Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
Расчет потребности в МР ведется отдельно для основного и вспомогательного производства с применением экономико-математических моделей.
Потребность материальных ресурсов для основного производства определяется методом прямого счета по формуле:
,
где Hij – норма i-го материала на производство j-го изделия в натуральных единицах измерения;
Nj – программа производства j-ых изделий в плановом периоде; n - ассортимент.
Потребность в материальных ресурсах на ремонтно эксплуатационные нужды:
,
где T - годовая загрузка оборудования; T0 - наработка на отказ оборудования данного вида; R0 - заданный уровень надежности; Qj - кол-во ед. оборудования данного вида; Hij - норма расхода мат. i-го вида на 1 ремонт.
Достоверность определяемой потребности на основе рассмотренных выше методов значительно повышается, если они сочетаются с методом экспертных оценок. Сущность его заключается в том, что динамика изменения потребности устанавливается или уточняется на основе опроса специалистов в области снабжения. С этой целью разрабатываются специальные анкеты, в которых формулируются вопросы, касающиеся факторов и общей потребности в материалах. Обобщение и учет мнений специалистов могут оказать существенное влияние на точность прогнозов. Надежность экспертных оценок определяется в первую очередь подбором специалистов-экспертов, их информированностью в изучаемых проблемах, а также возможностями обработки полученной информации.
Современные методы прогнозирования и планирования потребности в материалах используют Принцип (правило) В.Парето 20/80, согласно которому 20% объектов обеспечивает примерно 80% результата, поэтому управленческие ресурсы должны быть направлены на эти важные объекты. В логистике применяется более широкая трактовка данного принципа, на основе которого разработана модель АВС-анализа. Сущность данного метода заключается в дифференциации всей номенклатуры закупаемых материалов по степени распределения их общей стоимости на группы А, В и С. В процессе АВС-анализа определяется количественная и стоимостная структура потребности в закупаемых материалах и выявляются резервы повышения эффективности закупочной деятельности, например, сокращение величины запасов материалов и снижение издержек, связанных с их хранением.
Таким образом, АВС-анализ предопределяет точное прогнозирование потребности в материалах, их физический контроль, надежность поставки и тщательный учет сохранности на складе предприятия. Очевидно, что рыночный характер и сбалансированность спроса и предложения дают возможность осуществлять немедленные закупки по мере возникновения потребности. Это позволяет частично или полностью отказаться от запасов по многим ассортиментным позициям и производить закупки по мере необходимости. Поэтому знание группы, в которую входит тот или иной материал, оказывается чрезвычайно важной информацией для рационального управления логистическими процессами закупки.
Результаты АВС-анализа
Рис. 10. Кривая распределения Лоренца
Анализ графика показывает что:
1. В группу А входят
материалы, количество видов
2. В группу В включаются
материалы, количество видов
3. В группе С находятся
материалы, количество видов
Результаты расчета потребности в закупаемых материалах и АВС-анализа являются основой для разработки бюджета и программы закупок.
4.3 Стратегии и методы закупок
Для осуществления эффективной закупочной деятельности необходимо разработать общую стратегию закупок. Она представляет собой совокупность стратегических параметров, сформулированных в виде следующих вопросов:
- стандартные или особые товары для потребностей конкретного заказа;
- продукцию, имеющую сертификат качества, или нет.
2. СКОЛЬКО:
- в большом или малом количестве;
- доставка запаса со
склада поставщика или
3. КОГДА:
- предварительная закупка товаров;
- сегодня или позже.
4. КТО:
- централизованно или децентрализовано;
- команда по управлению проектами или отдел снабжения.
5. ЦЕНА:
- стандартная; пониженная; рыночная; с учетом расходов;
- арендовать/производить/
6. ГДЕ:
- местный или региональный поставщик;
- национальный или иностранный;
- крупный или мелкий;
- единственный или
многочисленные источники
7. КАК:
- переговоры или тендер;
- системные или долгосрочные контракты, совместная покупка;
- агрессивно или пассивно;
- способы обмена информацией между покупателем и продавцом.
Результаты ответов дают возможность выбрать конкретную стратегию из ряда следующих стандартных закупочных стратегий:
а) стратегия поиска материальных ресурсов и других ценностей в зависимости от количества поставщиков: один поставщик, единственный поставщик – монополист по отношению к закупаемому продукту, два поставщика, множество поставщиков;
б) закупочные стратегии, учитывающие объект закупки: закупка отдельных элементов либо закупка комплектов;
в) закупочные стратегии в зависимости от географической зоны охвата: локальные, внутригосударственные и глобальные закупки;
г) стратегии, учитывающие размещение поставщика: внешние поставщики либо внутренние поставщики;
д) закупочные стратегии, учитывающие субъект закупки: индивидуальные или коллективные закупки;
е) стратегии поиска ценностей, учитывающие характер связей между продавцом и покупателем: тесное сотрудничество или стратегическое партнерство контрагентов;
ж) маркетинговые закупочные стратегии, использующие следующие инструменты маркетинга закупок: поиск продукта; каналы поставки; контакты с поставщиками; до – и послезакупочные услуги; цены;
з) стратегии закупок с использова
и) стратегии, учитывающие время поставки: поставки на склад, ведущие к появлению запасов, либо – в соответствии с принципами pull («вытягивание») и Just-in-Time (точно – в – срок) – непосредственно на конкретное рабочее место:
- JIT (Just In Time) - закупка
МР к моменту их
- стратегия форвардной сделки - приобретение МР вперед с отсрочкой поставки, в результате которой фирма страхует себя от возможного повышения цен на материальные ресурсы в будущем;
- стратегия осреднения цены - закупки осуществляются с фиксированными в году интервалами (например, раз в квартал) по цене средней за интервал. Это наиболее распространенная стратегия закупок в России.
В соответствии с избранной стратегией определяют метод закупок. Сравнительный анализ методов закупок представлен в табл. 6.
Наименование |
Сущность |
Преимущества |
Недостатки |
Закупка по долгосрочному контракту |
Частные поставки МР по мере необходимости в производстве |
Ускорение оборота капитала, снижение запасов до нулевого уровня |
Жесткие требования к качеству МР, срокам и объемам поставки |
Оптовые закупки |
Поставка МР большой партией за один раз |
Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота |
Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат, замедление оборота капитала |
Регулярные закупки |
Поставка МР мелкими партиями в течение заданного периода |
Ускорение оборота капитала, экономия площади склада |
Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества МР |
Оперативные закупки по котировочным ведомостям |
Поставка недорогих, часто используемых МР заданного объема |
Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижени затрат на хранение |
Постоянный контроль уровня запасов МР |
Закупка с немедленной сдачей |
Поставка редко используемых МР различными поставщиками |
Своевременность и точность поставки, снижение затрат на хранение |
Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе |
Одним из главных критериев
выбора оптимального метода закупок является принцип
минимизации затрат на закупки МР и содержание
складских запасов. Для его реализации
теория логистики предлагает логистическому
менеджеру использовать базовую модель
АНМ, которую разработали американские
ученые Arrow, Harris, Marshak в 1915 году. Она предназначена
для определения оптимального объема
поставки материалов и количества
поставок в году. Данная модель базируется
на принципе минимизации общих годовых
затрат, которые складываются их постоянных
(на закупку) и переменных (на обслуживание
складских запасов МР). Функция общих
затрат записывается в виде следующего
уравнения:
ТС (Q) = М / Q К + 0,5 Q Р (r + l) / 100,
где: Р - цена единицы материала, ден. ед.; n - кол-во поставок в году, партий;
М - годовая потребность в материале, физ.ед.;
К - постоянные расходы на приобретение партии материалов, ден.ед.;
Q - объем партии поставки материалов - это постоянное кол-во материалов, которое нужно закупать через равные промежутки времени, физ.ед.;
l - норма расхода на хранение материала, %; r - альтернативная стоимость хранения материалов на складе, равная ставке банковского процента по депозиту, %.
В результате дифференцирования данной функции получают оптимальный объем поставки (или заказа) материалов:
Тогда количество поставок в году составит: n = M / Qопт .
При этом важнейшим фактором, наряду с затратами на приобретение и доставку ресурсов, является фактор времени. Поэтому сегодня во всем мире наблюдается возрастающий интерес к стратегии закупок в режиме JIT (Just-In-Time – «точно в срок»). Она основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов (МР) и готовой продукции (ГП) в необходимых количествах к тому времени, когда в них возникает потребность у партнеров в сферах производства и распределения. Таким образом, данную стратегию закупок целесообразно применять в условиях известного спроса, основанного на заказах потребителей. JIT-технология характеризуется следующими принципами:
1) минимальными (по возможности, нулевыми) запасами МР и ГП;
2) небольшими объемами производства и поставок;
3) прочными связями с надежными поставщиками и перевозчиками;
4) эффективной информационной
5) высоким уровнем качества готовой продукции и логистического сервиса.
Закупки в режиме JIT требуют более частого размещения заказов у надежных поставщиков и, соответственно, более частых поставок продукции. Поэтому одним из условий реализации JIT является требование фирмы-производителя хранить определенный запас материалов на складах поставщика, находящихся поблизости от предприятия. Это приведет не только к снижению затрат закупочной деятельности, но и общих логистических издержек работы всей логистической системы. Английский специалист М. Кристофер утверждает, что «большая часть возможностей для сокращения затрат и/или повышения ценности связаны с взаимодействием партнеров по цепи поставок». Если организации, например, поставщик и заказчик длительно и успешно сотрудничают, появляется возможность образования стратегического союза или партнерства. Основными условиями партнерства являются следующие:
- тесное взаимодействие партнеров на всех уровнях логистики;