Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:46, реферат
Глубокие исторические корни имеет и другое толкование термина «логистика». Живший в ХУП-ХУШ вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин за математической логикой был официально закреплен в 1904 г. на философской конференции в Женеве.
В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так к вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.
1. Понятие логистики
В последние годы в зарубежной и отечественной экономической литературе все чаще встречается термин «логистика». Новый для экономики, этот термин, однако, имеет многовековую историю.
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до нашей эры -- время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации общественного строя и расцвета культуры-- в Древней Греции было 10 логистов.
Другая крупнейшая держава Средиземноморья -- Древний Рим -- также использовала понятие логистики, хотя вкладывала в него несколько иное содержание. Нол логистикой здесь понимали распределение продуктов.
Позже термин «логистика» начинает встречаться в военных сочинениях. Царь Византии Леон VI, живший в 1Х-Х вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск». Это значение термин «логистика» продолжает сохранять до наших дней. Например, в большом англо-русском словаре слово «logistik» переводится как;
1} тыл и снабжение,
2) материально-техническое обеспечение,
3) организация и осуществление работы тыла.
Известно, что логистические подходы широко применялись во время II мировой войны, особенно американской армией.
Глубокие исторические корни имеет и другое толкование термина «логистика». Живший в ХУП-ХУШ вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин за математической логикой был официально закреплен в 1904 г. на философской конференции в Женеве.
В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так к вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.
На рубеже столетия, термин «логистика» в России широкого применения не имел; «... слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления», отмечалось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, Санкт-Петербург, 1896 г. В более поздних отечественных энциклопедических изданиях и в словарях иностранных слов логистика трактуется как математическая логика.
Несмотря на определенные различия, перечисленные понятия логистики содержат один общий элемент -- рациональность и точный расчет.
В начале 70-х годов XX в. логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран. Настоящий курс рассматривает вопросы логистики в плане теории и практики управления материальными потоками в сферах производства и обращения.
2. Сущность и задачи транспортной логистики
Транспорт -- это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис. 1).
Рис. 1. Место транспорта в структуре общественного производства
Значительная часть логистических операции на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1, Транспорт общего пользования -- отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль -- основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
2. Транспорт необщего пользования -- внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.
Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.
Задачи транспортной логистики:
2. ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.
1. Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ -- высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузка, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность.
2. Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хо
рошо приспособлен для перевозки различных
партии грузов при
любых погодных условиях. Железнодорожный
транспорт обес
печивает возможность доставки груза
на большие расстоя-
ния, регулярность перевозок. Здесь можно
эффективно органи
зовать выполнение погрузочно-разгрузочных
работ.
Существенным преимуществом железнодорожного транспор-. та является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.
3. Морской транспорт. Является самым крупным перевоз
чиком в международных перевозках. Его
основные преимуще
ства -- низкие грузовые тарифы и высокая
провозная способ
ность.
К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.
4. Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые та
рифы. При перевозках грузов весом более
100 тонн на расстояние
более 250 км этот вид транспорта
самый дешевый.
К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей.
5. Воздушный транспорт. Основные преимущества -- ско-
рость и возможность достижения отдаленных
районов. К не-
достаткам относят высокие грузовые тарифы
и зависимость от
метеоусловий, которая снижает надежность
соблюдения графи
ка поставки.
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования в разрезе этих факторов [Х5]. . Единице соответствует наилучшее значение.
Одевка различных «вдов транспорта
а разрезе основных факторов, влияющих ва выбор вида транспорта
Время доставки |
Частота отправлений груза |
Надежность соблюдении графика дос-тавки |
Способность перевозить разные грузы |
Способность доставать груз в любую точку территории |
Стоимость перевозки | |
Железнодорожный |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Водный |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
Автомобильный |
2 |
2 |
? ' |
3 |
1 |
4 |
Трубопроводный |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Воздушный |
1 |
3 |
5 |
4. |
3 |
б |
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие факторы [23];
Следует отметить, что данные табл. 6 могут служить лишь для приблизительной оценки степени пригодности того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
3. ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:
Как показано в предыдущем параграфе, одним из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тарифов.
Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны министерства путей сообщения позволило увеличить спрос на эту услугу и повысить сохранность перевозимых грузов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы -- это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая, с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.