Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение развития маркетинга банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы специфики банковского маркетинга;
2. Изучить организацию маркетинга в банках;
3. На основании изученного материала сделать выводы.
Введение…………………………………………………..……...2
Содержание и специфика банковского маркетинга…..............5
2.1.Сущность,задачи и цели банковского маркетинга………...5
2.2.Маркетинговые стратегии в сфере банковских услуг……14
3. Исследование рынка банковских услуг………………………..17
3.1. Общие характеристики рынка банковских услуг…………..17
3.2. Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке…24
4. Анализ ценовой политики банка……………………………….28
5. Анализ коммуникационно-маркетинговой политики банка…33
6. Заключение………………………………………………………39
7. Список использованных источников литературы…………….41
· Организация распространения банковского продукта.
В банковском
маркетинге основное место
· Правительственные учреждения.
· Корпорации.
· Банки-корреспонденты.
· Крупные или мелкие предприятия, категории лиц по линии депозитов и кредитования.
· Юридические и физические лица, являющиеся клиентами банка по линии траст-услуг.
· Юридические и физические лица, собственники или ведущие операции с недвижимостью.
Банк изучает
цены конкурентов, чтобы
После проведения
комплексного исследования
Заключительным
видом деятельности маркетинга
является распространение
Рассмотрение
видов маркетинговой
Типологизация - процесс дифференциации и группировки потребителей, согласно социологическим характеристикам, демографическим и социально-экономическим факторам. Инструментами типологизации выступают анализ дифференцированного баланса доходов и потребления.6
Рыночная
сегментация - процесс разбивки
рынка потребителей на
По характеру
банковских услуг выделяются
кредитные, операционные, инвестиционные,
посреднические и другие
Клиентурный признак разбивает рынок на юридические и физические лица, корпорации, банки - корреспонденты, государственные органы.
Объектами
географической сегментации
Демографическая
сегментация основывается на
социально-профессиональном
Психокультурная сегментация - это отношение физических лиц к предлагаемым банками услугам.
Поведенческая
основывается на изучении
Сегментация и определение целевых рынков необходимы банку. Выгоды от определенного вида услуг целесообразны лишь для определенных групп клиентов. Для других групп такие услуги могут быть или дорогими или бесполезными в данный момент. Группа клиентов, подходящая для данной услуги, образует целевой рынок.
Следует
отметить, что существуют и другие
популярные приемы
Активный маркетинг включает:
Прямой (рекламный). Создание на местах у клиентов систем управления финансами. Цель прямого маркетинга - заставить клиента действовать немедленно.
Использование средств связи (почта, телевидение). Телемаркетинг - это продолжение банковского обслуживания на дому, основанный на применении персональных компьютеров.
Создание
фокус - групп. «Фокус - группы»
это логическое продолжение
Пассивный маркетинг - это опубликование в прессе материалов о деятельности и положения банка.
Банки должны
в своей деятельности
Отраслевая специфика маркетинговой стратегии в банковском секторе экономики определяется многими факторами. Главным из них является отсутствие в технологии производства банковских продуктов четкого Разделения функций - «производство - реализация». В большинстве отраслей производством продукции (товаров, услуг) занимается группа подразделений объединенных в рамках специально выделенного в ОСУ производственного направления деятельности. Продвижением этой продукции на рынок, в том числе непосредственно реализацией занимается другая группа инстанций, подчиненная коммерческому директору предприятия. Именно его аппарат, т.е. собственно маркетинговая служба несет ответственность за текущие и перспективные позиции компании на обслуживаемом рынке
Ассортиментная политика - формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели. Одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании.7
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
Рекламная политика - это система утвержденных правил и идей, на основе базовых ценностей компании, регламентирующие целенаправленное управление средствами распространения рекламы, в отношении деятельности субъекта, по отношению к объектам, с целью формирования отношений между ними.
Маркетинговая деятельность начинается с изучения и анализа активного и потенциального спроса на банковские услуги. Система маркетинговой деятельности существует благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги). С готовым портфелем услуг банк выходит на рынок, предварительно определив их цену в зависимости от уровня своих затрат и конъюнктуры рынка и получает прибыль.
В последнее время все большее число крупных коммерческих банков почти во всех странах переходит на комплексное обслуживание клиентуры. Это означает, что помимо кредитно - расчетного и кассового обслуживания банки оказывают своим клиентам и целый ряд других услуг.
Представляются, что опыт комплексного обслуживания вполне приемлем и взят на вооружение отечественными коммерческими банками, что повышает их конкурентоспособность в привлечении депозитов и новых вкладчиков. Выдержать эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их стоимость, улучшать качество кредитно - расчетного и кассового обслуживания, предоставлять какие - либо льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультаций и т.п. иначе у банка может резко сократиться объем кредитных ресурсов, ухудшиться их структура, а, следовательно, и ликвидность бухгалтерского баланса. В конечном счете, такой банк может стать банкротом.
Таким образом, успешное продвижение новых услуг коммерческих банков на рынке будет возможным только с переходом банков к комплексному анализу рынка и его переработке на основе применения теории и практики маркетинга.
Следует подчеркнуть, что введение маркетинга прямо не приведет и не может привести к росту доходности и снижению риска. Данные два показателя зависят от управления капиталами банка, сбалансирования актива и пассива. Маркетинг как организационный феномен является механизмом для поддержания адекватности деятельности банка процессам, развивающимся на рынке.
При описании общей ситуации на рынке банковских услуг необходимо учесть следующие факторы:
Конкуренты:
При анализе
конкурентов необходимо
Обычно конкурентами банка на рынке банковских услуг являются три стратегические группы:
Всю информацию о конкурентах можно разделить на две группы: формальная и качественная информация.
Формальная информация
Качественная информация
Качественная
информация отражает
Потребители:
Важный
этап разработки маркетинговой
стратегии банка - определение
характеристик потребителей, которых
банк стремится обслуживать в
различных сегментах рынка или
которым предполагается
Основные группы клиентов, с которыми работает банк, - это физические лица, предприятия, органы власти, а также банки-корреспонденты.
Главное,
что надо знать о клиентах-
- Кто сейчас является клиентом банка и кто может им стать в перспективе?
- Каковы потребности и пожелания клиентов?
- Какие мотивы обращения именно в ваш банк?
- Какие у клиентов существуют
неудовлетворенные потребности
(в каких видах услуг
- Реакция клиентов на появление новых услуг банка.
Основным
источником информации о
Основой исследования потребителей банковских услуг может быть картотека клиентов - отдельно по физическим и юридическим лицам, поскольку физические лица образуют розничный рынок, а юридические лица - оптовый банковский рынок (сегментация рынка по юридическому статусу клиентов.
Информация,
заносимая в картотеку,
Формирование
такого рода картотеки
Скажем, можно
провести сегментацию
Информация о работе Анализ места и роли маркетинга в банковской деятельности