Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
 оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
 проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
 выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

0397n_metody_roznich_torgovli_kirovskoe_raypo.docx

— 376.99 Кб (Скачать файл)

Как говорилось ранее, продажа товаров на основе самообслуживания – одна из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров, этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина.

Преимущество метода самообслуживания выражается социальной и экономической эффективностью. Покупатели затрачивают времени на покупку товара на 3 минуты меньше, чем при индивидуальном обслуживании через прилавок. Это характеризует социальный эффект самообслуживания (т.е. экономия времени на приобретение товаров). В магазине самообслуживания могут осматривать и отбирать товар практически все покупатели, которые находятся в торговом зале, что позволит ликвидировать очереди в ожидании обслуживания.

Поэтому особое внимание следует уделять увеличению установочной и экспозиционной площадей в магазине самообслуживания, что позволит расширить в торговом зале ассортимент предлагаемых товаров и тем самым увеличить комплексность покупок.

Следовательно, экономический эффект при самообслуживании будет достигаться за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его экономических показателей (товарооборота, валового дохода, прибыли), сокращения численности торговых работников и повышения производительности, снижения уровня издержек обращения.

Продолжится взаимодействие с министерствами и концернами по организации выпуска импортозамещающих товаров с учетом Государственной программы импортозамещения, предусматривающей концентрацию ресурсов на производстве импортозамещающих товаров и технологий.

Определенное значение будет иметь и совершенствование государственной политики в отношении импорта потребительских товаров.

Большое значение в реализации намеченных планов отводится совершенствованию хозяйственных связей торговли и промышленности. Будет проведена оптимизация ассортиментной политики торговых организаций, направленная на обеспечение их финансовой устойчивости, удовлетворение потребностей населения в товарах и стимулирование их приобретения.

В целях обеспечения поддержки отечественных товаропроизводителей продолжится практика квотирования импорта отдельных видов товаров, применения иных мер тарифного и нетарифного регулирования оборота товаров.

Планируется поэтапное сокращение числа квотируемых товаров отечественного производства для поставки на внутренний потребительский рынок.

Повысится эффективность мер по защите внутреннего потребительского рынка от реализации фальсифицированных и некачественных товаров, при этом предусматривается расширение перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

В целях создания конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка будут созданы условия для открытия в жилых кварталах городов субъектами малого предпринимательства магазинов пешеходной доступности.

Развитие розничной торговой сети в сельской местности будет направлено на возобновление деятельности и реконструкцию ранее закрытых магазинов, включая обслуживание сельских жителей посредством автомагазинов. Расширится торговля по заказам населения и образцам.

Предполагается расширение фирменной торговли, формирование сети современных фирменных магазинов в областных центрах, выделение площадей для организации фирменных магазинов в местах, где их деятельность может быть наиболее эффективной (в центре города, вдоль оживленных магистралей и т.п.).

Для улучшения торгового обслуживания населения и наращивания объемов продаж предусматривается расширение применения реализации товаров по методу самообслуживания.

Будет осуществлено упорядочение режима работы торговых объектов, увеличение числа магазинов, работающих без обеденного перерыва, в выходные дни, а также проведена оптимизация количества магазинов, работающих круглосуточно.

Для магазинов Кировского райпо, как магазинов розничной торговой сети, можно рекомендовать следующее:

– для привлечения покупателей и увеличению объемов деятельности можно внедрить магазинные карты, которые практически аналогичны банковским карточкам и основаны на той же аппаратно-программной платформе. Их использование позволяет не только упростить расчетные операции в магазине, но и систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой политики и борьбы за покупателя. Выпуская карточки и распространяя их среди своих клиентов, магазин тем самым осуществляет их закрепление, «привязку» к себе.

Наличие карточки дает право покупателю рассчитывать на особое отношение к себе со стороны магазина и автоматически делает его привилегированным клиентом, что выражается в виде доступа к системе торговых скидок или предоставления дополнительных услуг (бесплатная рассылка каталогов торговой организации, информация о новых товарах, заказ по телефону и т.д.). При этом магазин может проводить определенную маркетинговую политику, устанавливая размеры торговых скидок в зависимости от социальной группы и индивидуального покупательского поведения клиента.

Заплатив вступительный взнос, держатель дисконтной карты впоследствии каждый раз при предъявлении ее получает установленную торговую скидку. Использование магазинных карточек благотворно влияет на товарооборот магазина. Магазинная карта является также эффективным рекламным атрибутом организации, его выпустившего, она повышает престиж не только магазина, но и самого клиента, так как пластиковые карты традиционно считаются престижной формой оплаты за товары и услуги.

В настоящее время распространение получили магазинные системы на карточках с магнитной полосой и на карточках с микросхемой (смарт-карты). Вторая разновидность карточек является более перспективной, так как они почти полностью защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терминал-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.

Для того чтобы улучшить рекламную деятельность организации, предлагается разместить наружную рекламу. Предлагается возле каждого магазина разместить щиты-баннеры: 1 км до магазина и 1 км после него.

Данные мероприятия позволят повысить розничный товарооборот и привлечь новых потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Розничная торговля является важным звеном на рынке товаров, которое предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям. В организации торговли большую роль играет разработка технологических процессов, направленных на обслуживание покупателей, т.е. внедрение прогрессивных методов и дополнительных услуг.

Кировское районное потребительское общество создано как районный потребительский союз 12 февраля 1935 года и преобразовано в Кировское районное потребительское общество 24 апреля 1997г.   Занимает площадь 1300 км2, что составляет 4,5% общей площади Могилевской области.

Потребительская кооперация района обслуживает 24,6 тыс. жителей, проживающие в 123 населенных пунктах.

Организации райпо оказывают широкий перечень платных услуг насе-лению района. Освоены нетрадиционные виды услуг: размол зерна, парикмахерские виды услуг, пилка и распиловка дров и др.

Потребительская кооперация является самой крупной торгующей системой в Кировском районе, удельный вес которой составляет 77,4 % в товарообороте района. 

В 2010-2011 гг. произошли изменения в структуре товарооборота: увеличилась доля непродовольственных товаров в общем объеме реализации на 0,9 процентных пункта, что связано с расширением ассортимента данных товаров, в 2011–2012 гг. доля непродовольственных товаров снизилась на 3,1 п.п. (18,3%), соответственно, объем продовольственных товаров увеличился – 81,7% за счет увеличения спроса и расширения ассортимента. 

Кировское райпо включало в себя в 2010 г. 85 объектов розничной торговой сети, в 2011 г. – 71, в 2012 г. – 69. В основном за счет сокращения количества магазинов смешанного типа, ларьков и развозной сети. Общая торговая площадь сократилась с 8583,1 кв. м. до 8027,9 кв м в 2012 г. Средний размер торговой площади магазина за 2010-2012 гг. составил соответственно 116 м кв. 123,5 м кв. и 127,4 м кв. Размер товарооборота в среднем на один магазин в 2010 году составил 604 млн р., в 2011 году вырос на 512,8 млн р. (1116,8 млн р.) и в 2012 году розничный товарооборот в среднем на один магазин составила 1942,8 млн р. (+8259 млн р. к 2011 году).

Среднегодовая стоимость основных средств выросла в 2011 году, по сравнению с 2009 годом на 8576,5 млн р. (148%) и в 2012 году по отношению к 2010 году – на 13881 млн р. (152,5%), что свидетельствует о приобретении Кировским райпо за 2010-2012 годы нового дорогостоящего торгового оборудования, персональных компьютеров и других видов основных средств.

Среднегодовая стоимость оборотных средств, так же на 147,9% и 149,5% в 2011 г. и 2012 г. соответственно. В абсолютном отклонении среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 4044,5 млн р. по сравнению с 2010 годом, в 2012 году этот показатель вырос на 6183 млн р. по отношению к 2011 году.

Таким образом, функциональный капитал за анализируемый период вырос на 12621 млн р. и 20064 млн р. в 2011 г. и 2012 г., соответственно, темп роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 147,9%,  2012 году к 2011 году 151,1%.

Среднесписочная численность работников в 2011 году уменьшилась на 64  человек по сравнению с 2010 годом, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом среднесписочная численность составила 527 человек (-30 чел.) или 94,6% к 2011 году. Уменьшение численности произведено в рамках ее оптимизации.

Производительность труда в 2010 году составила 94,1 млн р./чел, в 2011 году 178,8 млн р./чел и 298,5 млн р./чел в 2012 году.

Фондоотдача за три года показала тенденцию к росту с 3,3 р/р в 2010 году до 3,9 р/р в 2012 году, что говорит об эффективности использования основных средств.

Рентабельность функционального капитала достигла наивысшего значения в 2011 г. – 11,7% по сравнению с 2010 г. +9,5 п.п., тогда как в 2012 г. отмечается упадок до 3,6% (-8,1 п.п.).

В 2011 году оборот розничной торговли составил 72594 млн р., что на 28141 млн р. или на 163,3% больше, чем в 2010 году, в 2012 г. рост составил 168,6%. Доход от реализации  вырос в 2011 году  по сравнению с 2010 годом на 5426 млн р, в 2012 г. к 2011 г. – на 8262 млн р. Уровень доходов к розничному товарообороту составил в 2010-2012 гг. с 18,3% до 17,8 %, т.е. произошло снижение на 0,5 п.п. В 2012 году темп роста расходов на реализацию по отношению к 2010 году снизился с 17,0% до 14,3%, это связано, в первую очередь, с ростом объемов реализации и оптимизацией издержек обращения.

В структуре розничного товарооборота прибыль от реализации товаров составила в 2012 году 1,4%,  что ниже уровня 2011 года на -2,0 п.п., 2010 г. – наблюдается рост на +0,1 п.п. 

Снижение численности в 2011 году на 27 чел. привело к уменьшению розничного товарооборота на 6447,6 млн р., а в 2012 г. – снижение составило 2464,2 млн р.

Рост  производительности при этом способствовал к увеличению розничного товарооборота в 2011 г. на 31768 млн р., а в 2012 г. -  на 51226,2 млн р. В результате взаимного влияния факторов увеличение розничного товарооборота в 2011 г. составило +28141 млн р., а в 2012 г. – +49805 млн р.

Изменение розничного товарооборота за счет уменьшения количества магазинов составило -1111,6 млн р. в 2011 г. и -254,9 млн р. в 2012 г., средней торговой площади на 1 м2 магазин составило +489,2 млн р. в 2011 г. и +246,5 млн р. в 2012 г. В 2010-2012 гг. так как количество магазинов осталось на прежнем уровне. Размер изменения розничного товарооборота за счет изменения товарооборота на 1 м2 торговой площади составил 31013,9 млн р. в 2011 году и 49809,5 млн р. в 2012 году. Общее отклонение розничного товарооборота составило +28141 млн р. и 49805 млн р. в 2010-2012 гг., в наибольшей степени за счет изменения розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади.

В 2010-2012 гг. Кировское райпо стало рациональней использовать площадь магазина, т.е. в 2011 году расширил площадь, занимаемую под оборудование. Коэффициент выставочной площади в 2011 – 2012 гг. выше, чем в 2012 году, что свидетельствует о положительной работе руководства магазина, которое постоянно следит за рациональным использованием торгового оборудования. С расширением площади под оборудование, соответственно увеличивается выставочная площадь, занятая под выкладку продукции, что с положительной стороны характеризует деятельность магазина.

При оценке эффективности организации процесса обслуживания покупателей в магазине Универсам №2 Кировского райпо выявлено: за анализируемый период коэффициент устойчивости ассортимента находится в пределах близких к 1,0. При этом в 2012 году данный показатель ближе всего к единице, что свидетельствует о полном и устойчивом ассортименте магазина, о эффективности его формирования. Все это способствует лучшему обслуживанию покупателей и полному удовлетворению потребительского спроса. Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

Анализ данных показывает, что в 2012 г. сокращается время, затрачиваемое на покупку товаров. Это свидетельствует о повышении торгового обслуживания, за счет квалифицированных торговых работников, хорошо оборудованных рабочих мест, предоставление администрацией необходимого инвентаря, замена оборудования на более совершенное, что в конечном итоге сократило время на обслуживание покупателей, а также правильное формирование ассортиментной политики и т.д.

Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь