Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы сбыта и товародвижения на примере производственного предприятия, объектом которого является ООО «ЭРА».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику товародвижения и сбыта, с точки зрения теоретической базы;
проанализировать методику формирования системы сбыта на предприятии;
изучить каналы распределения;
проанализировать деятельность производственного предприятия, включая организационную структуру, экономическое положение, конкурентоспособность, систему сбыта и товародвижения предприятия;
предложить комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности системы сбыта и товародвижения, и рассчитать затраты и экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Введение 4
1 Теоретические аспекты организации товародвижения и сбыта на предприятии 6
1.1 Характеристика товародвижения и сбыта 6
1.2 Формирование системы сбыта на предприятии 8
1.3 Каналы распределения 12
2 Характеристика деятельности предприятия ООО «ЭРА» 15
2.1 Общие сведения о предприятии 15
2.2 Организационная структура управления предприятием 16
2.3 Динамика экономических показателей деятельности предприятия за 2008-2010 гг. 18
3 Анализ экономического состояния предприятия и оценка системы товародвижения и сбыта на ООО «ЭРА» 20
3.1 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 20
3.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 21
3.3 Оценка сбытовой политики предприятия 24
3.4 Анализ системы товародвижения 29
4 Разработка мероприятий по совершенствованию товародвижения и сбыта 33
4.1 Описание обоснований мероприятий 33
4.2 Расчет затрат на реализацию мероприятий 39
4.3 Оценка экономического эффекта от предложений 41
Заключение 43
Список использованных источников 47
В связи с этим ООО «ЭРА» рекомендуется реорганизовать службу маркетинга и обеспечить ее центральную роль.
Формой организации маркетингового отдела в ООО «ЭРА» должна стать функциональная структура, при этом функции должны быть расширены (рис. 4.1).
Отдел маркетинга |
||||||
Изучение рынка |
Продвижение |
Сбыт |
Планирование по услугам | |||
- информация о рынке |
- рекламирование |
- администрация по сбыту |
- выбор продукта | |||
- потенциальные потребители |
- торговые ярмарки |
- обучение продажам |
- характеристики продукта | |||
- требования потребителя |
- стимулирование продаж |
- план продаж |
- ценообразование | |||
- анализ конкурентов |
- связи с общественностью |
- учет сбыта |
- обслуживание |
Рисунок 4.1 – Планируемая структура отдела маркетинга ООО «ЭРА»
Однако руководству ООО «ЭРА» необходимо помнить о том, что мало реорганизовать отдел маркетинга. Необходимо, прежде всего, внедрить систему маркетинга на предприятии. Под системой маркетинга понимается подсистема управления (менеджмента) компании, которая приводит процессы внутренней среды в соответствие с целевыми планами или программами действий компании по отношению к внешней среде. Регулирование осуществляется на основе анализа реакций внутренней и внешней среды.
Под процессом внедрения системы маркетинга понимается создание, корректировка и поддержание работоспособности такого «механизма» в системе управления компании, который обеспечивал бы не только осуществление стратегических и тактических целей компании, но и создание условий для их достижения.
Под таким механизмом
подразумевается некоторая
Процесс внедрения системы маркетинга состоит из следующих этапов.
Для описания стартовых условий разработки и внедрения системы маркетинга предлагается следующая последовательность действий:
Реорганизация службы маркетинга позволит ООО «ЭРА» внедрить на предприятии функцию стратегического маркетингового планирования на основе данных исследования рынка. По мнению специалистов, грамотная стратегия способствует реализации намеченных планов и позволяет фирме удерживать свои конкурентные позиции на рынке. Основной целью данного мероприятия на краткосрочную перспективу (1 год) является увеличение объема сбыта на 10% в год.
Для повышения эффективности сбыта ООО «ЭРА» рекомендуется усиление программы продвижения своей продукции. Сегодня ООО «ЭРА» оказывает своим клиентами поддержку в продвижении продукции посредством предоставления рекламных материалов, а также с помощью мерчендайзеров, которые осуществляют эффективную выкладку товаров, способствующую их успешным продажам.
В целях повышения лояльности клиентов, а также для достижения наибольшего эффекта в продвижении своих торговых марок ООО «ЭРА» рекомендуется активное использование методов BTL.
BTL –Bellow the line – это непосредственная работа с потребителями, всевозможные акции, демонстрации, PR. К BTL-инструментам относят: прямой маркетинг, PR, спонсорство, стимулирование сбыта, POS-материалы, специальные события (special events), прочие инструменты рекламы, не относящиеся к стандартным СМИ.
Рост интереса к методам BTL объясняется тем, что конкуренция ужесточается, а потребители все меньше доверяют традиционным формам продвижения товара. Так, обычная реклама не предполагает обратной связи, и коммуникация получается односторонней. В то же время потребитель нуждается в диалоге с производителем, он более лоялен к продукту, который попробовал.
Необходимо уточнить, что уникальный опыт личного общения с брендом потребитель может получить только в том случае, если бренд будет общаться с потребителем посредством BTL-коммуникаций. В качестве преимущества BTL-инструментов по сравнению с прямой рекламой можно выделить следующие:
Для организации промоакций в торговых точках должны устанавливаться необычные фирменные промостенды. Промоутеры должны раздавать посетителям листовки, анонсирующие акцию, а также приглашать на дегустацию продукции ООО «ЭРА». Промоутеры должны предлагать попробовать родукцию, рассказывать подробнее о каждой из представленной на данной дегустации позиции и информировать покупателей о призовой схеме. За покупку продукции потребитель может получать подарок – например, оригинальный магнит, подарочный набор свечей или рамку для фотографий (в зависимости от суммы покупки).
Для того чтобы потребитель по достоинству оценил качество и вкус продукции и затратил для ее поиска в торговой точке минимум усилий, необходимо выделять нужный товар POS-материалами, фирменным торговым оборудованием и поддерживать единые стандарты выкладки. При этом необходимо придерживаться главного правила мерчендайзинга: он должен быть результатом совместных усилий дистрибьютора и продавца, при этом во главу угла должны ставиться потребности покупателя. Интересная выкладка продукции является важным условием высоких продаж. Продукция в них должная быть обращена лицевой стороной к покупателю, а самые популярные продукты выложены на приоритетных полках.
Использование данных методов продвижения позволит ООО «ЭРА» дифференцировать свой товар среди товаров конкурентов в тех точках продаж, где представлена продукция различных производителей, что в свою очередь повысит эффективность продвижения торговых марок.
Ожидаемый эффект от проведения
мероприятий – повышение
4.2 Расчет затрат на реализацию мероприятий
Для реализации мероприятия
по внедрению маркетинговых
Таблица 4.1 – Дополнительные затраты на персонал, руб.
Должность |
Численность |
Оклад, руб. / мес. | ||
база |
проект |
база |
проект | |
Отдел маркетинга |
||||
Специалист по маркетинговым исследованиям |
0 |
1 |
0 |
12 000 |
Специалист по маркетинговому планированию |
0 |
1 |
0 |
12 000 |
Итого |
0 |
2 |
0 |
24 000 |
Годовой ФОТ |
288 000 |
Кроме того, для развития маркетинговой деятельности ООО «ЭРА» потребуются дополнительные расходы на маркетинговые исследования в размере 50 000 руб. в год.
Расчет затраты на осуществления предложенных программ продвижения представлен в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Затраты на проведение одного мероприятия по продвижению торговой марки ООО «ЭРА» в месте продаж
№ п/п |
Статья |
Стоимость |
1 |
Услуги промоутера |
7 000 |
2 |
Стоимость товара для дегустации |
5 000 |
3 |
Призы и подарки для покупателей |
10 000 |
Итого |
22 000 |
Для достижения наибольшего эффекта частота проведения таких акций должна составлять 1 раз в 2 недели в различных точках продаж. Таким образом, в год необходимо провести около 25 подобных акций. Совокупные расходы на проведение мероприятий составят: 22 000 * 25 = 550 000 руб.
При увеличении объема продаж на 10% и 4% увеличатся переменные расходы предприятия соответственно росту объема продаж и составят:
6 608 * 1.14 = 7 533 тыс. руб.
Таким образом, дополнительные переменные затраты составят:
7 533 – 6 608 = 925 тыс. руб.
Совокупные затраты на проведение мероприятий рассчитаны в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Совокупные затраты на проведение мероприятий по совершенствованию товародвижения и сбыта ООО «ЭРА»
Наименование |
Сумма |
Оплата труда персонала отдела маркетинга |
288 000 |
Проведение маркетинговых |
50 000 |
Проведение акций по продвижению продукции ООО «ЭРА» |
550 000 |
Дополнительные переменные затраты |
925 000 |
Итого |
1 813 000 |
Как видно из таблицы 4.3, совокупные затраты по проекту составят 1 813 тыс. руб.
4.3 Оценка экономического эффекта от предложений
Ожидаемый эффект от проведения мероприятий, направленных на совершенствование товародвижения и сбыта ООО «ЭРА», составит повышение товарооборота на 14 % в год.