Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:50, курсовая работа
Развитие транспортно-экспедиционной деятельности позволяет получить их потребителям следующие преимущества [15]:
1) возможность предоставления грузоотправителям необходимых видов транспортных средств (достигается за счет того, что транспортно-экспедиционная компания имеет агентские договоры с несколькими различными перевозчиками);
2) гибкость в переговорах с клиентом, возможность предоставления ему дополнительных услуг;
3) возможность комплексного обслуживания грузоотправителя, то есть планирование, организация и осуществление всех транспортных операций, необходимых грузоотправителю;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты транспортно-экспедиционной деятельности 6
1.1 Назначение и сущность транспортно-экспедиционной
деятельности 6
1.2 Транспортно-экспедиторские компании: методология и
опыт деятельности за рубежом 10
2 Анализ стратегии развития транспортно-экспедиционной деятельности
за рубежом 14
2.1 Достоинства логистического подхода в практике
управления транспортно-экспедиционными компаниями 14
2.2 Тенденции развития транспортно-экспедиционной деятельности
на современном этапе 17
3 Пути решения проблем транспортно-экспедиционной деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
1.2 Транспортно-экспедиторские компании: методология и опыт деятельности за рубежом
Международное транспортно-экспедиторское обслуживание является необходимой частью внешнеторговой грузоперевозки. Транспортно-экспедиторские компании (ТЭК) в качестве оператора смешанной перевозки (ОСП) организуют перевозку грузов в международном сообщении от производителя до потребителя, что является сложным процессом из-за использования нескольких видов транспорта.
Общим трендом в сфере транспорта за рубежом является постепенная интеграция национальных транспортных систем в общемировую систему: доставку стремятся осуществлять по варианту «груз от двери до двери» по любому адресу, в назначенный день на чем, и сосредоточена в основном деятельность транспортно-экспедиционных фирм в разных странах. Мировой опыт показывает, что без развитой сети транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности сформировать полноценный рынок транспортных услуг и обеспечить высокое качество обслуживания невозможно.
Экспедиторские фирмы за рубежом могут быть как малыми предприятиями (численностью до 10 человек), работу которых можно организовать без больших капиталовложений, так и крупными, с числом работающих до 2 тысяч и более сотрудников, имеющих сеть филиалов во всех странах мира. Они могут быть самостоятельными или входить в состав крупных железнодорожных, автомобильных и судовых компаний, являясь их филиалами. Кроме того, такие фирмы на Западе подразделяются на международные компании и внутренние, и, конечно, их деятельность тесно переплетается. Но в ряде стран транспортно-экспедиторские фирмы строго специализируются только на одном из видов перевозок (международных или внутренних) [13].
Экспедиторская фирма может иметь собственный подвижной состав или привлекать транспортные средства крупных автомобильных, железнодорожных и судовых компаний, частных владельцев путем заключения с ними контракта. За рубежом большая часть транспортно-экспедиционных служб находится в частной собственности отдельных кем или лиц и лишь незначительная – в государственной собственности. Многие частные фирмы являются семейными. Крупные транспортно-экспедиторские компании, которые являются акционерными обществами, могут быть смешанными, т. е. часть собственности является частной, а часть государственной или муниципальной.
В последние годы за рубежом, особенно в США, появилась принципиально новая форма владения – коллективная собственность, переход на которую позволил в ряде случаев избежать банкротства, улучшить работу предприятий. Приведем лишь несколько примеров транспортно-экспедиторских фирм [16].
Одним из наиболее крупных транспортно-экспедиционных предприятий Европы является немецкая фирма «Weichelt». Это предприятие специализируется на перевозке сборных грузов. Оно основано в 1932 году и успешно конкурирует в течение многих десятилетий с фирмами различных стран мира. Компания ежегодно перевозит 1,5 млн. т грузов. Автопарк составляет 740 единиц подвижного состава. Дочерняя фирма имеет 15 товарных складов, собственное бюро по организации работ в портах Бремена и Гамбурга, собственное страховое общество. Партнерами предприятия являются различные фирмы в 11 странах Европы.
Крупнейшим экспедитором является концерн TNT, объединяющий 350 фирм и их филиалов, которые осуществляют перевозки самых различных грузов между всеми континентами мира. Оборот концерна составляет более миллиарда долларов в год. Рядом с фирмами-гигантами существуют небольшие транспортно-экспедиторские предприятия, которым также свойственно высокое качество обслуживания клиентуры. Как правило, это узкоспециализированные предприятия: терминальные, юридические, страховые и другие.
Транспортно-экспедиторские
фирмы выполняют погрузочно-
Развитию транспортно-
Сегодня в мире сложился единый транспортный комплекс в форме кооперации деятельности небольшого числа мощных транспортных и транспортно-экспедиторских компаний и сотен тысяч средних и мелких экспедиторских фирм и транспортных предприятий. По данным международной Федерации экспедиторских ассоциаций, в мире – 35000 крупных и средних экспедиторских фирм с персоналом общей численностью около 8 млн. человек [15].
Таким образом, основным субъектом, предъявляющим груз перевозчикам, стал экспедитор. Экспедиторы контролируют около 60% перевозок магистральными видами транспорта и до 75% международных перевозок. Экспедитор становится организатором системы, обеспечивающей прогнозирование и планирование перевозок грузов, слежение за движением транспортных средств, контейнеров, за временем доставки товара, оптимизацией продвижения грузов и хранения сырья, материалов и готовых изделий.
Мировой рынок
транспортных и экспедиторских услуг
постоянно развивается и
2 АНАЛИЗ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
2.1 Преимущество
логистического подхода в
Изучение зарубежной практики ТЭД, что лидерами на мировом рынке становятся компании, занимающиеся комплексным обслуживанием потребителей, использующие прогрессивные схемы доставки (интермодальные и мультимодальные перевозки), имеющие разветвленную сеть филиалов. Кроме того, практически все эти компании сертифицированы по международным стандартам качества ИСО серии 9000, ИСО 14001 и другим. Приход в Россию этих компаний является угрозой для отечественных экспедиторов, не достигших пока нужных показателей эффективности управления транспортно-экспедиционными компаниями (ТЭК)
В мировой практике утвердился логистический подход к организации ТЭО на базе применения системного подхода к управлению ТЭК [6, стр. 12]. В рамках логистического подхода за рубежом ТЭО понимают как деятельность по оптимальному управлению системой товародвижения путем выполнения транспортных, экспедиционных и посреднических операций, направленных на получение экономического эффекта всеми её участниками. Использование системного подхода к управлению ТЭК позволяет выявлять те факторы, которые определяют специфику стратегии развития ТЭК. К данным факторам относится набор стратегических единиц бизнеса (СЕБ), на которых специализируется компания, и стадия развития её организационной структуры управления (ОСУ).
Специализация ТЭК на конкретных СЕБ на транспортно-логистическом рынке определяет структуру активов, особенности технологического процесса и способ формирования доходов ТЭК, что, в свою очередь, формирует объекты управления в соответствующих функциональных областях (см. таблицу 2). Стадия структурного ОСУ определяет сложность управленческих задач и доступность для ТЭК методов их решения (см. таблицу 3).
Таблица 2 – Стратегические единицы бизнеса (СЕБ) ТЭК на рынке ТЭУ
за рубежом
№ п/п |
СЕБ в ТЭО |
Немате-риальные активы |
Основные производ-ственные фонды |
Предлагаемый продукт/услуга |
Способ формирования дохода |
1 |
Экспедитор-ские услуги |
оргтехника |
организация перевозки – согласование работы участников доставки, оформление документации |
аккордная ставка в рамках заявки; удельные ставки в расчете на грузовую единицу на выполнение отдельных операций | |
2 |
Таможенное оформление |
лицензия таможенного брокера |
оргтехника |
оформление грузовой таможенной декларации, уплата таможенных платежей |
фиксированная ставка за декларацию |
3 |
Оганизация автомобиль-ных перевозок |
лицензия на автопере-возки лицензия таможенного перевозчика и др. |
парк автомобилей |
перевозки контейнеров автотранспортом, оформление документации |
дифференцированный тариф в зависимости от расстояния и времени использования а/м в расчете на единицу груза |
4 |
Организация железнодо-рожных перевозок |
сертификат оператора железных дорог РФ |
парк ж/д платформ |
ж/д перевозки контейнеров, оформление документации |
дифференцированный тариф в зависимости от направления в расчете на единицу груза |
5 |
Складские услуги |
лицензия на осуществление складской деятель-ности; лицензия СВХ |
складские площади и перегрузоч-ная техника |
ответственное хранение грузов, перетарка, погрузо-разгрузочные работы |
удельная ставка по родам грузов в расчете на единицу груза и время хранения |
6 |
Линейное агентиро-вание |
оргтехника |
продажа фрахта, организация морских перевозок |
удельная ставка в процентах от стоимости фрахта |
Источник: составлено автором по данным [6]
Таблица 3 – Взаимосвязь стадий развития и компонентов управляемой и целевой подсистем системы управления транснациональной ТЭК
п/п |
Стадия развития ОСУ ТЭК |
Компоненты управляемой подсистемы |
Компоненты целевой подсистемы |
1 |
Простая ОСУ |
Финансовый менеджмент; Организация перевозок; Тактический маркетинг; |
Увеличение доли рынка; |
2 |
Функциональная ОСУ |
Стратегический маркетинг; Инвестиционный менеджмент; Финансовый менеджмент; Организация перевозок; Тактический маркетинг; |
Увеличение доли рынка; Развитие элементов
экономической эффективности Повышение технико-технологического уровня ТЭО; |
3 |
Филиальная ОСУ |
Стратегический маркетинг; Инвестиционный менеджмент; Финансовый менеджмент; Организация перевозок; Тактический маркетинг; Инновационный менеджмент; Управление корпоративным портфелем ТЭК; Управление в сфере отношений с общественностью (участие в инвестиционных программах правительства и т.д.) |
Увеличение доли рынка; Развитие элементов
экономической эффективности Повышение технико-технологического уровня ТЭО; Повышение статуса ТЭК на отраслевом уровне; (получение режима благоприятствования у администрации портов, в государственных контролирующих органах) |
Источник: составлено автором по данным [6]
Практика формирования стратегии в ТЭК мирового уровня – это не что иное, как разработка долгосрочной линии поведения компании, основанная на сопоставлении набора СЕБ на данном уровне ее структурного развития с возможностями и угрозами локального рынка ТЭО и особенностями развития регионального рынка внешнеторговых перевозок. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время получила широкое распространение организация перевозок в смешанном сообщении, так как она является одной из наиболее привлекательных и обеспечивающих высокие показатели эффективности и прибыльности деятельности экспедиторов [3, стр. 38], [5, стр. 93].
Универсальность и стандартизация требований к используемым технологиям и их предельно точное соблюдение являются базовыми принципами формируемой логистической системы европейского сообщества, цель создания которой – координация совместных действий сухопутных и морских перевозчиков.
Экспедиторы же и их сообщества принимают на себя функции координаторов развития подобных систем. Подобный подход требует более внимательного рассмотрения типов экспедиторов, участвующих в настоящее время в смешанных перевозках, и развития в дальнейшем возможных модификаций, так как эти процессы подвержены сильнейшему влиянию процессов производственных и рыночных, экономических, политических и социальных.
Информация о работе Роль и развитие транспортно-экспедиционной деятельности за рубежом