Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 00:03, лекция
1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране
и за рубежом.
2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской
деятельности.
3. Принципы логистики.
4. Логистические аспекты товародвижения:
поступления материалов на очередную стадию производства и временем их
потребления. Данная система минует промежуточное складирование
(производство без запасов, работа с колес). Применение системы требует
синхронизации мат. потока и тех. операций.
Применение системы Канбан без системы “Точно во время” и “Точно в срок”
невозможно.
“Оптимизированная производственная технология” - система организации
производства и снабжения, разработанная Израильскими и Американскими
специалистами в 80-е годы, “Израильский Канбан”. Цель - выявление в
производстве узких мест или, по терминологии создателей, “критических
ресурсов”, в качестве которых выступают сырье, материалы, машины,
оборудование, тех. процессы, персонал.
Система JIT (ДЖИТ)
Сведение к минимуму простоев в ожидании материалов и обеспечить полную
сбалансированность процессов перевозок, производства, монтажа, их
синхронизация.
Варианты системы:
- Производство одновременно с монтажом (сборкой) - “сборка с колес”.
- Закупка одновременно с производством (в организацию производства
вовлекаются субпоставщики) при изготовлении продукции участвуют несколько
самостоятельных предприятий: 1 генподрядчик, другие - субпоставщики,
которые изготовляют и поставляют на головное предприятие отдельные
составные части изделия.
Система “Семь 0”
Модификация системы JIT. Ее особенности:
- 0 дефектов (высокое качество)
- 0 простой (мин.
Время наладки при смене
- 0 размер партии на рабочем месте
- 0 потери времени и затрат на транспорт
- 0 сверхнормативной продукции
- 0 простоев при устранении неисправностей
- 0 длительность цикла (итог 6 первых пунктов)
0 не означает сведение к
стремимся.
Синхронизация движения материальных и информационных потоков, т.е. 2
параллельных потока. Позволяет получить любую информацию о месте нахождения
мат. потока.
Распределительная логистика
Задача - довести товар до потребителя с минимальными издержками и в
кратчайший срок.
Место распределительной
функции в логистической
Распределительная логистика связана с товародвижением в сфере
распределения:
- планирование и контроль за физическим перемещением материалов и готовых
изделий от мест происхождения к местам их использования.
1. Закупка
1 предприятие 2. Производство
3. Продажа (распределение)
потребители 1. Закупка
2. Производство
3. Продажа (распределение)
Распределение одного предприятия тесно связано с закупкой на другом
предприятии.
Отличия логистики распределения от логистики закупок в том, что процесс
распределения продукции и процесс закупок проходят в разных звеньях сферы
обращения, протекают неодинаково и имеют различные целевые задачи.
В распределительной логистике исполнитель - предприятие изготовитель, в
закупочной - покупатель. Логистические операции и издержки могут быть
многовариантны в зависимости от условий поставки.
Переход распределительной логистики в закупочную - транкировка цен.
Распределительная логистика:
Сущ. понятие: цена франко-вагон-станция отправления. Это значит, что
поставщик выполнил все условия по транспортировке и отправке груза, начиная
с момента его упаковки и отгрузки до момента, когда груз погружен в вагон.
Закупочная логистика - остальные операции, совершаемые покупателем.
Как правило, большая часть прибыли приходится на долю производителя (от 3
до 40 и даже 50%).
Граница между распределительной и закупочной логистикой подвижна, но
правила, определяющие эту подвижность стабильные и четкие.
Функции распределительной логистики:
- выгодно распределить
- выгодно реализовать
- выгодно продать
Цели распределительной
- обеспечить постоянную
услуг
- обеспечить
- постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на
старых рынках
- обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения
- совершенствовать условия
- устанавливать устойчивые
- следить за выполнением
- создавать новые склады на рынках потребителя
- обеспечивать экстренные нужды потребителей
- создавать и поддерживать
- обеспечивать максимальный
Сервис:
- поддержание больших объемов ТМЗ
- безупречная система
- наличие множества складов на разных рынках
- организация дополнительный точек сервисного обслуживания и
консультирования клиентов
(Затраты на сервис
эффект
кривая насыщения - дальнейшие вложения
не влекут эффекта.
Деньги на сервис, потраченные меньше определенной суммы также не влекут
эффекта инвестиции
Минимизация издержек на
- дешевая система транспорта
- поддержание небольших ТМЗ
- наличие оптимального количеств
- оптимальная мощность складов
- оптимальное расположение
Некоторые фирмы часть своего ТМЗ хранят на самом предпирятии или недалеко
от него, остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может
иметь собственные арендованные склады, арендованные места.
Степень контролирования ТМЗ выше на своем складе, но фирме труднее гибко
реагировать на спрос.
Общественный склад - высокие издержки, но зато предоставляются
дополнительные услуги - контроль и охрана. Фирма может легко переместиться
на другой рынок.
Логистические цепи (логистический канал, канал распределения)
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или
юридических лиц (посредники, производители, склады общественного
пользования и т.д.).
Это множество осуществляет логистические операции по доведению внешнего
материального потока от одного предприятия до другого и производства,
потреблении материальных ресурсов.
По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние:
Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за
воротами предприятия.
Внутренние - между участками самого предприятия, как правило циклические и
периодически возобновляются.
Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии
долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными.
Классы сложности
1. Простая логистическая цепь
продавец покупатель
Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями,
которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки.
Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем.
2. Средней сложности
посредник перевозчик
3. Сложные логистические цепи
биржа
посредники посредники
продавца покупателя
Пример сложной цепи при ж/д перевозках
03
04
01 02 07 08
05
06
01 - продавец
02 - посредник отделения ж/д - перевозчик купленных товаров
03 - орган ж/д, сдающий в аренду участок ж/д пути на грузовой станции
04 - погрузочно-разгрузочная организация, которая предоставляет на прокат
технику для отгрузки
05 - организация или фирма,
06 - экспертные организации
07 - автотранспортные организации, перевозчик грузов со станции
08 - покупатель
4. Сверхсложная цепь - древовидный граф
Упрощение логистической цепи - когда посредником выступает торгово-
закупочная организация со своим складом, транспортом, экспертами.
Отличие логистической цепи от цепи распределения - наличие выбора.
При выборе канала распределения рекомендуется учитывать особенности
конечных потребителей:
- местоположение потребителей
- количество потребителей
- концентрация потребителей
- величина среднеразовой закупки
- уровень доходов потребителей
- закономерность поведения потребителей при покупке
- объем услуг, который хотели бы видеть потребители
Возможности фирмы производителя:
- если фирма малая - ей выгоднее участвовать в коротких системах
распределения
- возраст фирмы ( для молодой фирмы предпочтительнее короткие цепи)
- финансовые возможности
- месторасположение на рынке
- фактор конкуренции
- управление маркетинговой
- охват рынка
- доступность информации о рынке
- мощность предприятия
- та стратегия или политика, которой придерживается предприятие в области
распределения (если политика пассивная - цепи длинные)
Преимущества коротких каналов распределения:
- непосредственное изучение
- контроль за ведением торговых операций
- экономия на посредниках
- тесное сотрудничество с потребителями
- возможность проведения
- развивать контрактные
- формировать постоянную
Преимущества использования
- помогает поддерживать контакт со множеством торговых точек
- посредник может действовать в качестве агента по закупке для розничного
торговца и как агент по сбыту для производителя
- фирма может не иметь своих складов а переложить обязанность хранения на
посредников
- выход на рынок через посредника с опытом работы доставляет товар
эффективнее
- снижаются затраты на доставку товара конечному потребителю, снижается
штат сотрудников отдела сбыта, затраты на орг. структуру
Показатели распределительной логистики
Товар - это предмет или действие, обладающее полезными потребительскими
свойствами и предназначенное для продажи.
Товародвижение заключается в
сочетании экономических и
перехода товара из сферы производства в сферу обращения.
Звенность - число переходов товара от одного владельца к другому.
Складская звенность - число перевозок товара от одного склада к другому.
Классификация каналов
- каналы 0-го уровня
- каналы 1-го уровня
Связь между товародвижением и товарооборотом
Товарооборот (ТО) - процесс купли-продажи, обмена товара на деньги.
Товарооборот измеряется в стоимостных и натуральных единицах.
Валовый товарооборот - сумма всех продаж товара на пути от производителя к
потребителю.
Чистый товарооборот - освобожденный от повторного счета (от перепродаж) =
конечной продаже товара.
Коэффициент звенности Кзв= Валовый ТО / Чистый ТО
Средний коэффициент звенности (перепродаж) для розничной торговли
Кзв= (Валовый ТО + запас)/(Чистый ТО+ запас)
Равномерность поставки- характеризует поступление товара равными частями в
равные промежутки времени.
Ритмичность поставки - соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных
контрактом с учетом сезонных и циклических особенностей производства или
потребления.
Степень ритмичности поставки показывает соответствие установленным срокам
поставки.
Обратная величина - число периодов поставки.
Кар =[pic] - коэффициент аритмичности. Пф - поставка фактическая, Пд - по
договору чем ближе этот коэффициент к 0, тем ритмичнее поставка.
Коэффициент вариантности поставки - показатель, обратный коэффициенту
равномерности, который вычисляется как %-е отношение среднеквадратического