• в-третъих, такая классификация
затрат позволит применить новый подход
к определению полной себестоимости логистического
обслуживания потребителей;
• в-четвертых, систематизация
затрат упрощает создание информационных
баз данных о затратах, позволяет использовать
различные методы обработки информации
и дает возможность разработки принципиально
новых методов обработки информации о затратах.
Обобщая отечественный и зарубежный
опыт существующих классификаций затрат
и исходя из сложившейся системы учета затрат
на обслуживание потребителей, можно сделать вывод,
что основные признаки классификаций делятся:
• на функциональные - по статьям,
отражающим целевую направленность затрат
с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества
обслуживания потребителей;
• по источникам возмещения
- себестоимость продукции, прибыль, бюджетное финансирование;
• учетные - по характеру учета
затрат;
• калькуляционные - прямые
и косвенные, условно постоянные и условно
переменные затраты по отношению к процессу
выполнения заказов потребителей;
• по периодичности - текущие,
единовременные, затраты за определенный
период времени;
• по месту возникновения - рабочее
место, группа рабочих мест, участок, цех,
предприятие;
• по стадиям процесса выполнения
заказов потребителей.
Планирование и учет логистических
затрат в соответствии с такими классификациями
дает возможность оценить их абсолютную
величину, решать задачи по обоснованности
увеличения или уменьшения величины этих
затрат, определять направления их наиболее
эффективного использования, анализировать
и совершенствовать их структуру.
Одним из недостатков существующих
классификаций логистических затрат является
применение смешанных признаков их группировки по
статьям затрат и по экономическим элементам.
Отсюда двойной учет одной операции и неполное
отражение фактических расходов.
Выделение тех или иных затрат
или группы затрат зависит от вида логистической
системы, задач управления и оптимизации
в конкретных логистических цепях. При этом
общие логистические затраты делятся на
четыре группы:
1) затраты на элементарные и комплексные логистические операции;
2) потери от иммобилизации средств
в запасах;
3) издержки от недостаточного
уровня качества логистического менеджмента и сервиса;
4) издержки на логистическое
администрирование.
Анализ структуры логистических затрат
в развитых странах показывает, что наибольшую
долю в них занимают затраты на управление запасами
(20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы
на административно-управленческие функции
(9-14%. За последнее десятилетие заметен
рост логистических затрат многих компаний
на такие комплексные логистические функции,
как транспортировка, обработка заказов,
информационно-компьютерная поддержка,
логистическое администрирование.
За рубежом анализ логистических
затрат обычно проводится в процентном
отношении к ВНП (для страны в целом) или к объему
продаж готовой продукции предприятия.
1.3 Методы анализа
и пути снижения уровня логистических
издержек
Прежде чем рассматривать методы
анализа логистических издержек, рассмотрим
правила анализа логических издержек:
Необходимо четко определять
и обосновывать конкретные виды логистических издержек, которые
следует включать в схему анализа.
Определяются центры сосредоточения логистических издержек, т. е. функциональные области бизнеса,
где концентрируются значительные логистические издержки и где снижение их уровня может
обеспечить повышение добавленной ценности
для потребителя.
Выявляются важные пункты сосредоточения логистических издержек в пределах каждого центра их
концентрации, т. е. отдельные участки в рамках
одного централогистических издержек.
Логистические издержки необходимо отнести на конкретные
факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных
действий, и установить критерий принятия
решений.
Все логистические издержки рассматриваются в виде единого
потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс.
Стоимость следует рассматривать
как сумму, которую платит потребитель,
а не как сумму логистических издержек, возникающую
в пределах предприятия как юридического
лица.
Затраты классифицируют по
признакам и анализируют каким-либо методом,
производят диагностику логистических издержек.
Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных
суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения
того, какие затраты включать в анализ
и как их распределять по разным носителям.
Методы анализа логистических издержек:
Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат.
Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат.
Функционально-стоимостной
анализ, который основан на тщательном
изучении отдельных этапов процесса выполнения
заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.
Пути снижения уровня логистических издержек:
Поиск и сокращение тех видов
деятельности (процедур, работ, операций),
которые не создают добавленной ценности,
путем анализа и пересмотра цепи поставок.
Проведение переговоров с поставщиками
и покупателями по установлению более
низких отпускных и розничных цен, торговых
надбавок.
Оказание содействия поставщикам
и покупателям в достижении более низкого
уровня затрат (программы развития бизнеса
клиентов, семинары для торговых посредников).
Интеграция прямая и обратная
для обеспечения контроля над общими затратами.
Поиск более дешевых заменителей
ресурсов.
Улучшение координации деятельности
предприятия с поставщиками и потребителями
в ЛЦ, например, в области своевременной
доставки продукции, что уменьшаетлогистические издержки на управление запасами, хранение,
складирование, доставку.
Компенсация роста логистических издержек в одном звене ЛЦ за счет сокращения логистических издержек в другом звене.
Использование прогрессивных
методов работы для повышения производительности
труда сотрудников.
Улучшение использования ресурсов
предприятия и более эффективное управление
факторами, влияющими на уровень общих логистических издержек.
Обновление наиболее затратных
звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций
в бизнес.
Глава 2. Применение
логистических методов
2.1 Метод АВС-анализа
Идея метода АВС анализа строится
на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов
отвечает относительно небольшое число
причин», в настоящий момент более известного
как «правило - 20 на 80».
Данный метод анализа получил
большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности.
В процессе ABC-анализа товары делятся на
три категории: А — наиболее ценные, В
— промежуточные и С — наименее ценные.
По сути ABC-анализ — это ранжирование ассортимента
по различным параметрам.
Целью ABC-анализа является снижение
затрат на содержание запасов. Объекты
управления - это запасы различных товаров
(в исходных данных представлены номерами
позиций). Признаком, по которому выполняется
разделение ассортимента, является стоимость
запасов, выраженная в тыс. руб.
2.1.1. Эмпирический метод
Эмпирический метод заключается
в разделении объектов на группы на основе
усредненных результатов ранее проведенных исследований.
Наиболее распространенный вариант предполагает
следующие границы: 80% и 95%. Могут быть использованы
иные варианты эмпирического метода, в
том числе, разделение на большее количество
групп в зависимости от количества объектов
анализа (например, – 80%, – 95%, – 99%; – 50%,
– 80%, – 95%, – 99% и др.). В данном случае в
группу А включают позиции, составляющие
80% стоимости запасов; в группу В включают
следующие 15% стоимости запасов или до
95% нарастающим итогом; в группу С включают
позиции, составляющие оставшиеся 5% в
стоимости запасов.
По эмпирическому методу группа
А составила 6 товаров, группа В – 7 товаров
и группа С – 16.
Таблица 1.
Результаты применения классического метода
разделения запасов в рамках АВС-анализа
№ позиции в списке, упорядоченном
по признаку доли в общих запасах |
средний запас по позиции |
доля позиции в общей сумме запасов |
доля объекта в общем количестве
объектов(%) |
нарастающий итог доли объекта в общем
количестве объектов(%) |
нарастающий итог доли значений
фактора в сумме значений фактора по всем
объектам (%) |
Группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
699600 |
36,22 |
3,45 |
3,45 |
36,22 |
А |
11 |
356136 |
18,44 |
3,45 |
6,90 |
54,66 |
А |
10 |
156024 |
8,08 |
3,45 |
10,35 |
62,74 |
А |
25 |
103884 |
5,38 |
3,45 |
13,80 |
68,11 |
А |
1 |
100320 |
5,19 |
3,45 |
17,25 |
73,31 |
А |
3 |
92400 |
4,78 |
3,45 |
20,70 |
78,09 |
А |
12 |
86592 |
4,48 |
3,45 |
24,15 |
82,57 |
В |
6 |
76428 |
3,96 |
3,45 |
27,60 |
86,53 |
В |
13 |
37092 |
1,92 |
3,45 |
31,05 |
88,45 |
В |
2 |
32736 |
1,69 |
3,45 |
34,50 |
90,15 |
В |
22 |
30360 |
1,57 |
3,45 |
37,95 |
91,72 |
В |
19 |
22440 |
1,16 |
3,45 |
41,40 |
92,88 |
В |
4 |
22176 |
1,15 |
3,45 |
44,85 |
94,03 |
В |
27 |
20088 |
1,04 |
3,45 |
48,30 |
95,07 |
С |
14 |
12540 |
0,65 |
3,45 |
51,75 |
95,72 |
С |
15 |
11352 |
0,59 |
3,45 |
55,20 |
96,30 |
С |
21 |
9240 |
0,48 |
3,45 |
58,65 |
96,78 |
С |
16 |
8844 |
0,46 |
3,45 |
62,10 |
97,24 |
С |
7 |
8316 |
0,43 |
3,45 |
65,55 |
97,67 |
С |
24 |
8316 |
0,43 |
3,45 |
69,00 |
98,10 |
С |
9 |
6336 |
0,33 |
3,45 |
72,45 |
98,43 |
С |
18 |
5808 |
0,30 |
3,45 |
75,90 |
98,73 |
С |
17 |
5412 |
0,28 |
3,45 |
79,35 |
99,01 |
С |
26 |
5412 |
0,28 |
3,45 |
82,80 |
99,29 |
С |
20 |
4488 |
0,23 |
3,45 |
86,25 |
99,52 |
С |
5 |
4224 |
0,22 |
3,45 |
89,70 |
99,74 |
С |
29 |
2000 |
0,10 |
3,45 |
93,15 |
99,85 |
С |
23 |
1980 |
0,10 |
3,45 |
96,60 |
99,95 |
С |
28 |
1000 |
0,05 |
3,45 |
100,05 |
100,00 |
С |
|
1931546 |
|
|
|
|
|