Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 00:03, лекция
1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране
и за рубежом.
2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской
деятельности.
3. Принципы логистики.
4. Логистические аспекты товародвижения:
отклонения ( поставка от среднего уровня поставки.
Уровень каналов товародвижения - количество торговых посредников,
принимающих на себя права собственности на товар.
Товарный запас и
У товара 2 цели:
- удовлетворить нужды потребителя
- принести прибыль производителю
Пока товар не продан, он является запасом. Конечная цель ТМЗ - быть
проданным. Поэтому покупатель и продавец стремятся к тому, чтобы товарный
запас как можно быстрей прошел по каналам на рынок.
Запас не приносит владельцу никаких выгод, кроме затрат на хранение.
Оптимальный товарный запас прочно связан с конъюнктурой рынка. Но
существуют искусственно сформированные товарные запасы (придерживание
товара, монополия).
Товарооборачиваемость - понятие, усредняющее кругооборот товарной массы,
который представляет собой законченный процесс.
Процесс вовлечения товара в сферу обращения, конечная цель - передача
товара в сферу потребления.
На товарооборачиваемость влияют:
- соотношение спроса и предложения
- потребительские свойства товара
- сложность ассортимента товара
- организация завоза
товара в разные точки
- географические особенности
Показатели товарооборачиваемос
- объем товарного
запаса, который выражен в
стоимостном величине
- резервный товарный запас
- Min уровень товарного запаса
- Max уровень товарного запаса
- структура товарного запаса (определяется поступлениями из всех
источников)
Уровень товарного запаса - средний товарный запас за период времени
З месяц =(З нач + Зкон )/2 - средний запас за месяц
Зквартал=(З1+З2+З3)/3 - средний запаса за квартал (за 3 месяца)
Средний хронологический запас: регистрируется запас в определенные дни
месяца, и берется их среднее.
Запасоемкость - устраняет влияние факторов размерности торговой организации
и предназначен для сравнения уровней запасов разных организаций. При этом
делается предположение, что размер запаса находится в прямой зависимости от
товарооборота.
Обеспеченность товарооборота товарным запасом - отражает число дней
торговли, на которое хватает товарного запаса.
Зобесп i=Зк i /mi (Зк i - конечный товарный запас, mi - однодневный
товарный запас i-го товара).
Характеристики процесса товарооборачиваемости:
- скорость обращения (количество оборотов товарной массы в единицу
времени). Скорость зависит от продолжительности исследуемого периода.
- время обращения. Время одного оборота характеризует количество
дней, в течении которых товар находится в форме запаса (которое проходит с
момента поступления товара в сферу обращения до его продажи).
Эф=П/C - Эффективность (П - прибыль, С - количество оборотов).
Оптимальный размер товарного запаса. Простейший метод расчета - нахождение
среднего значения.
Существуют также методы:
- опытно-статистический
(основывается на
товарном запасе и дальнейшем его анализе)
- метод экспертных оценок, основан на субъективной оценке текущего
момента и перспектив развития
- расчетно-экономический метод. Сущность в том, что объем товарного
запаса разбивается на составные сегменты и оптимизация проводится по
формуле:
Ni=ai+bi+1/2ci+di
ai - запас на время приемки и предпродажной подготовки i-го товара
bi - рабочий запас i-го товара
1/2ci - половина текущего запаса
di - страховой запас i-го товара
N=(Ni - общий оптимальный запас
Наиболее применяемый - экономико-математический метод экстраполяции,
заключается в перенесении темпов, которые сложились в настоящем и прошлом
на будущее.
Формула Уилсона: [pic]
R - размер покупательского спроса
С1 - (определяется по оптимальному рынку товара) считаются все статьи
издержек, кроме транспортных. В розничной торговле С1 - затраты на
хранение, сортировку, упаковку, содержание холодильников, % за кредит,
порча товара, страховой запас и т.д. Для отдельной фирмы - все что куплено
но не продано - весь товарный запас.
С2 - все затраты на транспортировку
Методы оптимизации
Для решения задач оптимизации необходимо обеспечить контроль за всеми
звеньями системы перемещения грузов.
Оптимизация по критериям:
- Прибыль. Этот критерий дает количественную оценку деятельности фирмы,
связанной со всем комплексом операций товародвижения.
- Минимизация затрат обращения и товародвижения.
- Возможным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются
мероприятия:
- создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до
потребителя)
- экономическое объединение производства и сбыта
- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.
Возникает ряд проблем - предприятие должно решить, в какой мере затраты,
связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением
выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить
снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема
поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства
или на рынке сбыта.
Выбор схемы товародвижения зависит от целей оптимизации, поставленных
предприятием; min сроки поставки или max уровень сервиса, max прибыли, min
издержки.
Информационная система
Цели создания информационной системы:
- обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы
- обеспечение работникам нормального трудового процесса
- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании
- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка
Потребители информационной системы: подразделения маркетинга, отдел
снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое
звено предприятий.
Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции,
поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты,
инвесторы, рекламодатели.
Основные принципы построения информационной системы:
- иерархия (подчиненность
задач и использования
- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях)
- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих
задач)
- конфиденциальность
- адаптивность к изменяющимся запросам
- согласованность и информационное единство (определяется разработкой
системы показателей, в которой исключалась бы возможность
несогласованных действий и вывод неправильной информации)
- открытость системы (для пополнения данных)
В составе системы действуют эксперты и моделирующие комплексы ЭВМ. Основным
типом информационного продукта служат статистические данные, а также факты,
знания, умения представляемые как в первичной, так и в обработанной форме.
Система действует с учетом технических и правовых ограничений, может
работать в нескольких режимах:
- информационно-справочный режим
- режим сортировки и группировки
- аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов по
результатам обработки
2-х более характеристик
- расчетный режим (выполняются расчеты по заранее формализованным
моделям и зависимостям)
- советующий режим (выдается несколько решений на основе
формализованных и интуитивных методов)
- обучающий режим
- оптимизационный
Схема построения
БД ПсА Предметная база
Входные Постановка
данные задач
Классификация основных задач производства и сбыта,
решаемых с помощью
|Содержание задачи
|1.1 Сбор фактических данных,
|Статистические данные о
|первичный анализ производства и |фактическом производстве и |
|потребления
|1.2 Анализ динамики производства |периодов. Характеристики |
|
|2.1 Анализ спроса на данный вид |Статистика поставок данной |
|продукции по данному виду
|предприятий
|2.2 ФСА продукции с точки зрения
|поставке.
|данного потребителя
|2.3 Анализ эластичности спроса
на |Функциональная структура
|данный вид продукции по
|группе потребителей в
|от цены
|
|3.1 Анализ возможностей поставки |Данные о потребностях |
|на данную группу предприятий
|других видов продукции
|
|4.1 Анализ новых рынков сбыта
|Данные об использовании
|
|
|5.1 Анализ и прогноз |Данные о технологии, предметах и |
|функционирования предприятия.
|Анализ сбыта и
|скачков производства
|6.1 Общая задача формирования |Данные о технологических |
|оптимальной номенклатурной
|производственной программы
|предприятия
|6.2 Обобщенный анализ
|возможностях привлечения
|технологических, сбытовых и
|сырьевых возможностей
| |Данные о различных посреднических |
|6.3 Определение стратегии
|организациях
|предприятия по кадрам, по
|
|производству и по
|продукции
|7.1 Общий анализ и прогноз
|Данные о производстве и
|производства и сбыта данной
|продукции
|
Основные направления
функций логистики на
- Выбираются технические
- Устанавливаются требования к качественным характеристикам и определяется
объем необходимых финансовых и трудовых ресурсов
- Определение базовых методов
формирования программных
- Выбор организационной формы
осуществления программных
- Составление сетевой модели выполнения этапов и работ
- Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий
- Организация контроля, учета и оценки хода работ
Базы данных - содержат информацию по различным областям коммерческой
деятельности: справочники номенклатур товара, справочники о потребителях,
производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт, на рекламу
и приобретение услуг. Могут также использоваться таблицы категорий