Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 07:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование экономических методов управления сбыта и запасов деятельность при реализации товаров потребительского назначения на примере деятельности ОАО «Улан-УдэТоргТехника».
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование существующих экономических методов управления сбыта и запасов;
- рассмотреть существующие методики управления сбытовой деятельностью предприятий и выявить преимущества и недостатки;
- Рассмотреть структуру органов управления деятельности ОАО «Улан-УдэТоргТехника», организацию системы, планирование, используемый документооборот, существующую логистическую систему и управление складским хозяйством;
Введение……………………………………………………………………………3
1. Управление сбытовой деятельностью на предприятии…………..…….5
1.1Задачи, функции и организация службы сбыта на предприятии…………….5
1.2 Управление сбытовой деятельностью и стимулирование сбыта………….10
1.3Формирование сбытовой политики организации как основа совершенствования ее системы сбыта…………………………………………15
2. Анализ сбытовой деятельности предприятия ОАО «Улан-УдэТоргТехника»…………………………………………………………………21
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………….21
2.2. Анализ деятельности сбытового отдела…………………………………….27
3. Пути совершенствования сбытовой деятельности предприятия ОАО «Улан-УдэТоргТехника»…………………………………………………………31
3.1 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности на предприятии……………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………….40
Список использованных источников…..……………………………….…42
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что доходы ОАО "Улан-УдэТоргТехника" в 2011 году увеличились на 5099935 рублей или 26,07% , главным образом за счет роста выручки от продаж продукции и оказания услуг. При этом наблюдается снижение операционных доходов на 805781 руб. или 6%, а также снижение внереализационных доходов на 24262 или 7,3%.
Вместе с тем, в 2011 году прочие доходы составили незначительную долю в общей сумме доходов – 5,2%, что меньше на 5,5 пункта по сравнению с результатами 2010 года. Таким образом, более 90% всех доходов приходится на выручку от продаж.
В 2011 году наблюдается менее значительное увеличение по сравнению с доходами расходов на 3995002 рублей или 20%, за счет роста большей частью расходов от обычных видов деятельности (на 4726078 рублей), составляющих наибольший удельный вес (96,2%) в общей величине расходов ОАО "Улан-УдэТоргТехника". Поэтому первостепенное внимание должно уделяться расходам, связанным с приобретением товаров для последующей перепродажи.
В Таблице 2 рассматривается динамика факторов формирования финансовых результатов.
Таблица № 2
Динамика факторов формирования финансовых результатов.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+, -) |
Темп роста,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка (нетто) о продажи |
17477842 |
23407820 |
+5929978 |
133,93 |
2. Себестоимость проданных |
15994275 |
20317122 |
+4322847 |
127,03 |
3. Валовая прибыль от продаж |
1483567 |
3090698 |
+1607131 |
208,33 |
4. Коммерческие расходы |
- |
- |
- |
- |
5. Управленческие расходы |
2385253 |
2788484 |
+403231 |
116,90 |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
901686 |
302214 |
-599472 |
33,52 |
7. Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
8. Проценты к уплате |
50505 |
39614 |
-10891 |
78,44 |
9. Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
10. Прочие операционные доходы |
1990544 |
1184763 |
-805781 |
59,52 |
11. Прочие операционные расходы |
1140856 |
318767 |
-822089 |
27,94 |
12. Итого операционных доходов ( |
849688 |
865996 |
+16308 |
101,92 |
13. Внереализационные доходы |
90483 |
66221 |
-24262 |
73,18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14. Внереализационные расходы |
510324 |
591337 |
-81013 |
115,87 |
15. Итого внереализационных |
-419841 |
-525116 |
-105275 |
125,07 |
16. Прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль) |
-522344 |
603480 |
+1125824 |
- |
17. Налог на прибыль и иные аналогичные платежи |
- |
213241 |
+213241 |
- |
18. Чрезвычайные доходы |
- |
- |
- |
- |
19. Чрезвычайные расходы |
- |
- |
- |
- |
20. Итого чрезвычайных доходов ( |
- |
- |
- |
- |
21. Чистая прибыль (непокрытый |
-522344 |
390239 |
+912583 |
- |
Из данных таблицы следует также, что в 2011 году доходы предприятия составляют 103% от расходов, что свидетельствует о формировании положительных финансовых результатов – прибыли по сравнению с 2010 годом (таблица № 2.).
В 2010 году ОАО "Улан-УдэТоргТехника" от обычных и прочих видов деятельности получило убыток в размере 522344 рублей, соответственно эта сумма является непокрытым убытком 2004 года и с нее не уплачивался налог на прибыль. В 2011 году ситуация улучшилась и предприятие получило прибыль от обычных видов и прочей деятельности, которая составила до налогообложения 603480 рублей и чистую прибыль в размере 390239 рублей. Операционные и внереализационные доходы 2011 года были значительно меньше аналогичных доходов 2010 года на 60: и 73% соответственно.
Далее проведем анализ прибыли (убытка) от продаж продукции и оказания услуг.
Таблица № 4
Анализ прибыли (убытка) от продаж продукции и оказания услуг, рублей.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+, -) |
Темп роста,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка (нетто) о продажи |
17477842 |
23407820 |
+5929978 |
113,9 |
В том числе: 1.1. Реализация оборудования |
16184482 |
22848510 |
+6664028 |
141,2 |
1.2. Техническое обслуживание |
1293360 |
559310 |
-734050 |
43,2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Себестоимость проданных |
15994275 |
20317122 |
+4322847 |
127,0 |
В том числе: 2.1. Реализация оборудования |
14810698 |
19829511 |
+5018813 |
133,8 |
2.2. Техническое обслуживание |
1183577 |
487611 |
-695966 |
41,2 |
3. Прибыль (убыток) от продаж – всего, |
901686 |
302214 |
-599472 |
33,5 |
В том числе: 3.1. Реализация оборудования |
714135 |
264437 |
-449698 |
37,0 |
3.2. Техническое обслуживание |
187551 |
37777 |
-149774 |
20,1 |
4. . Прибыль (убыток) на 1 руб. объема продаж, %, |
5,15 |
1,29 |
-3,86 |
25,0 |
В том числе: 4.1. Реализация оборудования |
4,41 |
1,16 |
-3,25 |
26,3 |
4.2. Техническое обслуживание |
14,50 |
6,75 |
-7,75 |
46,5 |
Прибыль (убыток) от продаж ОАО "Улан-УдэТоргТехника" складывается из финансового результата от реализации торгово-технологического оборудования и технического обслуживания этого оборудования. Техническое обслуживание занимает незначительную долю в общих доходах, расходах и финансовых результатах от обычных видов деятельности. Ее доля в выручке за 2011 год составляет всего 2,4%. Следует отметить, что результаты от технического обслуживания в 2010 году были на более высоком уровне и составляли 7,4% в общей сумме доходов, хотя прибыль, полученная в 2010 году от осуществления технического обслуживания оборудования не смогла перекрыть значительную величину убытка от остальных видов деятельности. В результате с каждого рубля проданной продукции предприятие получило 4,41 рублей прибыли, а общая прибыльность от обычных видов деятельности составила 5,15%.
Несмотря на «прибыльность» 2011 года, показатели оставляют желать лучшего: с каждого рубля реализованной продукции организация получила прибыль в размере всего 1,16 рублей, а общая прибыльность деятельности составила 1,29%.
Таблица № 5
Показатели рентабельности предприятия
Показатели рентабельности |
2011 год, % |
Рентабельность имущества |
2,56 |
Рентабельность оборотных активов |
3,55 |
Рентабельность внеоборотных активов |
9,25 |
Рентабельность собственного капитала |
6,66 |
Рентабельность заемного капитала |
4,17 |
Рентабельность реализованной |
1,67 |
Показатели рентабельности 2011 года очень низкие, а в 2010 году предприятие вообще не было рентабельным.
2.2 Анализ отдела сбыта ОАО "Улан-УдэТоргТехника"
Отдел сбыта является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно генеральному директору.
Структуру
и штаты отдела утверждает директор
предприятия в соответствии с
типовыми структурами аппарата управления
и нормативами численности
В состав отдела сбыта ОАО "Улан-УдэТоргТехника" входят сектора, изучения спроса и рекламы, планирования и диспетчирования по отдельным видам готовой продукции, ее складированию.
Основными задачами отдела сбыта ОАО "Улан-УдэТоргТехника" являются:
- рациональная организация сбыта готовой продукции;
- поставка продукции потребителям в сроки и объемы в соответствии с заказами;
-подготовка и заключение договоров на поставку продукции, подготовка конкурсной документации и участие в конкурсах по заключению контрактов, организация сохранности готовой продукции и др.
Отдел сбыта – это ключевой отдел, от которого зависит формирование портфеля заказов, плановых заданий и поступление финансовых средств за отгруженную продукцию.
Отдел сбыта является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно генеральному директору.
Структуру
и штаты отдела утверждает директор
предприятия в соответствии с
типовыми структурами аппарата управления
и нормативами численности
Взаимоотношения
отдела сбыта с другими
Получает: сведения о предстоящем снятии с производства устаревших конструкций, сведения о новых изделиях.
Получает: сведения о поступивших рекламациях на продукцию. Представляет: заполненные упаковочные листы или ярлыки по установленному образцу.
Получает: данные об остатках готовой продукции (по видам и типам) на 1-е число каждого месяца; сличительные ведомости по результатам инвентаризации; сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков; сведения о поступивших аккредитивах, извещения об изменении банковских санкций к покупателям и заказчикам.
Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства по объему и номенклатуре; обоснование цен на комплектные устройства, отгружаемые потребителям.
Представляет: до начала планируемого периода предложения по корректировке планов исходя из наличия заказов; накладные поставки на сдачу продукции с проверенными ценами.
4. С юридическим отделом
Получает: заключенные предприятием договоры на сбыт продукции (товаров), в том числе договоры, подлежащие частичному исполнению в согласованных размерах; решения арбитражных органов, принятые по спорным условиям договоров; копии решений руководства по признанным претензиям и искам путем досылки или замены продукции (товаров).
Представляет:
проекты договоров; обоснованные заключения
с приложением необходимых
5. С технологическими цехами
Получает: информацию о выполнении отдельных заказов и сроках их изготовления; акты на сдачу готовой продукции.
Таблица 6
Анализ прибыли (убытка) от продаж продукции, рублей.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+, -) |
Темп роста,% |
Выручка от реализации оборудования |
16184482 |
22848510 |
+6664028 |
141,2 |
Себестоимость продукции |
14810698 |
19829511 |
+5018813 |
133,8 |
Прибыль (убыток) от реализации оборудования |
714135 |
264437 |
-449698 |
37,0 |
Прибыль (убыток) на 1 руб. объема продаж, %, Реализация оборудования |
4,41 |
1,16 |
-3,25 |
26,3 |
Прибыль от продаж ОАО "Улан-УдэТоргТехника" за 2011 год понизилась на 449698 рублей по сравнению с 2010 годом, хотя выручка от продаж готовой продукции в 2011 году повысилась на 6664028 рублей.
При этом наибольшим вкладом в положительный финансовый результат «внесла» Выручка (нетто) от продажи товаров, оказания услуг, темп роста которой составил 33,93%(см. Таблица 3). Это говорит о том, что предприятие направило все силы на увеличение объема реализации, что привело к ожидаемым результатам.
Но сбытовой отдел предприятия работает не в полную силу. Структура управления отделом не эффективна. В состав отдела сбыта ОАО "Улан-УдэТоргТехника" не входят сектора, изучения спроса и рекламы, планирования и диспетчирования по отдельным видам готовой продукции.
Структура отдела довольно традиционная и представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.