Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………
Основная политика организации – это постоянно обновляющийся ассортимент, новые виды продукции с учетом спроса потребителей.
Данные о розничном товарообороте за три года представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Информация
о структуре товарооборота Кировского
райпо за
2010-2012 гг.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, млн р., (+;-) | |||||
сумма, млн р |
уд. вес, % |
сумма, млн р |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
2011г. от 2010г. |
2012г. от 2011г |
2012г. от 2010г | |
Розничный товарооборот товаров: |
44695,5 |
100 |
72593,6 |
100 |
122394,6 |
100 |
27898,1 |
49801,0 |
77699,1 |
продовольственных |
35622,2 |
79,7 |
57034,9 |
78,6 |
99974,5 |
81,7 |
21412,7 |
42939,6 |
64352,3 |
непродовольственных |
9073,3 |
20,3 |
15558,7 |
21,4 |
22420,1 |
18,3 |
6485,4 |
6861,4 |
13346,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе Приложения Б.
Из данных таблицы 2.2 видно, что в 2010-2011 гг. произошли изменения в структуре товарооборота: увеличилась доля непродовольственных товаров в общем объеме реализации на 0,9 процентных пункта, что связано с расширением ассортимента данных товаров, в 2011–2012 гг. доля непродовольственных товаров снизилась на 3,1 п.п. (18,3%), соответственно, объем продовольственных товаров увеличился – 81,7% за счет увеличения спроса и расширения ассортимента.
Рассмотрим динамику розничной торговой сети Кировского райпо за три года (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Динамика розничной торговой сети Кировского райпо за 2010-2012 гг.
Показатель |
Год |
Отклонение, (+,-) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. | |
1. Всего розничных торговых объектов, ед. |
85 |
71 |
69 |
-14 |
-2 |
в том числе |
|||||
1.1 магазинов |
74 |
65 |
63 |
-9 |
-2 |
|
23 |
21 |
24 |
-2 |
3 |
|
10 |
10 |
9 |
0 |
-1 |
|
41 |
34 |
30 |
-7 |
-4 |
|
5 |
2 |
2 |
-3 |
0 |
|
4 |
4 |
4 |
0 |
0 |
|
2 |
- |
- |
-2 |
- |
2. Торговая площадь, м2 |
8583,1 |
8028,4 |
8027,9 |
-554,7 |
-0,5 |
3. Розничный товарооборот, млн р. |
44695,5 |
72593,6 |
122395 |
27898,1 |
49801 |
5. Средний размер магазина,
расчитанный по следующим |
|||||
5.1 торговой площади, м2 |
116,0 |
123,5 |
127,4 |
7,5 |
3,9 |
5.2 товарообороту, млн р. |
604,0 |
1116,8 |
1942,8 |
512,8 |
825,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения информации Приложение Б-В.
Как видно из таблице 2.3 Кировское райпо включало в себя в 2010 г. 85 объектов розничной торговой сети, в 2011 г. – 71, в 2012 г. – 69. В основном за счет сокращения количества магазинов смешанного типа, ларьков и развозной сети. Общая торговая площадь сократилась с 8583,1 кв. м. до 8027,9 кв м в 2012 г. Средний размер торговой площади магазина за 2010-2012 гг. составил соответственно 116 м кв. 123,5 м кв. и 127,4 м кв. Размер товарооборота в среднем на один магазин в 2010 году составил 604 млн р., в 2011 году вырос на 512,8 млн р. (1116,8 млн р.) и в 2012 году розничный товарооборот в среднем на один магазин составила 1942,8 млн р. (+8259 млн р. к 2011 году).
Вся площадь магазинов подразделяется на 5 групп помещений:
– торговая площадь – она включает в себя площадь торгового зала и площадь для оказания дополнительных услуг;
– помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже – склады, помещения для расфасовывания товаров и т.д.;
– подсобные помещения – склады для хранения тары и инвентаря;
– административно-бытовые помещения;
– технические помещения – стационарные холодильные установки.
В магазине используется современное оборудование: весоизмерительное, кассовое, холодильное оборудование.
В торговой деятельности магазинов Кировского райпо на 01.01.2013 г. существуют два основных метода продажи товаров: традиционный и прогрессивный (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Количество магазинов самообслуживания на 01.01.2013
Примечание. Источник: данные Приложения В.
Метод самообслуживания, применяемый в большинстве магазинов райпо, позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. При этом обеспечивается свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета.
Функции работников торгового зала в магазине заключаются в основном в консультировании покупателей, выкладке товаров и контроле за их сохранностью, выполнении расчетных операций.
Самообслуживание, как метод
По отдельным группам товаров используются различные методы продажи (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Методы
продажи отдельных групп и подгрупп товаров в магазинах
Кировского райпо
Наименование групп и подгрупп товаров |
Метод продажи товаров | |
Индивидуальное обслуживание |
Самообслуживание | |
1.Продовольственные товары |
||
Картофель |
+ | |
Мясо, молочная продукция |
+ |
+ |
Кондитерские изделия |
+ |
+ |
Овощи свежие |
+ | |
Фрукты свежие |
+ | |
Бахчевые культуры |
+ | |
Вино-водочные изделия, коньяк |
+ |
+ |
2.Непродовольственные товары |
||
Галантерея |
+ |
|
Табачные изделия |
+ | |
Парфюмерно-косметические товары |
+ |
|
Печатные издания |
+ |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Как видно из таблицы традиционный метод продажи
Функции работников при продаже товаров традиционным методом заключаются в основном в предложении и показе товара, помощи в выбо-ре товара и консультации покупателя, выкладке продукции, выполнении расчетных операций и выдаче покупки.
При использовании метода самообслуживания
проявляется как экономи-
Экономический эффект определяется повышением пропускной способности магазина, ростом товарооборота, продуктивным использованием торговой площади, сокращением численности торговых работников, повышением производительности труда, снижением издержек обращения товара, ростом рентабельности процесса продажи.
Социальный эффект самообслуживания состоит в сокращении времени покупателей на приобретение товаров. Это достигается за счет расширения фронта показа и выкладки товаров и за счет того, что все покупатели, находящиеся в магазине, практически одновременно могут осматривать и отбирать товары.
При традиционном методе продажи товаров социальный эффект состоит в том, что покупателю уделяется больше внимания, консультируют и обслуживают только его одного – это плюс для покупателя, но минус для продавца и магазина в целом (т.к. собирается очередь, нужен высокий уровень профессионализма продавца).
Дислокация организации розничной торговли Кировского райпо приведена в приложении Г.
К экономическим показателям оценки эффективности используемых методов продаж относится товарооборот, производительность труда, товарооборачиваемость и прочее. Поэтому, целесообразно провести анализ эффективности использования ресурсов и затрат Кировского райпо за 2010-2012 гг.
Таблица 2.5 – Анализ показателей эффективности деятельности Кировского райпо за 2010-2012 гг.
Показатель |
Год |
Отклонение, (+; -) |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011г. к 2010г. |
2012г. к 2011г. |
2011г. к 2010г. |
2012г. к 2011г. | |
1.Среднегодовая стоимость |
17876 |
26452,5 |
40333,5 |
8576,5 |
13881 |
148,0 |
152,5 |
2.Среднегодовая стоимость |
8446,5 |
12491 |
18674 |
4044,5 |
6183 |
147,9 |
149,5 |
3.Функциональный капитал |
26322,5 |
38943,5 |
59007,5 |
12621 |
20064 |
147,9 |
151,5 |
4.Среднесписочная численность работников, чел. |
621 |
557 |
527 |
-64 |
-30 |
89,7 |
94,6 |
5.Выручка от реализации, |
58425 |
99580 |
157320 |
41155 |
57740 |
170,4 |
158,0 |
6.Чистая прибыль, млн р. |
590 |
4574 |
2124 |
3984 |
-2450 |
В 7,8 р |
46,4 |
7.Производительност труда, млн р. |
94,1 |
178,8 |
298,5 |
84,7 |
119,7 |
190,0 |
167,0 |
8.Фондоотдача, р |
3,3 |
3,8 |
3,9 |
0,5 |
0,1 |
115,2 |
103,6 |
9.Оборачиваемость оборотных средств, раз |
6,9 |
8,0 |
8,4 |
1,1 |
0,5 |
115,3 |
105,7 |
10.Рентабельность,% |
|||||||
основных средств |
3,3 |
17,3 |
5,3 |
14,0 |
-12,0 |
- |
- |
оборотных средств |
7,0 |
36,6 |
11,4 |
29,6 |
-25,2 |
- |
- |
функционального капитала |
2,2 |
11,7 |
3,6 |
9,5 |
-8,1 |
- |
- |
Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь