

 

Рис. 2. Пирамида полной стоимости фирмы

* Внешняя логистика осуществляет  закупки необходимых ресурсов,  их транспортировку на предприятие,  обработку заказов потребителей, распределение  и доставку готовой продукции в торговую сеть в соответствии с потребительским спросом.

** Внутренняя логистика занимается приемом материальных ресурсов, их складированием, хранением, транспортировкой на производственные участки,  составлением транспортного расписания и планированием потребности в закупаемых материалах.

В начале ХХI века ученые стали говорить о логистизации, под которой понимается тотальная организация логистических систем в экономике. Важнейшим условием оптимизации данных систем является соблюдение организационного, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов. Для повышения эффективности их исследования ученые выделяют взаимосвязанные области, которые составляют иерахическую структуру теории логистики.

Металогистика - изучает  совокупность потоков жизнедеятельности  общества, определяет оптимальные цели и приоритеты его развития.

Мезологистика - изучает  логистическую деятельность отраслей национального хозяйства и экономических регионов.

Макрологистика – проводит исследования внешней среды организации, разрабатывает  методы координации работы поставщиков, производителей, перевозчиков и потребителей, оптимальной организации складского и транспортного процессов, а также распределения готовой продукции.

Микрологистика – занимается анализом внутренней среды организации, разрабатывает  методы решения проблем планирования,  подготовки, реализации и контроля процессов перемещения материальных и сопутствующих потоков внутри организации.

По оценкам специалистов, широкое  внедрение концепции логистики  позволяет сократить время продвижения  товара на 25-30%, снизить уровень товарных запасов на 10-20%, количество нарушений сроков поставки - на 30-50%.   Экономический эффект  от  применения логистического подхода к управлению предприятием достигается за счет снижения уровня материальных запасов и  затрат  на их содержание,  оптимизации маршрутов движения транспорта и сокращения транспортных расходов,  оптимизации количества складов,  повышения эффективности  производства продукции, оптимизации сервиса и улучшения информационно-финансового обеспечения логистической деятельности. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % удельных расходов на выполнение логистических функций обеспечивает организации эффект, равный эффекту от увеличения объема реализации ее продукции на 10 %. Успешная реализация логистического подхода к управлению материальными и информационными потоками, по некоторым оценкам, позволяет организациям более, чем на 40 % увеличить свою прибыль.

              В современных условиях логистика  приобретает статус концептуальной  стратегии управления общественным  развитием и научно-техническим прогрессом, поскольку по заявлению американского специалиста Д. Уотерса «без логистики никакие материалы не перемещаются, никакие операции не выполняются, никакие продукты не доставляются и никакие потребители не обслуживаются».

 

1.2 Факторы и принципы  развития логистики

 По мнению американского  ученого И. Стингерса, «существуют  явления необратимые, которые несут в себе стрелу времени». Такие явления в мировой экономике способствовали ускоренному развитию логистики. К ним относятся:

- глобализация рынка  и рыночных отношений между  странами;

- распространение философии  маркетинга и всеобщего управления  качеством;

- прогресс в информационных  и компьютерных технологиях;

- развитие локальной  конкуренции, вызванное переходом  от «рынка продавца» к «рынку покупателя», т.е. ориентация на спрос потребителей;

- давление фактора  затрат на производство и сбыт  продукции;

- энергетический кризис, "тарно-упаковочная" и "складская"  революции;

- унификация правил  и норм по поставке товаров  во внешнеэкономической деятельности;

- рост международной  конкуренции, партнерства и стратегических  союзов.

Развитие логистики привело  к формированию инновационной концепции  «глобальной логистики», под которой понимается стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем,  связывающих бизнес-структуры  различных       стран на основе разделения труда и партнерства в форме договоров и общих планов развития,  поддерживаемых на  государственном уровне.

Глобальная логистика  является важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. Успех достигается за счет следующих задач:

1. Реализация  концепции   гибкого  производства,   способствующей  быстрой  адаптации производителей  к рыночной конъюнктуре с учетом требований потребителей.

2. Сокращение времени  на реализацию основных логистических  циклов: "закупки-производство-распределение".

3. Развитие транснациональных  логистических систем для более  свободного перемещения товаров, капитала и информации.

4. Снижение уровня запасов и общих логистических издержек.

5. Внедрение современных  компьютерных и  информационных  технологий, обеспечивающих повышение эффективности логистической системы.

  Зарубежный опыт показывает, что ведущие мировые компании делают акцент на стратегическую логистику, которая находится за пределами собственно деловой структуры, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая логистика определяется как использование логистической компетентности и многоканальных партнерских отношений для достижения конкурентных преимуществ. Организация, обладающая стратегическими способностями, сначала поручает выполнение логистических обязанностей контрагентам, а затем выполняет свои собственные действия с большей точностью. Эффективная стратегическая логистика требует объединения действий компаний с ключевыми поставщиками товаров и услуг в масштабе всей отрасли. Организации, использующие логистику как основу корпоративной стратегии, делают многие вещи иначе. Во-первых, они стремятся использовать логистическую компетентность для получения и удержания конкурентного преимущества, во-вторых, стремятся оптимизировать добавленную стоимость на продукт или услугу, и наконец, эти организации используют все средства для достижения цели, формируя стратегические союзы со своими поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.

Основными принципами, способствующими  развитию логистики являются:

1. Устойчивость - сбалансированность  производства и распределения  товаров.

2. Гибкость - возможность внесения изменений в производственную программу выпуска продукции и графики закупки материалов.

3. Оптимальность –  соблюдение критерия минимума  общих логистических затрат управления материальными и сопутствующими потоками.

4. Надежность в обеспечении материальными ресурсами (МР) и готовой продукции (ГП).

5. Высокое качество  обслуживания потребителя.

6. Моделирование и  информационно-компьютерная поддержка  логистического процесса.

Методы реализации данных задач и принципов обсуждаются на всемирных, европейских и российских конгрессах и форумах по логистике, которые проводятся под различными девизами, например, "Логистика объединяет людей, рынки и материки", "Логистический вызов - лучше, быстрее, дешевле!", "Пусть отстающий станет первым,  чтобы служить последнему". Содержание данных девизов подтверждает значение логистики как теории и практики управления логистическими процессами в экономике.

 

 

1.3 Задачи и  виды логистической деятельности

Одной из важнейших проблем теории логистики является разработка планов координации и интеграции логистической деятельности. Под ней понимается (в общем смысле) - организация совместной деятельности менеджеров различных подразделений  предприятия, а  также  группы организаций по эффективному продвижению материальных ресурсов и готовой продукции в логистической системе. Субъектами логистической  деятельности являются:  поставщики  материальных  ресурсов,  транспортные и страховые компании,  производственные предприятия, торговые организации, грузовые терминалы, банки, потребители и государственные органы надзора и регулирования.

Миссия, то есть предназначение логистической деятельности  формулируется  в виде совокупности правил "7R", представленных в табл. 1.                      Таблица 1

   № п/п

Правило

Содержание

1.

Right product

Нужный товар или  услуга

2.

Right condition

Заданного качества

3.

Right quantity

В необходимом количестве должен быть

4.

Right place

Доставлен в   установленное  место

5.

Right time

В назначенный срок

6.

Right customer

Конкретному потребителю

7.

Right cost

С минимальными затратами  ресурсов

Информация о работе Лекции по "Логистике"