Роль и развитие транспортно-экспедиционной деятельности за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Развитие транспортно-экспедиционной деятельности позволяет получить их потребителям следующие преимущества [15]:
1) возможность предоставления грузоотправителям необходимых видов транспортных средств (достигается за счет того, что транспортно-экспедиционная компания имеет агентские договоры с несколькими различными перевозчиками);
2) гибкость в переговорах с клиентом, возможность предоставления ему дополнительных услуг;
3) возможность комплексного обслуживания грузоотправителя, то есть планирование, организация и осуществление всех транспортных операций, необходимых грузоотправителю;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты транспортно-экспедиционной деятельности 6
1.1 Назначение и сущность транспортно-экспедиционной
деятельности 6
1.2 Транспортно-экспедиторские компании: методология и
опыт деятельности за рубежом 10
2 Анализ стратегии развития транспортно-экспедиционной деятельности
за рубежом 14
2.1 Достоинства логистического подхода в практике
управления транспортно-экспедиционными компаниями 14
2.2 Тенденции развития транспортно-экспедиционной деятельности
на современном этапе 17
3 Пути решения проблем транспортно-экспедиционной деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Вложенные файлы: 1 файл

Уфимцев Алексей КД-06 Развитие и роль транспортно-экспедиционной деятельности за рубежом.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Транспортно-экспедиторские  компании: методология и опыт  деятельности за рубежом

Международное транспортно-экспедиторское обслуживание является необходимой частью внешнеторговой грузоперевозки. Транспортно-экспедиторские компании (ТЭК) в качестве оператора смешанной перевозки (ОСП) организуют перевозку грузов в международном сообщении от производителя до потребителя, что является сложным процессом из-за использования нескольких видов транспорта.

Общим трендом в сфере транспорта за рубежом является постепенная интеграция национальных транспортных систем в общемировую систему: доставку стремятся осуществлять по варианту «груз от двери до двери» по любому адресу, в назначенный день на чем, и сосредоточена в основном деятельность транспортно-экспедиционных фирм в разных странах. Мировой опыт показывает, что без развитой сети транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности сформировать полноценный рынок транспортных услуг и обеспечить высокое качество обслуживания  невозможно.

Экспедиторские фирмы  за рубежом могут быть как малыми предприятиями (численностью до 10 человек), работу которых можно организовать без больших капиталовложений, так  и крупными, с числом работающих до 2 тысяч и более сотрудников, имеющих сеть филиалов во всех странах мира. Они могут быть самостоятельными или входить в состав крупных железнодорожных, автомобильных и судовых компаний, являясь их филиалами. Кроме того, такие фирмы на Западе подразделяются на международные компании и внутренние, и, конечно, их деятельность тесно переплетается. Но в ряде стран транспортно-экспедиторские фирмы строго специализируются только на одном из видов перевозок (международных или внутренних) [13].

Экспедиторская  фирма может иметь собственный  подвижной состав или привлекать транспортные средства крупных автомобильных, железнодорожных и судовых компаний, частных владельцев путем заключения с ними контракта. За рубежом большая часть транспортно-экспедиционных служб находится в частной собственности отдельных кем или лиц и лишь незначительная – в государственной собственности. Многие частные фирмы являются семейными. Крупные транспортно-экспедиторские компании, которые являются акционерными обществами, могут быть смешанными, т. е. часть собственности является частной, а часть государственной или муниципальной.

В последние годы за рубежом, особенно в США, появилась принципиально  новая форма владения – коллективная собственность, переход на которую позволил в ряде случаев избежать банкротства, улучшить работу предприятий. Приведем лишь несколько примеров транспортно-экспедиторских фирм [16].

Одним из наиболее крупных  транспортно-экспедиционных предприятий  Европы является немецкая фирма «Weichelt». Это предприятие специализируется на перевозке сборных грузов. Оно основано в 1932 году и успешно конкурирует в течение многих десятилетий с фирмами различных стран мира. Компания ежегодно перевозит 1,5 млн. т грузов. Автопарк составляет 740 единиц подвижного состава. Дочерняя фирма имеет 15 товарных складов, собственное бюро по организации работ в портах Бремена и Гамбурга, собственное страховое общество. Партнерами предприятия являются различные фирмы в 11 странах Европы.

Крупнейшим экспедитором является концерн TNT, объединяющий 350 фирм и их филиалов, которые осуществляют перевозки самых различных грузов между всеми континентами мира. Оборот концерна составляет более миллиарда долларов в год. Рядом с фирмами-гигантами существуют небольшие транспортно-экспедиторские предприятия, которым также свойственно высокое качество обслуживания клиентуры. Как правило, это узкоспециализированные предприятия: терминальные, юридические, страховые и другие.

Транспортно-экспедиторские фирмы выполняют погрузочно-разгрузочные работы, осуществляют хранение грузов, погрузку, крепление груза на судах  и в вагонах, взвешивание грузов, их сопровождение и многие другие работы. Таких фирм, например, в Гамбургском транспортном узле насчитывается 600, а в Бремене ком железнодорожно-автомобильном узле – 400. Экспедитор в то же время может быть единоличным представителем грузовладельца, который контролирует деятельность других фирм. Высокий уровень обслуживания достигается благодаря конкурентной борьбе между фирмами.

Развитию транспортно-экспедиционной деятельности способствует создание сети терминалов. Современный терминал, отвечающий международным требованиям, – это транспортная-экспедиционная фирма, на территории которой заканчивается один этап перевозки и начинается другой. На нем выполняется цикл технологических операций по передаче груза с одного транспортного средства на другое, включающий комплекс услуг экспедиционного сервиса, а также реализацию требований к грузу коммерческого и административного характера (таможенная очистка, санитарно-карантинный контроль, страхование и т.д.). На терминале обязательно наличие развитого складского хозяйства для заблаговременного накопления груза, формирования партий груза, хранения товаров в ожидании перевозочных средств, сортировки по направлениям дальнейшего движения и т.д.

Сегодня в мире сложился единый транспортный комплекс в форме кооперации деятельности небольшого числа мощных транспортных и транспортно-экспедиторских компаний и сотен тысяч средних и мелких экспедиторских фирм и транспортных предприятий. По данным международной Федерации экспедиторских ассоциаций, в мире – 35000 крупных и средних экспедиторских фирм с персоналом общей численностью около 8 млн. человек [15].

Таким образом, основным субъектом, предъявляющим  груз перевозчикам, стал экспедитор. Экспедиторы  контролируют около 60% перевозок магистральными видами транспорта и до 75% международных перевозок. Экспедитор становится организатором системы, обеспечивающей прогнозирование и планирование перевозок грузов, слежение за движением транспортных средств, контейнеров, за временем доставки товара, оптимизацией продвижения грузов и хранения сырья, материалов и готовых изделий.

Мировой рынок  транспортных и экспедиторских услуг  постоянно развивается и предполагается, что в перспективе в мире будет создано 60-70 транспортных узлов-центров логистического распределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ

 

2.1 Преимущество  логистического подхода в практике  управления транспортно-экспедиционными  компаниями

 

Изучение зарубежной практики ТЭД, что лидерами на мировом рынке становятся компании, занимающиеся комплексным обслуживанием потребителей, использующие прогрессивные схемы доставки (интермодальные и мультимодальные перевозки), имеющие разветвленную сеть филиалов. Кроме того, практически все эти компании сертифицированы по международным стандартам качества ИСО серии 9000, ИСО 14001 и другим. Приход в Россию этих компаний является угрозой для отечественных экспедиторов, не достигших пока нужных показателей эффективности управления транспортно-экспедиционными компаниями (ТЭК)

В мировой практике утвердился логистический подход к организации ТЭО на базе применения системного подхода к управлению ТЭК [6, стр. 12]. В рамках логистического подхода за рубежом ТЭО понимают как деятельность по оптимальному управлению системой товародвижения путем выполнения транспортных, экспедиционных и посреднических операций, направленных на получение экономического эффекта всеми её участниками. Использование системного подхода к управлению ТЭК позволяет выявлять те факторы, которые определяют специфику стратегии развития ТЭК. К данным факторам относится набор стратегических единиц бизнеса (СЕБ), на которых специализируется компания, и стадия развития её организационной структуры управления (ОСУ).

Специализация ТЭК на конкретных СЕБ на транспортно-логистическом рынке определяет структуру активов, особенности технологического процесса и способ формирования доходов ТЭК, что, в свою очередь, формирует объекты управления в соответствующих функциональных областях (см. таблицу 2). Стадия структурного ОСУ определяет сложность управленческих задач и доступность для ТЭК методов их решения (см. таблицу 3).

 

Таблица 2 – Стратегические единицы бизнеса (СЕБ) ТЭК на рынке ТЭУ

за  рубежом

№ п/п

СЕБ в ТЭО

Немате-риальные активы

Основные  производ-ственные фонды

Предлагаемый продукт/услуга

Способ  формирования дохода

1

Экспедитор-ские услуги

 

оргтехника

организация перевозки –

согласование работы участников доставки, оформление

документации

аккордная ставка

в рамках заявки; удельные ставки

в расчете на грузовую единицу на выполнение отдельных операций

2

Таможенное оформление

лицензия таможенного  брокера

оргтехника

оформление  грузовой

таможенной декларации,

уплата таможенных платежей

фиксированная ставка за декларацию

3

Оганизация автомобиль-ных перевозок

лицензия

на автопере-возки лицензия таможенного перевозчика и др.

парк автомобилей

перевозки контейнеров 

автотранспортом, оформление

документации

дифференцированный  тариф в зависимости

от расстояния и времени

использования а/м

в расчете на единицу груза

4

Организация железнодо-рожных перевозок

сертификат  оператора железных дорог РФ

парк ж/д платформ

ж/д перевозки  контейнеров, оформление документации

дифференцированный  тариф в зависимости от направления в расчете на единицу груза

5

Складские услуги

лицензия 

на осуществление складской деятель-ности; лицензия СВХ

складские площади  и перегрузоч-ная техника

ответственное хранение грузов, перетарка,

погрузо-разгрузочные работы

удельная ставка по родам грузов в расчете на единицу груза и время хранения

6

Линейное агентиро-вание

 

оргтехника

продажа фрахта, организация морских перевозок

удельная ставка

в процентах от стоимости фрахта


Источник: составлено автором по данным [6]

Таблица 3 – Взаимосвязь стадий развития и компонентов управляемой и целевой подсистем системы управления транснациональной ТЭК

п/п

Стадия  развития ОСУ ТЭК

Компоненты  управляемой подсистемы

Компоненты  целевой подсистемы

1

Простая ОСУ

Финансовый  менеджмент;

Организация перевозок;

Тактический маркетинг;

Увеличение  доли рынка;

2

Функциональная ОСУ

Стратегический  маркетинг;

Инвестиционный  менеджмент;

Финансовый  менеджмент;

Организация перевозок;

Тактический маркетинг;

Увеличение  доли рынка;

Развитие элементов  экономической эффективности ТЭО;

Повышение технико-технологического уровня ТЭО;

3

Филиальная ОСУ

Стратегический  маркетинг;

Инвестиционный  менеджмент;

Финансовый  менеджмент;

Организация перевозок;

Тактический маркетинг;

Инновационный менеджмент;

Управление  корпоративным портфелем ТЭК;

Управление  в сфере отношений с общественностью (участие в инвестиционных программах правительства и т.д.)

Увеличение  доли рынка;

Развитие элементов  экономической эффективности ТЭО;

Повышение технико-технологического уровня ТЭО;

Повышение статуса  ТЭК на отраслевом уровне; (получение режима благоприятствования у администрации портов, в государственных контролирующих органах)


Источник: составлено автором по данным [6]

 

Практика формирования стратегии в ТЭК мирового уровня – это не что иное, как разработка долгосрочной линии поведения компании, основанная на сопоставлении набора СЕБ на данном уровне ее структурного развития с возможностями и угрозами локального рынка ТЭО и особенностями развития регионального рынка внешнеторговых перевозок. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время получила широкое распространение организация перевозок в смешанном сообщении, так как она является одной     из наиболее привлекательных и обеспечивающих высокие показатели   эффективности и прибыльности деятельности экспедиторов [3, стр. 38], [5, стр. 93].

Универсальность и стандартизация требований к используемым технологиям и их предельно точное соблюдение являются базовыми принципами формируемой логистической системы европейского сообщества, цель создания которой – координация совместных действий сухопутных и морских перевозчиков.

Экспедиторы же и их сообщества принимают на себя функции координаторов развития подобных систем. Подобный подход требует более внимательного рассмотрения типов экспедиторов, участвующих в настоящее время в смешанных перевозках, и развития в дальнейшем возможных модификаций, так как эти процессы подвержены сильнейшему влиянию процессов производственных и рыночных, экономических, политических и социальных.

Информация о работе Роль и развитие транспортно-экспедиционной деятельности за рубежом