Анализ рынка туристических услуг Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе был произведен анализ российского рынка туристиче-ских услуг и в частности рынка туристических услуг Амурской области. Анализ был произведен на основе статистических данных, опубликованных в официальных изданиях.
Целью работы является изучение основных методов анализа рынка, анализ рынка туристических услуг данной территории, а так же определение перспектив развития изучаемого рынка.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты анализа рынка
1.1 Понятие рынка и его виды
1.2 Методы анализа рынка
1.3 Рынок услуг и его особенности
2 Анализ рынка туристических услуг
2.1 Понятие и особенности рынка туристических услуг
2.2 Анализ рынка туристических услуг России
2.3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

 

 

Факультет Экономический

Кафедра КиТ

Специальность 080111 – Маркетинг

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Анализ рынка туристических услуг

 

по дисциплине «Основы маркетинга»

 

 

Исполнитель

студент группы 834

 

 

В.С. Витвицкая

 

 

Руководитель

доцент, к.т.н.

 

 

 

Г.А. Божук

 

 

Нормоконтроль

ассистент

 

 

 

 

                     Н.В. Пушникова


 

 

 

 

 

Благовещенск 2010

 

РЕФЕРАТ

          Курсовая работа содержит 42 с., 5 рисунков, 1 таблица, 27 источников.

 

Рынок, виды рынков, элементы рынка, анализ рынка, услуга, рынок услуг, емкость рынка, конъюнктура рынка, маркетинг услуг, туристический рынок, туристический продукт, туристические услуги, туроператор, турагент

 

В данной работе был произведен анализ российского рынка туристических  услуг и в частности рынка туристических услуг Амурской области.  Анализ был произведен на основе статистических данных, опубликованных в официальных изданиях.

Целью работы является изучение основных методов анализа рынка, анализ рынка туристических услуг данной территории, а так же определение перспектив развития изучаемого рынка.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты анализа рынка

   1.1 Понятие рынка и его виды

   1.2 Методы анализа  рынка 

   1.3 Рынок услуг  и его особенности

2 Анализ рынка туристических услуг

  2.1 Понятие и особенности  рынка туристических услуг

  2.2 Анализ рынка туристических услуг России

  2.3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области

Заключение                                                                                                           

Библиографический список         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4

6

6

11

18

23

23

27

31

38

40


 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Любой рынок представляет собой социально-экономическую систему  отношений купли-продажи между  продавцами и покупателями.  Эти  отношения динамичны и способны к изменению направления развития. В связи с этим анализ рынка является необходимым мероприятием для успешного развития фирмы и отрасли в целом.

Целью работы является изучение основных методов анализа рынка, анализ рынка туристических услуг данной территории, а так же определение перспектив развития изучаемого рынка.

Исходя из цели, были определены следующие задачи: рассмотрение теоретических аспектов функционирования туристического рынка и изучение современного состояния и перспектив российского рынка туристических услуг в целом и конкретно  рынка Амурской области.

В последние  годы  наблюдается бурное развитие рынка туристических услуг в России, что влечет за собой изменения в структуре и динамике рыночных процессов. В связи с этим изучение данного объекта является актуальным.

На рынке функционирует  достаточно большое число туристических фирм. Они предлагают все новые и новые услуги, связанные не только с продажей туристического продукта, но и предоставлением различных услуг косвенно связанных с туризмом.

Многогранность деятельности туристических фирм основана на больших усилиях прилагаемых специалистами маркетинга для изучения туристических нужд потребителей и предпочтений при выборе места отдыха.

На сегодняшний день разработан широкий спектр методов  по изучению рынка. Эти методы помогают наиболее точно предугадать дальнейшее развитие конкретного рынка и стабилизировать деятельность фирм работающих на нем. В печати появляются новые публикации, связанные с изучением современного туризма, существуют специальные органы занимающиеся сбором статистическим данных в области туризма, а так же органы государственной статистики предоставляют свои данные. На основе всей этой информации возможно проведение полного и всестороннего анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АНАЛИЗА РЫНКА

1. 1 Понятие рынка и его виды

В рыночной экономике  основополагающим элементом является рынок. Изначально термин «рынок» означал  место, где покупатели и продавцы могли совершать обмен своими товарами. Часто в качестве такого места выступала центральная площадь населенного пункта. Наиболее простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.): рынок есть соединение спроса и предложения1. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Так же рынок может быть определен как совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара2. Эти покупатели имеют общие нужды или запросы, которые могут быть удовлетворены посредством обмена. Таким образом, размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих  необходимость в каком-то продукте, имеющих ресурсы для совершения обмена и желание предложить эти ресурсы в обмен на нужный им продукт.  

Наиболее точно роль рынка в экономической жизни  выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров определенного типа; существует, например, рынок недвижимости или рынок зерновых3. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение близких  компонентов экономики (спроса и предложения). Специалисты по маркетингу, однако, рассматривают продавцов как представителей производства, а покупателей – как представителей рынка. Существуют потоки, которые соединяют эти два субъекта рынка: продавцы поставляют на рынок товары, услуги и сообщения; взамен они получают от покупателей деньги и информацию. Итак, на рынке существуют два цикла: внутренний и внешний. Во внутреннем цикле происходит обмен денег на товар, а во внешнем  обмен информацией.

Выше уже было сказано, что рынок представляет собой  сложную систему, которая состоит из отдельных элементов. Среди этих элементов можно выделить обязательные:

  1. люди (организаций) со своими потребностями;
  2. покупательские силы (обычно денег);
  3. соответствующие возможности (купить и продать);
  4. желание купить (наличие покупателей, желающих купить товар);
  5. продавцы, желающие и имеющие возможность произвести и продать товар4.

Для дальнейшего  понимания сущности рынка следует  выявить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики.

Первый отличительный  признак рынка – взаимодействие продавцов и покупателей. Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а, проводя исследования, он понесет дополнительные затраты. Во втором случае имеет место рынок покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои доходы, лишь создавая и реализуя продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов использования маркетинга.

Второй отличительный  признак рынка – его конкурентный характер. Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели (индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И, наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.

Третий признак  современного рынка – стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п.

Современная экономика  основана на разделении труда, при котором  каждый производитель специализируется на производстве некоего товара, получает за него деньги и на них покупает все необходимое для производства. Следовательно, современная экономика состоит из множества рынков.

Существуют  различные классификации рынков, сформировавшиеся в зависимости  от конъюнктуры и особенностей изучаемого рынка.     

Рынки по соотносительности  покупателя и продавца (по конъюнктуре) подразделяются на:

  1. рынок продавца (спрос превосходит предложение). Характеристики такого рынка: ограниченный ассортимент товаров, постоянный дефицит товаров, узкопрофильные объемы и масштабы производства, полное отсутствие конкуренции;
  2. рынок покупателя (превышение предложения над спросом). Характеристики рынка: большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров, устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров, высокий уровень конкуренции;
  3. рынки не продавца и не покупателя – состояние рынка, на котором фирма-изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если будет осуществляться стимулирование спроса. Отправной точкой деятельности фирмы при этом является учет рынков, на которых реализуется продукция фирмы;
  4. регулируемые рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию;
  5. региональные товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны5.

В зависимости  от товара, предлагаемого потребителю, рынок можно разделить на:

  1. рынок продовольственных товаров – используется для торговли продуктами питания и продовольствием;
  2. рынок промышленных товаров – применяется для приобретения товаров народного потребления;
  3. рынок услуг;
  4. рынок средств производства – продажа средств производства;
  5. рынок денег – продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый  рынок;
  6. рынок капитала и инвестиций – средства для строительства, расширения и проведения реконструкции;
  7. рынок рабочей силы – на данном рынке продается и покупается рабочая сила;
  8. рынок инвестиций – на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями6.

Классификация рынков с точки зрения характера  взаимоотношений между продавцами и покупателями предполагает:

  1. закрытый рынок — это товарный рынок, где взаимодействуют производители и потребители, связанные различными формами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового контроля, специальными договорами, которые не носят сугубо коммерческий характер;
  2. открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности неограниченного круга независимых продавцов и покупателей.7

 Если рассматривать  рынок как совокупность покупателей,  объединенных их географическим положением, то можно выделить:

  1. мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;
  2. национальный рынок;
  3. региональный рынок – рынок, охватывающий всю территорию данного государства;
  4. местный рынок – рынок, включающий один или несколько районов страны8.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой  деятельности выделяются следующие рынки:

  1. целевой — рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
  2. бесплодный — рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных товаров;
  3. основной — рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;
  4. дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара;
  5. растущий — рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж товара;
  6. «прослоенный» — рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако такой рынок может стать и бесплодным 9.

Информация о работе Анализ рынка туристических услуг Амурской области