Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:23, дипломная работа
Реализация рыночной концепции интеграции российской экономики в систему хозяйственных связей предполагает не только поиск путей взаимовыгодного экономического сотрудничества в условиях проводимой в стране экономической реформы, но и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и неравномерной иностранной конкуренции на этапе становления в России рыночных отношений.
Основания ответственности поставщика в договоре поставки следующие: просрочка товара - передача поставщиком покупателю товара после истечения срока поставки, предусмотренного договором; недопоставка - передача поставщиком покупателю в установленный срок меньшего количества товара, чем предусмотрено договором; поставка некачественного товара; поставка некомплектного товара.
Следует отметить, что ГК РФ регулирует лишь общие вопросы ответственности за нарушение договорных обязательств по договору поставки, предоставляя сторонам право самостоятельно установить в договоре размеры штрафов и порядок их взыскания. ГК допускает установление санкций законом или иными правовыми актами.
Обычно за нарушения со стороны поставщика данная сторона выплачивает покупателю неустойку в процентном отношении к стоимости не поставленного в срок товара. В соответствии со ст.330 ГК неустойка представляет собой определенную в договоре или законе денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, в частности при просрочке исполнения. Неустойка носит универсальный характер. Практически любое обязательство, являющееся действительным по закону, можно обеспечить неустойкой. При этом заблаговременно указывается конкретная цифра неустойки, и при неисполнении обязательства виновная сторона должна заплатить именно это сумму, независимо от реального размера убытков другой стороны, равно как и при их отсутствии.
Неустойка может быть “законной” и договорной. Законная неустойка предусмотрена требованиями законодательства и определяется нормативными актами в твердой сумме либо в процентах к денежной оценке обязательств. Неустойка, установленная нормативными актами, применяется сторонами договора независимо от того, воспроизведены или подтверждены соответствующие нормы в тексте договора поставки. Согласно ст.331 ГК договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и обязательно в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение этого требования влечет недействительность соглашения сторон о неустойке.
Поскольку взыскание неустойки предполагает невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, то требование об уплате неустойки может совпадать с требованием о возмещении убытков. В договорах поставки большое значение имеет неустойка за недопоставку и просрочку поставки товаров (ст.521 ГК). Установленная законодателем или условиями договора неустойка за недопоставку или просрочку поставки заказанной продукции взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество продукции в последующих периодах поставки, если законом или договором не предусмотрен иной порядок уплаты неустойки.
Основной формой ответственности за неисполнение обязательств считается возмещение убытков. Потерпевшая сторона имеет право требовать возмещения убытков в любом случае, если иное не предусмотрено действующим законодательством или условиями договора. Если в договоре не оговорен вопрос о возмещении убытков, то это представляет право кредитору требовать полного возмещения убытков в соответствии со ст.15 ГК. Полное возмещение убытков включает в себя как реальный ущерб - расходы, понесенные потерпевшей стороной, утрату или повреждение ее имущества, так и упущенную выгоду, которую кредитор мог бы получить при надлежащем выполнении обязательства, если бы его права по договору не были бы нарушены. На кредитора возлагается обязанность доказать объем понесенных убытков и причинную связь между ними и нарушением условий заключенного договора поставки.
Если в договоре поставки отсутствует условие об ответственности, например, за просрочку оплаты поставленного товара (п.3 ст.486 ГК) и нет ссылки на иные нормативные акты, стороны могут руководствоваться п.8 Постановления Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25.05.92 года “О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние”, где данная неустойка в виде пени установлена в размере 0,5% в день за просрочку платежа поставленного товара. Учитывая, что указанным постановлением возможность взыскания пени связывается с просрочкой оплаты уже поставленного товара и не применяется, если покупателем нарушается срок, установленный договором для перечисления предоплаты, целесообразно включать в договор поставки санкции за просрочку покупателем предварительной оплаты за товар.
Если бы советская система МТС работала так, как это описывается в советских экономических учебниках — планомерно и сбалансированно под полным контролем верховных властителей, — то ни о каких сбоях (за исключением случайных или экзогенных) в производственном процессе в СССР говорить бы не пришлось, и экономический рост происходил бы гораздо более гладко. На самом же деле эта система постоянно наталкивалась на проблемы, главной из которых была проблема информации. Мы видели, что развёрнутая номенклатура изделий, производимых одной только промышленностью в конце истории СССР составляла более 25 млн. наименований, тогда как планирование осуществлялось по 36000 укрупнённых групп изделий. Детальное (по сортам, типам и т. д.) распределение ресурсов было оставлено в руках предприятий.
Но само планирование было далеко от совершенства. Главным методом составления планов с 1930-х гг. было арифметическое суммирование заявок предприятий на материальные средства. Конечно, эти заявки корректировались с учётом информации о прошлых тенденциях и о нормах потребления ресурсов. Но единственным источником данной информации были сами предприятия и стоящие над ними органы отраслевой управленческой иерархии (объединения, тресты, главки, министерства и т. д.), интересы которых совпадали с интересами подотчётных им предприятий. Совместными усилиями они старались ввести центральное руководство в заблуждение относительно своих истинных возможностей и потребностей. Вдобавок, немалую часть снабжения они проводили по своим внутриведомственным каналам.
На наш взгляд, ни о каком реальном планировании материально-технического обеспечения в СССР не может быть и речи. Формально оно планировалось, а на самом деле подчинялось сложной игре ведомств и политических приоритетов центрального руководства. Многократные корректировки планов, производившиеся в течение года, лишали годовые и тем более перспективные (свыше 1 года) планы всякого смысла.
Важно отметить, что при всех внешних изменениях организации МТС суть этой системы всегда оставалась неизменной. Недаром хозяйственники разных поколений жаловались на одни и те же проблемы: неспешность в принятии решений, искажение информации, дублирование одних и тех же функций разными органами (свидетельство самоизоляции экономических агентов) и, как результат, расхождения между планами производства и снабжения, а также между перспективными и фактическими планами.
Во всех правовых системах основной по значению гражданско-правовой единицей считаются договора купли-продажи и поставки, и те начала, которые составляют содержание общей части обязательственного права, развились главным образом на базе нормативного материала, относящегося к купле-продаже. В настоящее время традиционная концепция, сложившаяся на базе простой купли-продажи, сохраняет значение лишь как исходное положение, в которое практика вкладывает все новое и новое содержание.
Информация о работе Совершенствование системы материально-технического снабжения ДОАО «Ижмаш-авто»