Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………
Таблица 3.4 – Динамика
развития объектов розничной (торговой)
сети
потребительской кооперации по областям
и г. Минску Республики Беларусь
за 2010-2012 гг.
Область |
Ед. измер. |
Год |
Темп роста,% или | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2011 г. | ||
Брестская |
ед. |
1966 |
1888 |
1837 |
96,0 |
93,4 |
97,3 |
Витебская |
ед. |
1762 |
1687 |
1646 |
95,7 |
93,4 |
97,6 |
Гомельская |
ед. |
1811 |
1758 |
1729 |
97,1 |
95,5 |
98,4 |
Гродненская |
ед. |
1379 |
1290 |
1264 |
93,5 |
91,7 |
98,0 |
г. Минск |
ед. |
16 |
16 |
17 |
100,0 |
106,3 |
106,3 |
Минская |
ед. |
2153 |
2052 |
1981 |
95,3 |
92,0 |
96,5 |
Могилевская |
ед. |
1483 |
1435 |
1414 |
96,8 |
95,3 |
98,5 |
Итого по Республике Беларусь |
ед. |
10570 |
10126 |
9888 |
95,8 |
93,5 |
97,6 |
Примечание – Источник: [20].
Данные таблицы 3.4 свидетельствуют о том, что в 2012 г. наибольший удельный вес в количестве объектов розничной торговли потребительской кооперации занимал Минская область – 1981 ед., а так же Брестская область – 1837 ед. Наименьший удельный вес объектов розничной торговой сети был у Гродненской области – 1264 ед.
Так же следует изучить динамику развития магазинов организаций потребительской кооперации Республики Беларусь по областям в 2010-2012 гг., для этого составим таблицу 3.5.
Таблица 3.5 – Динамика развития магазинов организаций потребительской кооперации по областям и г. Минску Республики Беларусь за 2010-2012 гг.
Область |
Ед. измер. |
Год |
Темп роста,% или изменение, (+/-) | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2011 г. | ||
Брестская |
ед. |
1941 |
1864 |
1821 |
96,0 |
93,8 |
97,7 |
Витебская |
ед. |
1695 |
1626 |
1594 |
95,9 |
94,0 |
98,0 |
Гомельская |
ед. |
1768 |
1716 |
1689 |
97,1 |
95,5 |
98,4 |
Гродненская |
ед. |
1355 |
1271 |
1247 |
93,8 |
92,0 |
98,1 |
г. Минск |
ед. |
16 |
16 |
17 |
100,0 |
106,3 |
106,3 |
Минская |
ед. |
2102 |
2013 |
1943 |
95,8 |
92,4 |
96,5 |
Могилевская |
ед. |
1443 |
1406 |
1391 |
97,4 |
96,4 |
98,9 |
Итого по Республике Беларусь |
ед. |
10320 |
9912 |
9702 |
96,0 |
94,0 |
97,9 |
Примечание - Источник: [20].
Данные таблицы 3.5 свидетельствуют о том, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом снижение количества магазинов наблюдалось по всем областям, при этом в г. Минске количество магазинов выросло на 1 единицу, и составило 17 магазинов.
Розничная торговая сеть торговли в Республике Беларусь в настоящее время представляет собой небольшие магазины (90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых объектов, автомагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса.
В Республике Беларусь в целом, в том числе в системе потребительской кооперации, торговля товарами народного потребления в кредит пока не получила должного развития.
Так в 2010 г. удельный вес продаж в кредит в розничном товарообороте Белкоопсоюза (без учета общественного питания) составил 0,58% или 6736,5 млн р. Кроме того, по потребительскому кредиту, оформленному покупателями через банк, было продано товаров на 8443,3 млн. р. или 0,73% к товарообороту. В кредит продавались холодильники, сложная бытовая техника, ковровые изделия, стройматериалы и др.
Однако, число магазинов системы, предлагающих товары в кредит активно увеличивается, если в начале2000 г. таких магазинов было 1719 единиц, то на 1.01.2012 г. – 2701 (темп роста 157,1%).
Следует также отметить появление практики предоставления покупателям отдельными райпо краткосрочного беспроцентного кредита на покупку отдельных товаров.
В отличие от зарубежного опыт развития посылочной торговли в бывшем СССР и Республике Беларусь довольно ограничен, но тем не менее заслуживает внимания. В Республике Беларусь такой опыт есть в объединении «Белкнига», «Белсортсемовощ», в Белкоопсоюзе. Услуги посылочной торговли наиболее привлекательны для сельского населения республики.
В Республике Беларусь функционируют розничные рынки государственной и негосударственной форм собственности, в т.ч. потребительской кооперации.
По состоянию на 1.01.2012 г. система Белкоопсоюза имела 228 рынков на 58900 мест и 156 торговых павильонов на 4947 мест.
Сопоставление значимости отдельных облпотребсоюзов в розничном товарообороте системы (включая оборот общественного питания) и их доли в общем объеме платных услуг населению показывает, что по Брестскому, Витебскому и Гомельскому ОПС относительный рост удельного веса в товарообороте системы сопровождается и ростом доли услуг; по Минскому ОПС и предприятиям хозяйства БКС аналогичная тенденция противоположного свойства (т.е. спад); по Гродненскому и Могилевскому ОПС при сравнительно стабильной доле в товарообороте доля услуг существенно возросла.
Так же следует рассмотреть основные показатели функционирования розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, для того что бы определить тенденции развития торговли в системе (таблица 3.6).
Данные таблицы 3.6 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот потребкооперации в 2012 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 11 205 млрд р. или на 193,7%, это произошло за счет увеличения розничного товарооборота всех облпотребсоюзов, так по Могилевской области розничный товарооборот вырос на 1661 млрд р. или на 204%., по Брестской – на 2132 млрд р. или на 189,1%, Гомельской – на 1854 млрд р. или на 192,3%, Витебской области – на 1717 млрд р. или на 187,4%, Минской области – на 2364 млрд р. или на 200,8%., а Гродненской области – на 1324 млрд р. или на 186,5%. Следовательно, наибольший рост конечного результата торговой деятельности потребительской кооперации был в Могилевском облпотребсоюзе, при этом количество магазинов в данном облпотребсоюзе снизилось на 52 единицы.
Таблица 3.6 – Основные
показатели функционирования стационарной
розничной
(торговой) сети отдельных хозяйствующих
субъектов потребительской кооперации
Республики Беларусь за 2010-2012 гг.
Область |
Показатели |
Ед. измер. |
Год |
Темп роста,% или изменение, (+/-) | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2011 г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Брестская |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
1127,4 |
1932,8 |
3259,6 |
171,4 |
289,1 |
168,6 |
Количество магазинов |
ед. |
1941 |
1864 |
1821 |
96,0 |
93,8 |
97,7 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
180,6 |
176,4 |
176,5 |
97,7 |
97,7 |
100,1 | |
Окончание таблицы 3.6 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Витебская |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
969,2 |
1643,2 |
2785,7 |
169,5 |
287,4 |
169,5 |
Количество магазинов |
ед. |
1695 |
1626 |
1594 |
95,9 |
94,0 |
98,0 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
168,8 |
165,7 |
165,7 |
98,2 |
98,2 |
100,0 | |
Гомельская |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
963,9 |
1656,0 |
2817,4 |
171,8 |
292,3 |
170,1 |
Количество магазинов |
ед. |
1768 |
1716 |
1689 |
97,1 |
95,5 |
98,4 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
171,9 |
170,3 |
169,9 |
99,1 |
98,8 |
99,8 | |
Гродненская |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
710,1 |
1177,6 |
2034,3 |
165,8 |
286,5 |
172,7 |
Количество магазинов |
ед. |
1355 |
1271 |
1247 |
93,8 |
92,0 |
98,1 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
132,3 |
127,5 |
127,1 |
96,4 |
96,1 |
99,7 | |
г. Минск |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
23,6 |
44,1 |
76,8 |
186,9 |
325,4 |
174,1 |
Количество магазинов |
ед. |
16 |
16 |
17 |
100,0 |
106,3 |
106,3 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |
Минская |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
1177,2 |
2022,1 |
3541,4 |
171,8 |
300,8 |
175,1 |
Количество магазинов |
ед. |
2012 |
2013 |
1943 |
100,0 |
96,6 |
96,5 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
203,7 |
204,9 |
202,0 |
100,6 |
99,2 |
98,6 | |
Могилевская |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
814,2 |
1402,9 |
2474,9 |
172,3 |
304,0 |
176,4 |
Количество магазинов |
ед. |
1443 |
1406 |
1391 |
97,4 |
96,4 |
98,9 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
140,8 |
140,3 |
141,7 |
99,6 |
100,6 |
101,0 | |
Итого по Республике Беларусь |
Розничный товарооборот |
млрд р. |
5785,6 |
9878,7 |
16990,1 |
170,7 |
293,7 |
172,0 |
Количество магазинов |
ед. |
10320 |
9912 |
9702 |
96,0 |
94,0 |
97,9 | |
Общая торговая площадь |
тыс. кв.ед. |
1000,0 |
987,0 |
984,8 |
98,7 |
98,5 |
99,8 |
Примечание - Источник: [20].
На основании данных таблицы 3.6 проведем анализ эффективности использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 гг., результаты оформим в таблице 3.7.
Данные таблицы 3.7 свидетельствуют о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Республике Беларусь в 2012 г. по сравнению с 2010 г. составляло 1,2 млрд р., а на один квадратный метр – 1146,6 млрд р., что свидетельствует о повышении эффективности использования розничной торговой сети. Данные рост наблюдался по всем облпотребсоюзам Белкоопсоюза, однако наиболее успешной была деятельность Брестской области, так как рост розничного товарооборота на 1 магазин составлял 1,2 млрд р, а на 1 м2. торговой площади – 1222,5 млрд р. Наименьшее увеличение показателей эффективности использования розничной торговой сети было в Гродненской области, это свидетельствует о том, что облторгсоюз использует розничную торговую сеть не достаточно эффективно.
Таблица 3.7 – Эффективность
использования стационарной розничной
торговой сети отдельных хозяйствующих
субъектов потребительской кооперации
Республики
Беларусь за 2010-2012 гг.
Область |
Показатели |
Ед. измер. |
Год |
Темп роста,% или изменение, (+/-) | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2010 г. |
2012 г. к (от) 2011 г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Брестская |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
0,6 |
1 |
1,8 |
0,4 |
1,2 |
0,8 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
624,3 |
1095,7 |
1846,8 |
471,4 |
1222,5 |
751,1 | |
Витебская |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
0,6 |
1 |
1,7 |
0,4 |
1,1 |
0,7 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
574,2 |
991,7 |
1681,2 |
417,5 |
1107,0 |
689,5 | |
Гомельская |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
0,5 |
1 |
1,7 |
0,5 |
1,2 |
0,7 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
560,7 |
972,4 |
1658,3 |
411,7 |
1097,6 |
685,9 | |
Окончание таблицы 3.7 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Гродненская |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
0,5 |
0,9 |
1,6 |
0,4 |
1,1 |
0,7 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
536,7 |
923,6 |
1600,6 |
386,9 |
1063,9 |
677,0 | |
г. Минск |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
1,5 |
2,8 |
4,5 |
1,3 |
3,0 |
1,7 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
1242,1 |
2321,1 |
4042,1 |
1079,0 |
2800,0 |
1721,0 | |
Минская |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
0,6 |
1 |
1,8 |
0,4 |
1,2 |
0,8 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
577,9 |
986,9 |
1753,2 |
409,0 |
1175,3 |
766,3 | |
Могилевская |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
0,6 |
1 |
1,8 |
0,4 |
1,2 |
0,8 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
578,3 |
999,9 |
1746,6 |
421,6 |
1168,3 |
746,7 | |
Итого по Республике Беларусь |
Розничный товарооборот |
|||||||
- на один магазин |
млрд р. |
0,6 |
1 |
1,8 |
0,4 |
1,2 |
0,8 | |
- на один квадратный метр торговой площади |
млрд р. |
578,6 |
1000,9 |
1725,2 |
422,3 |
1146,6 |
724,3 |
Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь