Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа
Формирование рыночной экономики вызвало необходимость переориентации производства и реализации товаров на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Действительным инструментом решения этой задачи является маркетинг.
В настоящее время существует множество определений маркетинга, но главное, что их объединяет, это ориентация фирмы на потребителя. Основной смысл маркетинга заключается в том, чтобы производить только то, что будет продаваться и покупаться, и не производить то, что не найдет своего покупателя.
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:
ВВЕДЕНИЕ
5
1 ОПИСАНИЕ ПРОФИЛАКТОРИЯ
6
2 ОПИСАНИЕ УСЛУГ ПРОФИЛАКТОРИЯ
8
3 ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА
10
4 АНАЛИЗ МИКРОМАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
12
5 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
17
6 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТОВ И ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ, ВЫБОР СЕГМЕНТА ПО КРИТЕРИЯМ
7 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
19
22
8 АНАЛИЗ МАКРОМАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
24
9 АНАЛИЗ МЕТОДОМ SWOT
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 5 – Сравнительный и оценочный Анализ конкурентов
Критерий | Санаторий «Беломорье» | Балл | ОАО «Жемчужина Севера» | Балл | Средний балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Известность санатория | Санаторий достаточно известен в Архангельской области как один из лучших оздоровительных учреждений, предоставляющий интересный и активный отдых. | 5 | Санаторий известен в Архангельской области как хорошее оздоровительное и лечебное учреждение | 4 | 4,5 |
Услуги, которых нет в конкурентных санаториях. | - фитоароматерапия,
-иглорефлексотерапия, -внутритканевая электростимуляция, -мануальная терапия, -лечебная грязь, -рефлексотерапия; -развлекательная
программа (библиотека, кино, музыкальные
и поэтические вечера, концерты,
дискотеки, художественная |
5 | -реабокс,
-Нуга Бест, -минеральные ванны и ванны с лечебными кристаллами «Легран», -фотарий. |
4 | 4,5 |
Местонахождение | Расположен в хвойном лесу у живописных озер Смердье и Опогра г. Архангельска. | 4 | В парковой зоне на берегу реки Северная Двина. | 5 | 4,5 |
Уровень обслуживания | Хороший уровень обслуживания | 5 | Хороший уровень обслуживания | 5 | 5 |
Сколько лет находится рынке | 33 года | 3 | 49 лет | 4 | 3,5 |
Вместимость | 265 чел. | 5 | 180 чел. | 4 | 3,5 |
Цены | -оздоровительный тур выходного дня (от 1 до 3 дней) - 1200. Оздоровительные процедуры предоставляются дополнительно по выбору клиента согласно прейскуранта цен на платные оздоровительные процедуры. | 3 | -один день
с предоставлением спального
места, трёхразовое питание, |
4 | 3,5 |
Кто покупатель | Жители Архангельской области | 5 | Жители города Новодвинска и близлежащих населенных пунктов, г. Архангельска | 4 | 4,5 |
Рекламная деятельность | Хороший сайт, дающий много сведений о санатории, в котором отражены не только лечебные процедуры, но и история, цены, галерея и многое другое. Частая реклама по телевидению. | 5 | Информация на сайте сжата, но отражает главную информацию. Частая реклама по местному телевидению и газетах. | 4 | 4,5 |
Проведя
сравнительный и оценочный
Цены в данном учреждении вполне приемлемы, плюсы этой здравницы в том, что люди могут уходить домой после прохождения процедур, но и тот факт, что санаторий находится в черте города, указывает на то, что тут нет живописных пейзажей и чистого воздуха. «Беломорье» является сильным конкурентом, привлекающим людей оздоровиться и насладиться природой, лесом и свежим воздухом. В большей степени туда стремятся приехать пенсионеры, так как они не привязаны к городу работой. Отдыхающим не хватает развлекательной программы. В отличие от «Беломорья» - это больше оздоровительное учреждение, нежели обеспечивающее активный отдых и досуг. Не хватает рекламы (реклама исключительно по местному телевидению, другие жители Архангельской области узнают о данном санатории от знакомых и родственников, проживающих на территории г. Новодвинска, а не из средств массовой информации) .
Но, не смотря на все недостатки среди потребителей есть постоянные клиенты и разовые покупатели, которых следует привлекать новыми заманчивыми предложениями. Профилакторий смело смотрит в будущее, изучает новые методики оздоровления, закупает оборудование, придумывает программы развлечения, ставит новые цели и добивается высоких результатов.
5 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПУТЕВОК
Рынки состоят из покупателей, различающихся по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, заболевания, покупательские отношения и привычки. Любую из этих переменных можно использовать для сегментирования рынка.
Сегментирование рынка – это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и поведении. Сегмент состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
Таблица 6 – Сегментирование рынка по признакам и факторам
Признак | Фактор | Характеристика | Количество | |
1 Географический | Населенные пункты | г.Новодвинск
г.Архангельск Архангельская область (ближайшие населенные пункты) |
97 %
1 % 2% |
1940 чел
20 чел. 40 чел |
2.Социодемографический | Возрастные рамки | Работники АЦБК
Пенсионеры АЦБК, частные лица Дети |
62,5%17,5%20% | 1250 чел
350 чел 400 чел |
3 Поведенческий. | Потребности | Активный отдых
Оздоровление и лечение |
27%
73% |
540 чел
1460 чел |
4 Психографический | Стиль жизни | отдыхающие, которыми
руководят потребности
отдыхающие, которыми руководят внешние факторы отдыхающие, которыми руководят внутренние факторы |
63%
28% 9% |
1260 чел
560 чел 180 чел |
Проанализировав приведенные выше данные можно сделать вывод о том, что главным клиентом на рынке являются жители города Новодвинска, а, в частности, работники АЦБК. Цель пребывания в санатории-профилактории большинства это лечение и оздоровление организма. Здравницу, в большинстве своем, посещают люди, которые руководствуются своими потребностями в отдыхе и лечении. По критериям сегментирования, представленным в таблице 6, сформированы сегменты в таблице 7.
6
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТОВ И
ВЫБОР СЕГМЕНТА ПО КРИТЕРИЯМ
Емкость рынка – это максимально возможный объем продаж, который может совершить предприятие на данном рынке в конкретное время при сложившемся уровне цен.
Ер = Количество покупателей*N потребления * Средние цены.
Определим Ер как годовой показатель. По данным Комитета статистики Архангельской области, норма потребления примерно составляет 50 тысяч отдыхающих в санаторно-курортных организациях. Средняя цена за путевку 15 тысяч рублей.
Ер = 2000* 50 000 * 15 000= 1500 000 000 000тыс.руб.
Таблица 7 – Характеристика сегментов
Характеристика | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 | Сегмент 4 |
Общая | Работники АЦБК | Пенсионеры АЦБК | Дети работников АЦБК | Частные лица |
Специфика | Проходят лечение в период отпуска или в свободное от работы время. | Так как находятся на пенсии, то целыми днями находятся в профилактории. | Отдых в летний период тех детей, у которых нет возможности уехать за город. | Основную часть составляют приезжие, которые проживают на территории профилактория. |
Потребности | Оздоровление организма | Лечение, оздоровление организма, общение с людьми. | Отдых, общение, активный проведение свободного времени, игры, развлечение. | Лечение и оздоровление организма. |
Изменение обслуживания | Те, кто работает, могут принимать пищу и использовать лечебные процедуры в удобное для них время. | Наименьшее количество процедур, небольшие нагрузки. | Меньше оздоровительных процедур. Преобладает активный отдых. | Так как проживают на территории профилактория, то никаких особых изменений в обслуживании нет. |
Таблица 8 – Критерии для отбора сегмента
Характеристика | Работники АЦБК | Пенсионеры АЦБК | Дети работников АЦБК | Частные лица |
1.Количественный | 1250 путевок в год | 250 путевок в год | 400 путевок в год | 100 путевок в год |
2.Доступность | Много желающих. Поэтому путевка доступна только 1 раз в год. Большие скидки. | Много желающих. Поэтому путевка доступна только 1 раз в 2 года. Большие скидки. | Желающих больше, чем путевок – доступен не всем. | Так как отдыхающие в основном приезжие, то здравница менее доступна и удобна для пребывания. Менее доступен в связи с высокими ценами. |
3.Прибыльность | Так как основную денежную массу оплачивает АЦБК, то эти категории клиентов наиболее выгодны санаторию. | Из-за дорогостоящих путевок количество желающих ограниченно. | ||
4. Защищенность сегмента от конкуренции | Находится в черте города, большие скидки. | Хорошее лечение, питание. |
Таким образом, по результатам проведенного сегментирования были выбраны группы потребителей, в сотрудничестве с которыми заинтересована компания, а также произведена оценка данных сегментов по наиболее существенным критериям.
Целевыми
Санаторию необходимо уделять внимание работе именно на этих сегментах, разрабатывая предложения, наилучшим образом отвечающие потребностям потенциальных клиентов.
6 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПУТЕВОК
Позиционирование
– это процесс выявления таких
характеристик и позиций
При выборе путевок потребители, прежде всего, ориентируются на хорошую известность и месторасположение, поэтому будем проводить позиционирование по этим двум критериям.
На
рисунке 2 приведена схема
Рисунок 1 – Карта позиционирования товаров конкурентов
Рисунок
2 – Карта потребительских
Рисунок 3 – Сводная карта
Анализ построенных схем свидетельствует о том, что по выбранным критериям в более выгодном положении находятся «Жемчужина Севера» в связи с удобным месторасположением и «Беломорье» по рейтингу известности. Из карты потребителей ясно, что клиентам важнее месторасположения санатория, чем его известность.
Сводная карта показывает, что предлагаемые здравницей условия соответствуют выявленным потребностям и предпочтениям большей части целевых потребителей.
Потенциальным клиентам достаточно важно:
1. Месторасположения профилактория
2. Известность профилактория.
Таким
образом, компании следует развивать деятельность
на выбранном сегменте, профессионально
и качественно оказывая лечебные услуги
и культурно-массовые мероприятия, применяя
индивидуальный подход к каждому, заботиться
о хороших условиях проживания и вкусном
питании, детально изучая его потребности.
Необходимо стремиться в сторону усовершенствования
методик лечения. Всё это позволит профилакторию
поддерживать высокий уровень спроса
на предлагаемые услуги, будет способствовать
установлению тесных отношений с постоянными
клиентами. Это приведет к росту цен, но
позволит в большей степени удовлетворять
потребности отдыхающих.
Информация о работе Анализ маркетинговой среды ОАО «Быт» Санатория-профилактория