Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
 оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
 проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
 выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

0397n_metody_roznich_torgovli_kirovskoe_raypo.docx

— 376.99 Кб (Скачать файл)

Основная политика организации – это постоянно обновляющийся ассортимент, новые виды продукции  с учетом спроса потребителей.

Данные о розничном товарообороте за три года представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Информация о структуре товарооборота Кировского райпо за  
2010-2012 гг.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение, млн р., (+;-)

сумма, млн р

уд. вес, %

сумма, млн р

уд. вес, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

2011г. от 2010г.

2012г. от 2011г

2012г. от 2010г

Розничный товарооборот товаров:

44695,5

100

72593,6

100

122394,6

100

27898,1

49801,0

77699,1

 продовольственных

35622,2

79,7

57034,9

78,6

99974,5

81,7

21412,7

42939,6

64352,3

непродовольственных 

9073,3

20,3

15558,7

21,4

22420,1

18,3

6485,4

6861,4

13346,8


Примечание – Источник: собственная разработка на основе Приложения Б.

 

Из  данных таблицы 2.2 видно, что в 2010-2011 гг. произошли изменения в структуре товарооборота: увеличилась доля непродовольственных товаров в общем объеме реализации на 0,9 процентных пункта, что связано с расширением ассортимента данных товаров, в 2011–2012 гг. доля непродовольственных товаров снизилась на 3,1 п.п. (18,3%), соответственно, объем продовольственных товаров увеличился – 81,7% за счет увеличения спроса и расширения ассортимента.

Рассмотрим динамику розничной торговой сети Кировского райпо за три года (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Динамика розничной торговой сети Кировского райпо за 2010-2012 гг.

Показатель

Год

Отклонение, (+,-)

2010

2011

2012

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

1. Всего розничных торговых  объектов, ед.

85

71

69

-14

-2

в том числе

         

1.1  магазинов

74

65

63

-9

-2

  • продовлоьственные

23

21

24

-2

3

  • непродовольственные

10

10

9

0

-1

  • смешанные

41

34

30

-7

-4

  • ларьки

5

2

2

-3

0

  • автомагазины

4

4

4

0

0

  • развозная сеть

2

-

-

-2

-

2. Торговая площадь, м2

8583,1

8028,4

8027,9

-554,7

-0,5

3. Розничный товарооборот, млн р.

44695,5

72593,6

122395

27898,1

49801

5. Средний размер магазина, расчитанный по следующим показателям:

         

5.1 торговой площади, м2

116,0

123,5

127,4

7,5

3,9

5.2 товарообороту, млн р.

604,0

1116,8

1942,8

512,8

825,9


Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения информации Приложение Б-В.

 

Как видно из таблице 2.3 Кировское райпо включало в себя в 2010 г. 85 объектов розничной торговой сети, в 2011 г. – 71, в 2012 г. – 69. В основном за счет сокращения количества магазинов смешанного типа, ларьков и развозной сети. Общая торговая площадь сократилась с 8583,1 кв. м. до 8027,9 кв м в 2012 г. Средний размер торговой площади магазина за 2010-2012 гг. составил соответственно 116 м кв. 123,5 м кв. и 127,4 м кв. Размер товарооборота в среднем на один магазин в 2010 году составил 604 млн р., в 2011 году вырос на 512,8 млн р. (1116,8 млн р.) и в 2012 году розничный товарооборот в среднем на один магазин составила 1942,8 млн р. (+8259 млн р. к 2011 году).

Вся площадь  магазинов подразделяется на 5 групп помещений:

– торговая площадь – она включает в себя площадь торгового зала и площадь для оказания дополнительных услуг;

– помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже – склады, помещения для расфасовывания товаров и т.д.;

– подсобные помещения – склады для хранения тары и инвентаря;

– административно-бытовые помещения;

– технические помещения – стационарные холодильные установки.

В магазине используется современное  оборудование: весоизмерительное, кассовое, холодильное оборудование.

В торговой деятельности магазинов Кировского райпо на 01.01.2013 г. существуют два основных метода продажи  товаров: традиционный и прогрессивный (рисунок 2.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Количество магазинов самообслуживания на 01.01.2013

Примечание. Источник: данные Приложения В.

 

Метод самообслуживания, применяемый в большинстве магазинов райпо, позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить  объем реализации товаров. При этом обеспечивается свободный доступ покупателей  к выложенным в торговом зале товарам, оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета.

Функции работников торгового зала в магазине заключаются в  основном в консультировании покупателей, выкладке товаров и контроле за их сохранностью, выполнении расчетных  операций.

Самообслуживание, как метод продажи товаров, используется при продаже муки, хлеба и хлебобулочой продукции, кондитерских изделий, молочных продуктов, вина и ликероводочной продукции, вкусовых товаров, масла растительного и многого другого.

По  отдельным группам товаров используются различные  методы продажи (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 – Методы продажи отдельных  групп и подгрупп товаров в магазинах  
Кировского райпо

Наименование  групп и подгрупп товаров

Метод продажи товаров

Индивидуальное  обслуживание

Самообслуживание

1.Продовольственные  товары

   

Картофель

 

+

Мясо, молочная продукция

+

+

Кондитерские  изделия

+

+

Овощи свежие

 

+

Фрукты  свежие

 

+

Бахчевые  культуры

 

+

Вино-водочные изделия, коньяк

+

+

2.Непродовольственные  товары

   

Галантерея

+

 

Табачные изделия

 

+

Парфюмерно-косметические товары

+

 

Печатные издания

 

+


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Как видно из таблицы традиционный метод продажи товаров в некоторых магазинах используется при  продаже колбасы, мяса и мясной продукции, рыбы и рыбной продукции, промышленной группы товаров.

Функции работников при продаже товаров традиционным методом заключаются  в основном в  предложении и показе товара, помощи в выбо-ре товара и консультации покупателя, выкладке продукции, выполнении расчетных операций и выдаче покупки.

При использовании метода самообслуживания проявляется как экономи-ческая, так и социальная эффективность  магазина.

Экономический эффект определяется повышением пропускной способности магазина, ростом товарооборота, продуктивным использованием торговой площади, сокращением численности торговых работников, повышением производительности труда, снижением издержек обращения товара, ростом рентабельности процесса продажи.

Социальный  эффект самообслуживания состоит в  сокращении времени покупателей  на приобретение товаров. Это достигается  за счет расширения фронта показа и  выкладки товаров и за счет того, что все покупатели, находящиеся  в магазине, практически одновременно могут осматривать и отбирать товары.

При традиционном методе продажи товаров  социальный эффект состоит в том, что покупателю уделяется больше внимания, консультируют и обслуживают только его одного – это плюс для покупателя, но минус для продавца и магазина в целом (т.к. собирается очередь, нужен высокий уровень профессионализма продавца).

Дислокация организации розничной торговли Кировского райпо приведена в приложении Г.

К экономическим показателям оценки эффективности используемых методов продаж относится товарооборот, производительность труда, товарооборачиваемость и прочее. Поэтому, целесообразно провести анализ эффективности использования ресурсов и затрат Кировского райпо за 2010-2012 гг.

 

Таблица 2.5 – Анализ показателей эффективности деятельности Кировского райпо за 2010-2012 гг.

Показатель

Год

Отклонение,

(+; -)

Темп роста, %

2010

2011

2012

2011г. к 2010г.

2012г. к 2011г.

2011г. к 2010г.

2012г. к 2011г.

1.Среднегодовая стоимость основных средств, млн р.

17876

26452,5

40333,5

8576,5

13881

148,0

152,5

2.Среднегодовая стоимость оборотных  средств, млн р.

8446,5

12491

18674

4044,5

6183

147,9

149,5

3.Функциональный капитал

26322,5

38943,5

59007,5

12621

20064

147,9

151,5

4.Среднесписочная численность работников, чел.

621

557

527

-64

-30

89,7

94,6

5.Выручка от реализации,  
млн р.

58425

99580

157320

41155

57740

170,4

158,0

6.Чистая прибыль, млн р.

590

4574

2124

3984

-2450

В 7,8 р

46,4

7.Производительност труда,  млн р.

94,1

178,8

298,5

84,7

119,7

190,0

167,0

8.Фондоотдача, р

3,3

3,8

3,9

0,5

0,1

115,2

103,6

9.Оборачиваемость оборотных средств, раз

6,9

8,0

8,4

1,1

0,5

115,3

105,7

10.Рентабельность,%

             

основных средств

3,3

17,3

5,3

14,0

-12,0

-

-

оборотных средств

7,0

36,6

11,4

29,6

-25,2

-

-

функционального капитала

2,2

11,7

3,6

9,5

-8,1

-

-

Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь