Требования к автоматизированным
информационным системам следующие:
- Масштабируемость, т.е. способность
системы поддерживать как единичных пользователей,
так их множество.
- Распределённость, т.е. способность
системы обеспечивать совместную обработку
документов несколькими территориально
разрозненными подразделениями предприятия
или несколькими удалёнными друг от друга
рабочими местами.
- Модульность – способность системы представлять
пользователям возможность настраивать
и выбирать функции системы исходя из
специфики и сложности деятельности предприятия,
т.е. система автоматизации гибкая и состоит
из отдельных модулей, интегрированных
между собой (склад, сбыт, закупки, производство,
персонал, финансы, транспорт).
- Открытость - система автоматизации
интегрированная в другие информационные
системы, она имеет открытые интерфейсы
для разработки новых предложений и интеграции
с другими системами.
При разработке информационных систем
особое внимание уделяется методам измерения и сравнения логистических
показателей. Разрабатываются формализованные
и всеобъемлющие системы оценки результатов обслуживания
потребителей. Устанавливаются нормативы для каждого вида логистических
процедур, кроме того – создаётся т.н. «хранилище данных», являющихся интегрированными
элементами информационных систем предприятия,
основная цель которых заключается в облегчения
доступа к данным всем менеджерам, потребителям
и поставщикам. Также – системы оценки и контроля интегрируются
с системами обслуживания заказов и планирования,
включая приём и обработку заказов планирования
логистических операций, управление запасами,
планирование производства, складирование
и транспортировку.
Рекомендации при внедрении информационных
логистических систем:
- Определиться с организационной структурой предприятия, т.е. понять, что мы
имеем, что хотели бы иметь в ближайшем
будущем и разработать положение об организационной
структуре предприятия.
- Разработать механизм финансово-экономического управления предприятием в целом, в т.ч. положение
о финансовой структуре, определить центры
финансового учёта и финансовой ответственности.
- Выделить основные логистические цели предприятия, т.е. направления бизнеса, финансовые,
информационные и материальные потоки,
оценить их документооборот в зависимости
от необходимости решения задач, стоящих
перед информационной системой.
- Разработать механизмы организации и оперативного управления цепями поставок. Это – стандарты, формы учёта и
контроля, управленческой отчетности.
- Сформировать технологию стратегического управления цепями поставок, систему финансового планирования и контроля, а также систему финансового анализа.
25. Применение сканирования и штриховых
кодов в логистике.
Для эффективного управления логистической
системой необходимо в любой момент
иметь информацию в детальном ассортименте
о входящих и выходящих из неё материальных
потоках, циркулирующих внутри логистической
системы. Данная проблема решается путём
использования микропроцессорной техники, способной
идентифицировать отдельную грузовую
единицу. Оборудование, способное
считывать разнообразные штриховые коды
позволяет получать информацию о логистической
операции в момент и в месте её совершения.
Полученная информация обрабатывается
в режиме реального времени. В России продвижением
штрихового кодирования и присвоением
торговых штриховых кодов занимается Ассоциация Автоматической Идентификации
(ЮНИС-КАН).
Машиночитаемый штриховой
код – это определённая комбинация тёмных и светлых полос, дающая возможность
кодировать, считывать и расшифровывать
информацию о товаре с использованием
компьютерной техники.
Автоматическая идентификация
в процессе выполнения логистических
операций и функций позволяет достигать
следующего:
- Оперативно получать полную и достоверную информацию о продукте (товаре, таре, упаковке, грузовой
единице)
- Получить информацию о производителе товара, грузоотправителе, грузополучателе и логистическом посреднике.
- Осуществить контроль и мониторинг с помощью информационных компьютерных
систем за продвижением каждой единицы
продукции на любом участке логистической
цепи.
- Осуществить автоматизированную электронную обработку товарно-транспортных, финансовых
и других документов в логистическом менеджменте.
- Обеспечить автоматизированный учёт, наличие, расходование и движение
материальных ресурсов незавершённого
производства готовой продукции на складах,
производственных участках и других подразделениях
логистической системы.
- Снизить затраты, существенно упростить
и ускорить процедуры сбора, обработки
и выполнения заказов потребителей, а
также процедуры управления запасами
продукции и дистрибьюции.
- Обеспечить точность и достоверность логистической информации о материальных потоках.
- Повысить эффективность процедур, контроля качества продукции и логистического сервиса.
- Облегчить процедуры маркетингового анализа спроса и рынка для заданного ассортимента
товаров.
Штриховок кодирование грузовых отправок
и единиц хранения позволяет получить
следующие логистические преимущества:
- Однозначную идентификацию пакетов, паллетов,
контейнеров и других единиц на всём протяжении
логистической цепи.
- Возможность использования первоначально нанесённой этикетки всеми участниками логистического
процесса.
- Оперативный и достоверный ввод информации с помощью сканирующих устройств
в компьютерные сети логистических информационных
систем.
- Снижение логистических издержек и времени обработки
информации о грузопотоках.
В последнее время применяется
большое число типов сканирующих
устройств, из которых выделяют два
основных:
- Портативный сканер
- Стационарный сканер.
Использование в логистической
цепи штриховых кодов повышает конкурентоспособность
предлагаемой продукции как на внутреннем,
так и на международном рынках. При этом
в сфере деятельности поставщика развивается
чёткая, единая система учёта отправляемых
грузов. Сфера снабженческо-сбытовых и посреднических
организаций получает оперативную
и достоверную информацию и возможность
использования складских ёмкостей и транспорта. Компании-переработчики сырья и изготовители
новой продукции создают единую систему учёта и контроля
за движением сырья и готовой продукции,
используя совершенные системы управления
и регулирование уровня запасов.
Система дистрибуции,
опираясь на современные средства передачи
информации оптимизирует на базе маркетинговых
исследований материальный поток и сокращает
затраты времени на обслуживание клиентов.
Таким образом, информационный поток в
логистической системе – это совокупность нормативно-справочной
инофрмации, а также сообщений о наличии
и перемещении материальных и финансовых
потоков, движении транспортных средств
от компании-поставщика к потребителю
и обратно на базе использования бумажных
и электронных документов.
26. Принципы, задачи и
виды логистического сервиса.
Логистический сервис
представляет собой определённую совокупность услуг, оказываемых в процессе
непосредственной поставки товара потребителям,
и который является завершающим этапом
продвижения материального потока по
логистическим цепям.
Предметом логистического
сервиса является определенный комплекс, т.е. набор логистических услуг. Объектом выступают различные потребители материальных
потоков.
К основным принципам, которые положены в основу
современного сервиса при организации
продаж товаров относят:
- Максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий.
- Неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами.
- Гибкость сервиса, его направленность на учёт меняющихся требований рынка, потребителей и
обслуживаемых продуктов.
В условиях конкуренции производитель
берёт на себя ответственность за поддержание работоспособности
выпущенного и проданного изделия в
силу следующих обстоятельств:
- Отлаженный сервис помогает изготовителю формировать перспективный достаточно тсабильный рынок для своих товаров.
- Высокая конкурентоспособность товара в значительной мере зависит от высококачественного сервиса.
- Сервис сам по себе достаточно прибыльное дело.
- Отлично налаженный сервис непременное условие высокого авторитета предприятия.
Послепродажный сервис включает:
- Определение требований послепродажного обслуживания на стадии его разработки совместно
с потребителем;
- Определение услуг, предоставляемых потребителю после
продажи продукции
- Установление порядка послепродажного обслуживания продукции в процессе обсуждения
условий её поставки
- Подготовка кадрового состава для проведения эксплуатационных
и ремонтных работ, подготовка и выпуск
необходимой технической документации
- Организация обеспечения запасными частями и инструментами, необходимыми
для осуществления послепродажного обслуживания.
- Управление послепродажным обслуживанием продукции и подготовка необходимой инфраструктуры
- Разработка системы замены продукции на её современные модификации
и утилизация старой продукции.
Сервис информационного обслуживания характеризуется совокупностью информации, предоставляемой
потребителю о продукции и её обслуживании,
методов и принципов, а также технических
средств, используемых для обработки и
передачи информации.
Сервис финансово-кредитного обслуживания
представляет совокупность всевозможных вариантов
оплаты продукции, систему скидок и льгот,
предоставляемых потребителям.
27. Формирование системы
логистического сервиса
Организация эффективного логистического
обслуживания включает в себя решение вопросов, связанных:
- С технологией и организационной структурой обслуживания
- С Показателями качества обслуживания
- С определением оптимальной сферы и целесообразного уровня обслуживания.
Потребитель при выбор поставщика
принимает во внимание возможность
последнего в оказании услуг в области
логистического сервиса, т.е. на конкурентоспособность поставщика
влияют ассортимент и качество предлагаемых
им услуг. Широкая номенклатура и значительный
диапазон услуг вызывает необходимость для фирмы иметь точно
определённую стратегию логистического обслуживания
потребителя. Сформировать такую систему
позволяет следующая последовательность действий:
- Сегментация потребительского
рынка, т.е. его разделение на конкретные
группы потребителей, для каждой из которых
могут потребоваться определённые виды
услуг в соответствии с их потребностями.
- Определение перечня наиболее значимых для покупателя услуг.
- Ранжирование услуг, входящих в составленный
перечень и сосредоточение внимания на
наиболее значимых.
- Определение стандартных услуг в разрезе отдельных сегментов
рынка.
- Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязей
между уровнем сервиса и их стоимостью,
а также определение уровня сервиса, необходимого
для обеспечения конкурентоспособности
компании.
- Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг
потребностям покупателей.
28. Классификация логистического
сервиса.
Классификация логистических услуг
упорядочивает многообразие видов
и форм обслуживания и позволяет
осуществлять целенаправленное и эффективное управление
на макро и микро уровне в системах торговли.
- По временному параметру особенности услуг можно классифицировать
на:
- Предпродажный сервис, к которому относят
услуги, связанные с подготовкой процесса
продажи или поставки и которые мотивируют
коммерческий интерес со стороны потребителя
к продукции)
- Сервис в процессе продажи или поставки зависит от соответствующих
условий договорных обязательств о коммерческой
сделке в оказании логистических услуг
определённого качества и количества.
- К послепродажному логистическому обслуживанию относят
услуги по обеспечению безотказной эксплуатации,
подготовку и переподготовку персонала,
монтаж и демонтаж оборудования.
- В зависимости от формы оплаты логистический сервис делят на:
- Платный (дополнительный) – в него включают послегарантийные
услуги, или ту чатсь услуг, которая выполняется
в процессе реализации или поставки продукции,
если это предусмотрено соглашением.
- Бесплатный (вменённый) – это комплекс услуг,
учтённых при калькуляции издержек обращения,
стоимость которых входит в цену поставки
- По содержанию работ логистический сервис можно классифицировать на
- Материальный – к услугам такого
вида относят услуги, направленные на
потоки товарно-материальных ценностей,
т.е. их материальную субстанцию. Цель:
как физическое преобразование параметров
товаропотока, так и сохранение их неизменного
состава и структуры.
- Нематериальный – к услугам такого вида относят
услуги, связанные с функциями управления,
например, консультирование в области
управления запасами, транспортными средствами,
диспетчеризация потока, разработка и
реализация индивидуальных схем оплаты
за купленные и поставленные товары.
- По направленности услуг логистический сервис подразделяют
на:
- Прямой – объединяет услуги,
целевое назначение которых предопределено
предметом торговой сделки и направлено
на материальный продукт или пользователя.
- Косвенный – обычно направлен
не на объект торговой сделки, а на создание
благоприятных условий, обеспечивающих
долгосрочное и взаимовыгодное коммерческое
сотрудничество.