Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
К поддерживающим
логистическим функциям
- складирование - определение числа, типа и дислокации складов, их площади и выбор складского оборудования;
- грузопереработка - перемещение ресурсов и готовой продукции на складе, их размещение на стеллажах, комплектование грузов по заказам;
- защитная упаковка, обеспечивающая сохранность грузов;
- обеспечение возврата товаров, которые не удовлетворяют потребителей или не прошли гарантийного срока службы;
- обеспечение запасными
частями и сервисное
- сбор вторичных ресурсов
- отходов производственного
- информационно-компьютерная поддержка - обработка информации о движении потоков, их учет, анализ и контроль.
Совокупность взаимосвязанных операций и функций, используемых при управлении материальными и сопутствующими потоками, называется ключевым бизнес-процессом (циклом, подсистемой). Персонал логистического менеджмента учитывает и контролирует общие издержки и время исполнения заказа в каждом бизнес-процессе логистической системы предприятия.
2.3. Логистическая система и ее показатели
Под логистической системой (ЛС) понимается сложная динамическая структурированная система управления материальными и сопутствующими потоками, состоящая из взаимосвязанных элементов, подчиненных целям организации бизнеса. По уровню управления - выделяют глобальные, макро- и микрологические системы. К глобальным логистическим системам относятся:
- транснациональные ЛС, формируемые на уровне страны в целом;
- мультинациональные ЛС, охватывающие несколько стран.
Макрологистическая система функционирует на уровне территориального образования отдельной страны. Выделяют районные, областные, краевые, региональные и республиканские макрологистические системы. В соответствии с объектом управления они делятся на отраслевые, торговые и транспортные системы. Микрологистическая система относится к конкретному предприятию. Различают внутрипроизводственные, внешние и интегрированные микрологистические системы. Внутрипроизводственные ЛС предназначены для совершенствования управления материальными потоками в цикле производства продукции в пределах рабочего места, участка и цеха. Внешние ЛС оптимизируют управление различными потоками в циклах закупок, транспортировки, складирования материалов и распределения готовой продукции вне производственного цикла. Интегрированная микрологическая система объединяет внешние и внутрипроизводственные ЛС. Формирование такой системы является главной задачей персонала логистического менеджмента в организации.
Основными элементами логистической системы являются: звено, цепь, канал и сеть. Звено логистической системы - экономически и/или функционально обособленный объект, реализующий определенные логистические операции или функции. В качестве звеньев логистической системы выступают поставщики материальных ресурсов, производственные, транспортные, экспедиционные, страховые и торговые фирмы, биржи, банки, инвестиционные и венчурные компании, таможня, а также организации информационно-компьютерного сервиса и связи. Различают три типа звеньев: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие потоки. Если звено логистической системы генерирующего типа, то имеется только выходной поток, если же - поглощающего типа, то отсутствует выходной поток. Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы, осуществляющих логистические функции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой. Логистический канал - это частично упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков ресурсов, необходимых для производства конкретной продукции до ее конечных потребителей. Логистическая сеть - полное множество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам.
Процесс формирования логистических систем завершается расчетом показателей, связанным с ее функционированием: затрат и эффективности. Каждой логистической операции соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья ЛС. Сумма всех затрат составляет общие логистические издержки данной логистической системы:
Собщ = Сзак + Стр + Спр + Суз + Сскл + Срт + Сифо + Суп,
где: Сзак - затраты на закупку материальных ресурсов; Стр - расходы на транспортировку; Спр – производственные издержки; Суз - затраты на управление запасамиматериальных ресурсов и готовой продукции; Сскл – расходы на складирование; Срт – издержки на распределение товаров; Сифо - затраты на информационно-финансовое обслуживание; Суп - управленческие расходы.
Интегрированный подход к развитию логистики изменил концепцию ее затрат: сначала определяют объем и характер работы логистической системы, а потом затраты, связанные с ее выполнением. В данной концепции получил развитие новый подход к расчету издержек, заключающийся в разработке миссий, т. е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках новой рыночной ситуации. При калькуляции и анализе издержек по миссиям учитываются затраты, связанные только с выполнением конкретной миссии, т. е. ориентированы на конечный результат. Критерий минимума общих логистических затрат является основным при оптимизации логистической системы. Для снижения общих логистических издержек необходимо оптимизировать:
- количество логистических посредников;
- время и маршрут движения материальных потоков;
- уровень запасов товарно-материальных ценностей;
- нормы расхода материальных ресурсов и нормы времени на изготовление продукции;
- организацию производства
и распределения готовой
- риски логистической деятельности;
- организационную структуру управления фирмы.
Минимизация общих логистических затрат приведет к повышению прибыли организации и ее конкурентоспособности, а также росту эффективности ЛС. Под ней понимается обеспечение необходимого уровня сервиса поставок товаров на потребительский рынок. Сервис поставок характеризуется рядом параметров, которые должны соответствовать критериям эффективности логистической системы, представленным в табл. 3.
Критерии эффективности логистической системы
Параметры |
Критерии |
Точность поставки |
Поставка продукции требуемого ассортимента и качества в определенном количестве |
Верность поставке |
Точное соблюдение срока поставки |
Сроки поставки |
Минимум времени между датами выдачи и выполнения заказа |
Состояние поставки |
Высокое качество упаковки, обеспечивающей сохранность поставляемой продукции |
Равномерность поставки |
Поступление продукции равными частями через равные промежутки времени |
Гибкость поставки |
Быстрая реакция на изменение запросов потребителей в отношении количества поставляемой продукции |
Готовность к поставкам* |
Высокая вероятность точности исполнения заказов потребителей |
Информационная готовность |
Быстрота и точность ответов на запросы потребителей на всех стадиях выполнения заказа |
* Готовность к поставкам
выражается посредством
а) количество выполненных заказов к числу полученных заказов;
б) поставленное кол-во товаров (физ.ед.) к требуемому объему;
в) время задержки заказов (дни) ко времени поставки.
Логистическая система является эффективной, если все параметры сервиса поставки соответствуют указанным критериям.
Тема 3. Построение логистических систем
3.1 Логистическая
иерархия и логистическая
Главной стратегической задачей службы логистики на предприятии является формирование интегрированной микрологистической системы (ИМЛС), а в дальнейшем - ее совершенствование. Решение этой проблемы зависит от реализации основных тактических задач: развитие внутрипроизводственной и внешней логистических систем на основе внедрения микрологистических технологий и базовых логистических систем. При проектировании ИМЛС должны соблюдаться следующие принципы:
1) системного подхода - рассмотрение всех элементов системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения целевой функции;
2) координации и интеграции
всех звеньев ЛС по
3) глобальной оптимизации всех элементов и параметров ЛС;
4) тотальных затрат - учет общих издержек управления материальными и сопутствующими потоками в ЛС;
5) всеобщего управления качеством - обеспечение надежности функционирования каждого элемента ЛС;
6) ориентации на
7) адаптивности - возможность гибкого реагирования ЛС на колебания спроса и другие параметры внешней и внутренней среды бизнеса;
8) оптимальности В.Парето
- принятие решения по
9) моделирования и информационно-компьютерной поддержки;
10) гуманизации всех функций в ЛС - соответствие экологическим, эргономическим, социальным и этическим требованиям персонала.
Проектирование
рированной функции осуществляется в соответствии с определенной логистической иерархией состоящей из пяти элементов (рис 5):
Логистические концепции и технологии
Логистические информационные системы
Ключевые бизнес-процессы
Логистические операции и функции
Рис. 5. Логистическая иерархия в интегрированной логистике
Логистическая стратегия представляет собой комплекс стратегических решений, способствующих оптимизации спроса и предложения товаров данной организации и созданию конкурентных преимуществ высшего порядка. Не случайно девиз совершенной стратегии логистики – «обязательно, своевременно и точно».
Разработка логистической стратегии осуществляется поэтапно. На первом этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии организации на рынке, а также детально оценивается связь с ее маркетинговой и производственной стратегией.
На втором этапе подбираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне предприятия в целом и ее структурных подразделений. На третьем этапе устанавливаются приоритеты и выбирается наиболее эффективная логистическая стратегия на основе следующих критериев:
а) снижение общих логистических
затрат в процессе производства,
складирования и транспортировк
б) минимизация инвестиций в логистическую систему путем использования складов общего пользования и логистических посредников;
в) повышение качества продукции, сертифицированной стандартом ISO 9002 и улучшение логистического сервиса, способствующие повышению прибыли предприятия и его репутации на рынке.
Одним из важных стратегических решений является формирование и внедрение логистических информационных систем.
3.2. Логистические информационные системы
Построение информационной системы логистики должно быть индивидуальным в зависимости от количества задач и структуры организации. При этом под информационной системой понимают систему сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в процессе управления. Рекомендуется всю логистическую систему рассматривать как совокупность функционально ограниченных подсистем, функционирование которых обеспечивается информацией на уровне ее собственных информационных подсистем. Основной целью создания информационной системы в организации является обеспечение ее конкурентоспособности в сложных рыночных условиях. Потребителями информационной системы в организации являются: подразделения маркетинга, логистики, склад, разработчики изделий и технологий, управленческий персонал. К внешним потребителям относятся: потребители продукции, поставщики сырья и материалов, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.
Основные принципы построения любой информационной системы:
- иерархия - подчиненность
задач и использования
- принцип агрегированности данных - учет запросов информации с разных уровней управ-
ления;
- избыточность - построение с учетом не только текущих, но и будущих задач;
- адаптивность к изменяющимся запросам;