Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации маркетинговой деятельности Отрытого акционерного общества "НЛМК".
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль маркетинга и его необходимость в функционировании предприятия;
2. Проанализировать маркетинговую деятельность ОАО "НЛМК";
3. Определить пути и перспективы развития деятельности ОАО «НЛМК».
Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1 Теоретические аспекты организации и планирования маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………..................5
1.1 Сущность маркетинга, его цели, функции, принципы и формы…………....5
1.2 Основные задачи маркетинговой деятельности предприятия………………8
1.3 Организация и планирование маркетинговой деятельности………………10
Глава 2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «НЛМК»………………....15
2.1 Краткая характеристика хозяйственной деятельности предприятия ОАО «НЛМК»…………………………………………………………………………….15
2.2 Система организации и планирования службы маркетинга ОАО «НЛМК»…………………………………………………………………………….23
2.3 Анализ внутренней и внешней среды ОАО «НЛМК»……………………...29
Глава 3 Пути повышения эффективности деятельности ОАО «НЛМК»..……………………………………………………… … …………….....38
3.1 Общие предложения по улучшению деятельности ОАО «НЛМК»…….…38
3.2 Оценка эффективности предложений по улучшению деятельности ОАО «НЛМК»……………………..…………………………………………………......42
3.3 Выбор стратегии………………………………………………………………..49
Заключение …………………………………………………………………….…..51
Список литературы…………………………………………………………….…..52
В число основных видов продукции Новолипецкого металлургического комбината входят передельный чугун, слябы, горячекатаная сталь, а также различные виды продукции с высокой долей добавленной стоимости, такие как холоднокатаный прокат, электротехническая сталь и другие специальные виды листового проката. НЛМК является одним из крупнейших производителей электротехнических сталей в мире, занимает лидирующие позиции в России по производству холоднокатаного, оцинкованного проката, а также стали с полимерным покрытием.
Направление деятельности
Основное предприятие полного металлургического цикла находится в Липецке, примерно в 500 км к югу от Москвы в центре Европейской части России. В его состав входит:
Два конвертерных цеха, в состав которых входят два конвертера емкостью по 300 тонн каждый, три конвертера емкостью 160 тонн каждый, и девять УНРС: шесть криволинейного типа, одна радиального типа и две вертикального типа;
Производство горячего проката с непрерывным широкополосным станом горячей прокатки 2000;
Три цеха холодной прокатки, в состав которых входят два двадцати валковых стана, реверсивный стан, один непрерывный стан, полностью непрерывный стан "бесконечной прокатки".
Структура управления Новолипецким комбинатом, обеспечивает четкое разделение функций Совета директоров и Правления по стратегическому и оперативному управлению Компанией.
Ближайшим конкурентом ОАО «НЛМК» является ОАО «Северсталь».
Ключевые показатели Группы:
Продажи ОАО «НЛМК»:
В своей сбытовой деятельности Компании придерживается следующих основных принципов:
• Увеличение поставок продукции с высокой добавленной стоимостью;
• Увеличение поставок на внутренний рынок;
• Обеспечение поставок продукции, соответствующей высшим международным стандартам и требованиям ведущих западных потребителей;
• Продвижение продукции Компании на ключевых зарубежных рынках сбыта через собственные международные трейдинговые компании;
• Расширение присутствия Компании в регионах, обеспечивающих максимальную рентабельность экспортных продаж;
• Укрепление позиций «нишевого игрока» в сегментах толстого листа и трансформаторной стали;
• Установление долгосрочных отношений с клиентами;
• Сохранение возможности переориентации объемов продаж на экспорт в случае ухудшения спроса на внутреннем рынке.
Финансовые показатели ОАО «НЛМК» в динамике с 2007 года по 2010 год.
Млн долл. США |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Оборотные активы |
4388 |
5346 |
3877 |
4105 |
Внеоборотные активы |
8688 |
8718 |
8625 |
9794 |
Выручка от реализации |
7719 |
11699 |
6140 |
8351 |
EBITDA |
3336 |
4538 |
1444 |
2349 |
Рентабельность EBITDA, % |
43% |
39% |
24% |
28% |
Из таблицы видно, что наиболее успешный год был 2008, затем показатели стали понижаться, что связано с кризисом. С 2010 года вновь наблюдается рост положительного финансового состояния предприятия.
В 2010 году общий объем продаж металлопродукции Группы НЛМК составил 11,7 млн тонн, что на 11% выше уровня 2009 года. Увеличение продаж стало возможно в результате возобновления роста производства в потребляющих отраслях.
НЛМК является экспортно-ориентированной компанией. В 2010 году доля продаж на экспорт составила 68%, снизившись по сравнению с 73% в 2009.
Сокращение доли внешнего рынка обусловлено увеличением продаж на российском рынке в результате восстановления спроса и объемов производства в металлопотребляющих отраслях. При этом стоит отметить рост продаж по всем группам продукции, за исключением сортовой заготовки и сортового проката, что обусловлено сравнительно менее благоприятной конъюнктурой на внешних рынках.
Основная доля продаж Группы НЛМК в 2010 году (48%) пришлась на листовой прокат. При этом произошло увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в консолидированной структуре продаж с 28% в 2009 году до 30% в 2010 году, в основном, за счет роста продаж оцинкованного и трансформаторного проката.
В 2010 году происходило постепенное восстановление мировой экономики после кризисной ситуации 2008-2009 гг. После возобновления роста на развивающихся рынках, оздоровление ситуации и положительная динамика экономической активности стали характерны и для развитых стран. Благодаря увеличению спроса на товары длительного пользования и росту инвестиций в основной капитал, спрос на сталь со стороны ключевых потребляющих
отраслей (строительство, машиностроение, автомобилестроение, производство белой техники и др.) вырос. Поддержку спросу на металлопродукцию также оказала реализация инфраструктурных проектов, инициированных в кризисный период.
Перспективы
Исходя из прогноза роста мировой экономики и промышленного производства стоит ожидать увеличения спроса со стороны металлопотребляющих отраслей, что, в свою очередь, окажет позитивное влияние на рост показателей продаж Группы НЛМК. В 2011 году прогнозируется рост продаж металлопродукции Группы на 10-15%. При этом ожидается, что внутренний рынок металлопроката в 2011 году также сохранит положительный тренд на фоне роста экономики РФ. В соответствии с ожидаемым ростом потребления
металлопродукции
2.2 Система организации и планирования службы маркетинга ОАО «НЛМК»
Управление маркетингом предполагает построение организационной структуры службы маркетинга. Для установления реальных связей производителя с рынком, прежде всего, необходимо добиться, чтобы организационно-управленческая структура предприятия, каждая его хозяйственная единица ориентировалась на маркетинговую, а не сбытовую деятельность, что предполагает создание маркетинговой службы и организацию ее работы.
Факторы, влияющие на создание маркетинговой службы: размер предприятия и степень разнообразия его деятельности, ассортимент, сложность и уникальность продукции, характер (технология) производства, количество и географическое размещение рынков сбыта, стратегия предприятия, «человеческий» фактор (отношение руководителей и сотрудников), наличие и интенсивность внешнеэкономических связей и др.
Маркетинговая служба ОАО «НЛМК» представляет собой подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга. Основные задачи маркетинговой службы - комплексное изучение рынка, анализ ситуации, производственно-сырьевых и товарных ресурсов предприятия; выбор рынка; разработка и осуществление стратегии и тактики маркетинга; разработка маркетинговых программ и обеспечение их выполнения; обоснование рекомендаций по управлению качеством товара; разработка комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики и политики формирования спроса и стимулирования сбыта) и обеспечение его рационального функционирования. Организация службы маркетинга – по рыночному признаку, рис. 1 .
Рис.1 Организационная структура маркетинговой службы ОАО «НЛМК».
Рыночная структура службы маркетинга (РССМ) - организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках. Достоинства и недостатки данной структуры представлены в таблице 1.
Таблица1. Преимущества и недостатки рыночной структуры службы маркетинга.
Преимущества рыночной организации |
Недостатки рыночной организации |
1. Лучше координация служб при выходе на рынок |
1. Сложная структура |
2. Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок |
2. Низкая степень специализации работы отделов службы |
3. Более достоверный прогноз рынка с учетом его спецификации |
3. Возможность дублирования функций (для сегментной организации) |
4. Концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов |
4. Плохое знание товара (номенклатуры) |
ОАО «НЛМК» осуществляет поставки в более чем 70 стран Европы, Южной и Северной Америки, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, то есть имеет большое количество рынков сбыта, поэтому организация рыночной структуры службы маркетинга является наиболее оптимальной для данного предприятия. И поэтому недостатки данной структуры не оказывают большого воздействия на выбор структуры.
Для воплощения в жизнь миссии предприятия служба маркетинга ОАО «НЛМК» осуществляет развитие Компании по следующим стратегическим направлениям:
Реализация стратегии развития компании осуществляется по следующим основным направлениям:
Реализация программы технического перевооружения, основными целями
которой являются:
• Рост объемов производства стали на основной производственной площадке в г. Липецке;
• Увеличение объемов производства стали за счет развития предприятий Сортового дивизиона на основе ЭДП для удовлетворения внутреннего спроса на сортовой прокат в строительном сегменте;
• Рост объемов производства продукции
с высокой добавленной
• Сохранение лидирующих позиций в мире в сегменте электротехнической стали.
Сохранение высокого уровня вертикальной интеграции с целью:
• Обеспечения бесперебойных поставок качественного низкозатратного сырья в рамках стратегии вертикальной интеграции и сохранения высокого уровня самообеспеченности с учетом роста потребностей в сырье, связанных с увеличением производственных мощностей;
• Снижения уровня рисков, связанных с волатильностью цен на основные виды сырья и возможным дефицитом основных сырьевых ресурсов;
• Поиска возможностей для дальнейшего
повышения эффективности
Развитие компании как влиятельного участника мирового рынка за счет существующих и приобретения новых активов на международном рынке, а также увеличения доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства на российских и зарубежных площадках.
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ОАО «НЛМК»