Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………
Примечание – Источник: самостоятельная разработка на основании Приложений Д-И.
Проведенный анализ показал, что среднегодовая стоимость основных средств выросла в 2011 году, по сравнению с 2009 годом на 8576,5 млн р. (148%) и в 2012 году по отношению к 2010 году – на 13881 млн р. (152,5%), что свидетельствует о приобретении Кировским райпо за 2010-2012 годы нового дорогостоящего торгового оборудования, персональных компьютеров и других видов основных средств.
Среднегодовая стоимость оборотных средств, так же на 147,9% и 149,5% в 2011 г. и 2012 г. соответственно. В абсолютном отклонении среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 4044,5 млн р. по сравнению с 2010 годом, в 2012 году этот показатель вырос на 6183 млн р. по отношению к 2011 году.
Таким образом, функциональный капитал за анализируемый период вырос на 12621 млн р. и 20064 млн р. в 2011 г. и 2012 г., соответственно, темп роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 147,9%, 2012 году к 2011 году 151,1%.
Среднесписочная численность работников в 2011 году уменьшилась на 64 человек по сравнению с 2010 годом, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом среднесписочная численность составила 527 человек (-30 чел.) или 94,6% к 2011 году. Уменьшение численности произведено в рамках ее оптимизации.
Производительность труда в 2010 году составила 94,1 млн р./чел, в 2011 году 178,8 млн р./чел и 298,5 млн р./чел в 2012 году.
Фондоотдача за три года показала тенденцию к росту с 3,3 р/р в 2010 году до 3,9 р/р в 2012 году, что говорит об эффективности использования основных средств.
Рентабельность функционального капитала достигла наивысшего значения в 2011 г. – 11,7% по сравнению с 2010 г. +9,5 п.п., тогда как в 2012 г. отмечается упадок до 3,6% (-8,1 п.п.).
Далее проведём анализ показателей результативности розничной торговой сети Кировского райпо (таблица 2.6)
Таблица 2.6 – Анализ результативности розничной торговой сети Кировского райпо за период 2011-2012 гг.
Показатель |
Год |
Отклонение, (+/-) |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011г. от 2010г. |
2012г. от 2011г. |
2011г. к 2010г. |
2012г. к 2011г. | |
1. Розничный товарооборот в действующих ценах |
44453 |
72594 |
122399 |
28141 |
49805 |
163,3 |
168,6 |
2.Доходы от реализации |
8131 |
13557 |
21819 |
5426 |
8262 |
166,7 |
160,9 |
в % к товарообороту |
18,3 |
18,7 |
17,8 |
0 |
-1 |
- |
- |
3. Расходы на реализацию продукции |
7569 |
11395 |
17534 |
3826 |
6139 |
150,5 |
153,9 |
в % к товарообороту |
17,0 |
15,7 |
14,3 |
-1 |
-1 |
- |
- |
4. Прибыль от реализации |
562 |
2162 |
1667 |
1600 |
-495 |
384,7 |
77,1 |
в % к товарообороту |
1,3 |
3,0 |
1,4 |
2 |
-2 |
- |
- |
Примечание – Источник: Самостоятельная разработка на основании Приложения Ж.
Проведенный анализ показал, что в 2011 году оборот розничной торговли составил 72594 млн р., что на 28141 млн р. или на 163,3% больше, чем в 2010 году, в 2012 г. рост составил 168,6%. Доход от реализации вырос в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 5426 млн р, в 2012 г. к 2011 г. – на 8262 млн р. Уровень доходов к розничному товарообороту составил в 2010-2012 гг. с 18,3% до 17,8 %, т.е. произошло снижение на 0,5 п.п. В 2012 году темп роста расходов на реализацию по отношению к 2010 году снизился с 17,0% до 14,3%, это связано, в первую очередь, с ростом объемов реализации и оптимизацией издержек обращения.
В структуре розничного товарооборота прибыль от реализации товаров составила в 2012 году 1,4%, что ниже уровня 2011 года на -2,0 п.п., 2010 г. – наблюдается рост на +0,1 п.п.
Далее оценим влияние трудовых ресурсов на динамику товарооборота, используя данные таблицы 2.8.
Таблица 2.8 – Расчет
влияния изменения численности торговых
работников и их
выработки на развитие розничного товарооборота
Кировского райпо за 2010-2012 гг.
Показатели |
Год |
Отклонение, (+/-) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2011г. от 2010 г. |
2012г. от 2011 г. | |
1. Розничный товарооборот, млн р. |
44453 |
72594 |
122399 |
28141 |
49805 |
2. Среднесписочная численность работников торговли, чел. |
331 |
304 |
298 |
-27,0 |
-6,0 |
3. Производительность труда |
134,3 |
238,8 |
410,7 |
104,5 |
171,9 |
Примечание – Источник: Самостоятельная разработка на основании Приложения Ж, К.
Произведём оценку влияния
2011 год: (238,8-134,3) × 304= +31768 млн р.;
2012 год: (410,7-238,8) × 298= +51226,2 млн р.
2011 год: (304-331) × 238,8 = -6447,6 млн р.;
2012 год: (298 – 304) ×410,7 = -2464,2 млн р.
Сведём полученные результаты в таблицу 2.9.
Таблица 2.9 – Влияние на розничный товарооборот факторов,
связанных с
использованием трудовых ресурсов Кировского
райпо
Показатель |
Год |
Отклонение (+,-) | |||||||
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
в том числе за счёт изменения | |||||
2011г. от 2010г. |
2012г. от 2011г. |
численности |
производи-тельности | ||||||
2011г. от 2010г |
2012г от 2011г |
2011 г от 2010г |
2012г от 2011г | ||||||
Розничный товарооборот |
44453 |
72594 |
122399 |
28141 |
49805 |
-6447,6 |
-2464,2 |
31768 |
51226,2 |
Среднесписочная численность работников торговли, чел. |
331 |
304 |
298 |
-27 |
-6 |
- |
- |
- |
- |
Производительность труда, млн р. |
134,3 |
238,8 |
410,7 |
104,5 |
171,9 |
- |
- |
- |
- |
Примечание – Источник: Самостоятельная разработка.
Снижение численности в 2011 году на 27 чел. привело к уменьшению розничного товарооборота на 6447,6 млн р., а в 2012 г. – снижение составило 2464,2 млн р.
Рост производительности при этом способствовал к увеличению розничного товарооборота в 2011 г. на 31768 млн р., а в 2012 г. - на 51226,2 млн р. В результате взаимного влияния факторов увеличение розничного товарооборота в 2011 г. составило +28141 млн р., а в 2012 г. – +49805 млн р.
Далее рассчитаем влияние на розничный товарооборот факторов, связанных с эффективностью развития материально-технической базы организации (таблица 2.10).
Таким образом, изменение розничного товарооборота за счет уменьшения количества магазинов составило -1111,6 млн р. в 2011 г. и -254,9 млн р. в 2012 г., средней торговой площади на 1 м2 магазин составило +489,2 млн р. в 2011 г. и +246,5 млн р. в 2012 г. В 2010-2012 гг. так как количество магазинов осталось на прежнем уровне. Размер изменения розничного товарооборота за счет изменения товарооборота на 1 м2 торговой площади составил 31013,9 млн р. в 2011 году и 49809,5 млн р. в 2012 году. Общее отклонение розничного товарооборота составило +28141 млн р. и 49805 млн р. в 2010-2012 гг., в наибольшей степени за счет изменения розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади.
Анализируя технологические, социальные и экономические показатели работы магазина можно дать оценку эффективности метода продажи одного из магазинов Кировского райпо.
К технологическим показателям относятся общая площадь магазина, коэффициент установочной площади, коэффициент выставочной площади, коэффициент устойчивости ассортимента и т.д.
Таблица 2.10 – Расчет влияния на розничный товарооборот факторов, связанных с эффективностью развития материально-технической базы Кировского райпо за 2010-2012 гг.
Показатель |
Год |
Отклонение (+,-) | |||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
в том числе за счёт изменения | |||||||
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011г. |
Количество магазинов |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
Средняя торговая площадь на 1 магазин, м2 | |||||||
2011 г. от 2010г |
2012г от 2011г |
2011 г. от 2010г |
2012г от 2011г |
2011 г. от 2010г |
2012г от 2011г | ||||||
Розничный товарооборот, млн р. |
44453 |
72594 |
122399 |
28141 |
49805 |
-1111,6 |
-254,9 |
31013,9 |
49809,5 |
489,2 |
246,5 |
Количество магазинов, ед. |
74 |
65 |
63 |
-9 |
-2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Общая торговая площадь, м2 |
8583,1 |
8028,4 |
8027,9 |
-554,7 |
-0,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.р. |
5,2 |
9,0 |
15,2 |
3,9 |
6,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Средняя торговая площадь на 1 магазин, м2 |
116,0 |
123,5 |
127,4 |
7,5 |
3,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание – Источник: Самостоятельная разработка.
Основные технологические показатели, характеризующие эффективность метода продаж, представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Информация о технологических показателях по магазину Универсам №2 Кировского райпо за 2010-2012 гг.
Показатель |
Год | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Площадь магазина, м2 |
598 |
598 |
598 |
под оборудование |
185 |
198 |
210,8 |
торговая |
371 |
367 |
354,2 |
подсобная |
42 |
33 |
33 |
Коэффициент установочной площади, (0,35-0,4) |
0,62 |
0,61 |
0,59 |
Коэффициент выставочной площади (0,65-0,75) |
0,93 |
0,94 |
0,94 |
Количество товарных единиц на 1 м2 выставочной площади |
56 |
58 |
66 |
Широта и устойчивость ассортимента: |
810 |
812 |
978 |
Количество разновидностей реализуемых товаров | |||
Коэффициент устойчивости ассортимента (0-1) |
0,87 |
0,89 |
0,91 |
Примечание – Источник: Самостоятельная разработка на основании Приложения Г.
Из таблицы 2.11 можно сделать следующие выводы: в 2010-2012 гг. Кировское райпо стало рациональней использовать площадь магазина, т.е. в 2011 году расширил площадь, занимаемую под оборудование. Коэффициент выставочной площади в 2011 – 2012 гг. выше, чем в 2012 году, что свидетельствует о положительной работе руководства магазина, которое постоянно следит за рациональным использованием торгового оборудования. С расширением площади под оборудование, соответственно увеличивается выставочная площадь, занятая под выкладку продукции, что с положительной стороны характеризует деятельность магазина.
Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь