Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
- долгосрочные обязательства и прогнозирование результатов совместной работы;
- взаимное доверие, общие задачи, цели и культура бизнеса;
- гибкость и готовность совместно решать возникающие проблемы;
- совместная разработка продуктов и процессов;
- гарантированная надежность и высокое качество товаров и услуг;
- эффективный обмен информацией, опытом и используемыми информационно-компьютерными системами;
- соглашение по затратам
и прибыли в целях
- расширение совместной деятельности для выхода на новые рынки;
- справедливое распределение рисков, прибыли и инвестиций.
В США партнерские отношения с поставщиками имеют такие крупные корпорации, как IBM, Ford, Motorola и другие.
4.4. Критерии и формы выбора поставщиков
Важными проблемами закупочной деятельности являются: определение оптимального числа поставщиков, поиск потенциальных поставщиков и выбор оптимального, наиболее квалифицированного из них. Организация может работать с единственным поставщиком. Этот вариант обеспечивает следующие преимущества:
- стремление добиться прочных взаимоотношений;
- ценовые скидки при размещении крупных заказов;
- более легкие коммуникации и процедуры для регулярно размещаемых заказов;
- меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их поставках.
Обычно организации взаимодействуют с несколькими поставщиками одного и того же материала. Преимущества использования нескольких источников материалов заключаются в следующем:
- конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;
- снижение вероятности сбоев в поставке;
- обеспечение доступа к большему объему информации;
- более легкое удовлетворение меняющегося спроса.
В логистике существует
положение, что плохой поставщик
может вызвать гораздо больше
проблем, чем плохие материалы. Поэтому
в большинстве организаций
В процессе поиска потенциальных
поставщиков логистический
1. Изучение рекламных материалов в СМИ, Интернет и фирменных каталогах.
2. Посещение выставок и ярмарок, торговых представительств, конгрессов и семинаров для установления прямых контактов.
3. Объявление конкурса (тендера).
4. Письменные переговоры
между поставщиком и
5. Опрос общественного мнения (банки, торговые организации, аналитические и информационные агентства, государственные органы надзора).
Поступающая информация позволяет провести анализ поставщиков на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество критериев может варьироваться от одного до несколько десятков. Все зависит от стратегических и тактических целей организации, которая сама определяет эти критерии. К числу важнейших критериев выбора поставщика относятся: цена и качество поставляемых материалов, условия и сервис, то есть надежность и стабильность поставок. Эти факторы влияют на прибыль производителя (потребителя). Кроме них, в анализе используют следующие параметры поставщика:
- время выполнения заказа и его стабильность;
- доля своевременных поставок и доля продукции, имеющейся в запасе;
- возможности складирования и экспедирования продукции;
- удобство размещения заказа и коммуникации;
- техническая спецификация и спецификация качества;
- прошлый опыт взаимодействия с поставщиком.
При получении одинаковых критериев у нескольких поставщиков и для получения наиболее выгодных условий поставок, могут использоваться дополнительные критерии:
- финансовые условия
- способность поставщика
- дислокация (близость поставщика), послепродажное обслуживание и обучение пользователей;
- обеспечение оборудования запасными частями, возврат некондиционных товаров;
- наличие у поставщика
резервных мощностей и
- конкурентоспособность
и уровень используемой
- уровень организации
управления качеством
- финансовая устойчивость поставщика, подтвержденная независимым аудитором;
- имидж (репутация)
поставщика в глазах
- уровень риска и
отсутствие негативного
- уровень квалификации
сотрудников, их социальный
Одной и наиболее эффективных форм выбора оптимального поставщика являются конкурсные торги (тендеры). Они проводятся с целью покупки большой партии МР или заключения долгосрочного контракта на поставку. Поставщики, желающие принять участие к конкурсе, направляют пакет предложений по поставке МР в тендерный комитет, который рассматривает эти предложения на закрытом заседании. После его завершения объявляется победитель конкурсных торгов, получающий контракт на поставку. Им признается участник, представивший наиболее выгодные условия поставки.
При выборе источника закупки (поставщика) следует также помнить о виде транспорта и перевозчике, если согласно договору обязанность доставки не возлагается на поставщика.В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. Список поставщиков обычно составляется по каждому конкретному виду поставляемых материалов. После этого остается установить контакт с соответствующими предприятиями и получить от них предложения по цене и срокам поставки.
Большинство организаций проводит мониторинг деятельности своих поставщиков. Это называется рейтингом поставщиков. Для расчета рейтинга поставщика на основе результатов его предыдущей работы разрабатывается специальная шкала оценок, в которой указывается значимость критериев в порядке убывания, удельный вес критерия с позиции потребителя и оценка значимости критерия с позиции поставщика по 10-балльной шкале. Итоговая оценка критерия потребителем представляет собой произведение предыдущих двух оценок. Рейтинг поставщика - это сумма оценок каждого критерия потребителем (табл. 7).
Определение рейтинга поставщика
Критерии выбора поставщика |
Удельный вес поставщика |
Оценка критерия поставщиком |
Оценка критерия потребителем |
Цена |
0,30 |
8 |
2,40 |
Качество |
0,25 |
6 |
1,50 |
Надежность поставки |
0,20 |
7 |
1,40 |
Условия платежа |
0,15 |
5 |
0,75 |
Финансовое состояние |
0,10 |
4 |
0,40 |
Итого: |
1,00 |
6,45 |
Рейтинги рассчитываются для разных поставщиков, сравниваются и выбирается оптимальный поставщик, имеющий максимальный рейтинг.
Важным фактором является лояльность поставщика, обеспечивающая добрые отношения между поставщиком и покупателем (организацией). Специалисты по логистике утверждают, что «ни одна компания не может выйти на мировой уровень, если она регулярно не оценивает уровень удовлетворения своих ключевых поставщиков и пытается постоянно улучшать отношения с ними».
Процесс закупок материальных ресурсов реализуется в соответствии с политикой
коммуникации с поставщиком, которая включает следующие мероприятия:
- организация письменных переговоров с поставщиком или в режиме электронного обмена данными;
- заключение договора поставки;
- документальное оформление заказов и поставок;
- оплата поставок покупателем
и взыскание с поставщика
- анализ показателей, отражающих степень готовности к поставкам и степень исполнения поставщиком условий договора, таких как: наличие в партии дефектных товаров, наличие поставок с опозданием или преждевременных поставок;
- отправка рекламаций
в отношении количества и
- возврат и замена некондиционной продукции;
- подача судебных
исков по возмещению убытков
в случае срыва графика
Письменные переговоры
организации с поставщиком
При заключении договора поставки стороны согласовывают базисные условия поставки. Это - совокупность терминов, определяющих обязанности продавца и покупателя товара по фрахтованию судов, страхованию груза, организации и оплате перевозки, выполнению таможенных формальностей. Они были разработаны Международной торговой палатой и известны под названием "Инкотермс". В последней версии "Инкотермс-2000" базисные условия поставки размещены по четырем группам (табл. 8). Задача логистического менеджера выбрать и согласовать наиболее выгодные базисные условия поставки.
Инкотермс-2000
Группа |
Обозначение |
Условия поставки |
Примечания |
Е:отгрузка |
EXW |
С завода |
|
F:основная перевозка не оплачена |
FCA FAS FOB |
Франко-перевозчик Свободно вдоль борта судна Свободно на борту |
F - продавец обязан передать товар определенному перевозчику свободным от риска, за счет покупателя |
С:основная перевозка оплачена |
CFR CIF СPT CIP |
Стоимость и фрахт Стоимость, страхование и фрахт Перевозка оплачена до … Перевозка и страхование оплачены до … |
С - продавец обязан нести определенные расходы и после наступления момента распределения риска и утраты или повреждения товара |
D:прибытие |
DAF DES DEQ DDU DDP |
Поставка на границе Поставка с судна Поставка с причала Поставка без оплаты пошлины Поставка с оплатой пошлины |
D - товар должен прибыть
в согласованное место назначен |
Каждому термину, указанному в договоре поставки соответствуют следующие обязательства сторон:
1. EXW (ЕХ Works) - продавец передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (например, складе). Покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой груза к месту назначения.
2. FCA (Free Сarrier) - продавец передает товар, прошедший таможенную очистку для вывоза в согласованном пункте отправления в распоряжение перевозчика, указанного покупателем. Перевозку организует и оплачивает покупатель.
3. FAS (Free Аlongside Ship) - продавец считает свои обязательства по поставке выполненными, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все расходы по перевозке, включая таможенные пошлины, а также принимает риски утраты товара.
4. FOB (Free Оn Board) - продавец
обязан за свой счет поставить
товар на борт судна в
5. CFR (Cost and Freight) - продавец
обязан оплатить все расходы
и фрахт, необходимые для