Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:07, курсовая работа
В данной работе был произведен анализ российского рынка туристиче-ских услуг и в частности рынка туристических услуг Амурской области. Анализ был произведен на основе статистических данных, опубликованных в официальных изданиях.
Целью работы является изучение основных методов анализа рынка, анализ рынка туристических услуг данной территории, а так же определение перспектив развития изучаемого рынка.
Введение
1 Теоретические аспекты анализа рынка
1.1 Понятие рынка и его виды
1.2 Методы анализа рынка
1.3 Рынок услуг и его особенности
2 Анализ рынка туристических услуг
2.1 Понятие и особенности рынка туристических услуг
2.2 Анализ рынка туристических услуг России
2.3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области
Заключение
Библиографический список
На основании всего вышесказанного можно говорить о том, что специфика формирования индустрии туристических услуг связана с динамичными изменениями туристического спроса, с индивидуализацией потребительского спроса, с применением дифференциального предложения туристических товаров и услуг с учетом интересов потребителей, требований общества и факторов улучшения среды проживания.
2. 2 Анализ рынка туристических услуг России
Туризм является одной из динамичных отраслей экономики России. Высокие темпы его развития и большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сферы экономики нашей страны.
Объем туристических услуг, оказанных населению России, составляет 4 млрд. рублей. Удельный вес туристических услуг в общем объеме оказанных услуг составляет 1,08 %. Населению было оказано платных услуг на 724,4 млрд. рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения составляет 23,2 %.
Число туристических фирм, зарегистрированных на территории РФ, достигло 6639. Из них 1008 фирм занимаются туроператорской деятельностью, турагентской деятельностью – 4761 фирм, только продвижением туров (путевок) – 183 фирмы, иной туристической деятельностью – 377 фирм, только экскурсионной деятельностью занимаются 310 туристических фирм. Процентное соотношение числа фирм приведено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура туристических фирм по сфере деятельности
В феврале 2010 года по сравнению с февралем 2009 года как положительный момент необходимо отметить тенденцию роста отдельных видов платных услуг и прежде всего услуг связи (4,3 %), транспортных (0,2 %), жилищных (1,6 %), коммунальных (0,7 %), туристских услуг (6,1 %), услуг физической культуры и спорта (1,7 %). Процент роста туристических услуг оказался наибольшим в рассматриваемом периоде.
По экспертным оценкам специалистов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC) в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг практически удвоится. Эксперты рынка предполагают возрастание доходов туристической индустрии к 2016 году до 20,4 миллиарда долларов. Между тем, быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. Если рассмотреть динамику российского туризма, то можно увидеть, что в 2006 году туристический поток из России увеличился на 12,9 % и достиг 14838 тыс. поездок, а в 2007 году вырос еще на 19,2 % до 15666 тыс. поездок по сравнению с 2004 годом. Данный показатель увеличился в 2008 году на 42 % по сравнению со значением 2004 года. Расходы на поездки за рубеж при этом увеличились почти на 12 %.
При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, снизился интерес зарубежных туристов к посещению России. Так, количество въехавших туристов в 2008 г. снизился по сравнению со значением данного показателя 2004 года на 3,6 %.
По данным статистики численность туристов, обслуженных туристическими фирмами, в 2008 году достигла 7721,1 тыс. человек. Наибольшее число российских туристов было отправлено на отдых в азиатские страны. Так в Китай было отправлено 1384,6 тыс. чел., в Турцию – 1148,5 тыс. чел. Наименьшей популярностью среди туристов пользуется Австралия и Океания. В этих странах отдохнуло лишь 10,6 тыс. чел. Что касается стран Европы, то наиболее популярными для туризма странами являются Италия, Испания Германия и Франция. Среди африканских стран наибольшей популярностью пользуется Египет – 640 тыс. туристов.
Рисунок 2 – Численность туристов, обслуженных туристическими фирмами
В общем рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 130 стран Россия занимает в этом году 64 место, на четыре позиции выше результатов прошлого года. Из слагаемых конкурентоспособности, по которым оцениваются страны, хуже всего обстоит дело с факторами отраслевого регулирования и политики в области туризма и путешествий. По этим показателям Россия занимает 80 место. В группе факторов, характеризующих бизнес-климат и инфраструктуру для развития туризма, Россия находится на 65 месте. Лучше всего Россия оценена по группе факторов, связанных с природными и культурными ресурсами для развития сектора туризма и путешествий (35 место).
По данным статистики туроператоры заработали 5,28 млрд. долларов США. Средние темпы роста выручки компании в 2008 году составили 56 %. Многие печатные издания составляют рейтинги туристических компаний по данному показателю. Так, «Интурист» показал выручку в $ 938,5 млн., что на 78,7 % больше прошлогодних показателей, «Капитал Тур» - $ 650 млн. (+ 81,31 %), группа OTI - $ 541,87 (+ 84 %). Несколько медленнее рос оборот у «Невы» - $ 608,76 (+ 61,56 %), а также у «Натали Турс» - $ 650 млн. (+36,84 %). Эти компании входят в десятку первых по темпам роста выручки. Заработав 67 % всех денег, собранных туристическими компаниями ($ 5,985 млн),
они показали в среднем 70,5 – процентный рост выручки34.
В первой двадцатке средние темпы роста уже несколько ниже – 65,1 %. А несколько компаний даже показали отрицательную динамику. Например, у группы «ИнтАэр» выручка снизилась на 7,62 % - до $ 123,42 млн. Другие крупные туроператоры показали незначительный прирост: «ПАК Групп» заработал $ 152,3 млн., всего на 5,69 % больше, чем в 2007 году. «Академсервис», «Ланта-тур вояж» и «Библио-Глобус» продемонстрировали прирост выручки на 34,45 %, 20,89 % и 35,18 % соответственно. Суммарно на компании из топ-20 пришлось 84,46 % валовой выручки участников рейтинга или $ 7,544 млрд.
При анализе рынка туристических услуг нельзя не отметить рост инфляции, который может помешать развитию российского туризма даже внутри страны. По итогам 2008 года рост потребительских цен в России составил 13,3 процента, а с 1 по 26 января 2009 года инфляция достигла 2 процентов.
При этом по итогам текущего года, по оценке министра финансов России Алексея Кудрина, потребительские цены вырастут на 13 процентов. В связи с ростом инфляции снижается покупательская способность россиян за рубежом, что повлияет на направленность туристических потоков. При этом глава Российского союза туриндустрии уверен, что в текущей кризисной ситуации выжить смогут лишь многопрофильные туристические агентства, предоставляющие услуги отдыха не только за рубежом, но и в России, а также те, кто наиболее чутко будет реагировать на любые изменения спроса. "Весь мировой опыт, включая и великие кризисы, показывает, что путешествовать люди не перестают. Просто путешествуют иначе, меняется структура рынка, рынок становится очень динамичным, и его реакция носит разноплановый характер", - считает Шпилько.
Итак, российский туристический рынок обладает достаточной перспек-тивой роста и вполне способен преодолеть сложности, возникшие в связи с кризисом в экономике страны. Кроме того, он обладает достаточным потенциалом для дальнейшей конкурентной борьбы на мировом рынке.
2. 3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области
Главными направлениями деятельности туристических фирм является въездной и выездной туризм. На рынке туристических услуг Амурской области наибольшее распространение получил выездной туризм. Проанализируем динамику туристических потоков в Амурской области.
Рисунок 3 – Международные туристические потоки Амурской области
На основе данных рисунка 3 можно говорить о том, что динамика выездного туризма на протяжении последних семи лет имеет тенденцию к увеличению. Что касается въездного туризма, то в его динамике наблюдаются незначительные изменения как в сторону увеличения, так и снижения потока туристов. Средние темпы роста выездного туризма составляют 33,5 %, а въездного 1,3 %, что для экономики региона является достаточно негативной тенденцией. За весь анализируемый период темпы роста выездного туризма превышают на 32,2 % этот же показатель въездного туризма.
География маршрутов
обширна и охватывает почти
все страны мира, а, учитывая
уникальное географическое
Таблица 1 – Численность туристов, обслуженных туристическими фирмами
Страна |
граждане России (отправлено), чел. |
граждане других стран (принято), чел. |
1 |
2 |
3 |
Российская федерация |
3872 |
|
Болгария |
59 |
|
Франция |
73 |
|
Тайланд |
1193 |
|
Турция |
458 |
|
Китай |
95119 |
10524 |
Египет |
344 |
|
США, включая Гавайские острова |
138 |
1 |
Япония |
52 |
21 |
Другие страны |
1130 |
7 |
На рисунке 4 изображена диаграмма структуры выездного потока Амурской области по странам.
Рисунок 4 – Структура выездного потока Амурской области
На основе данных таблицы можно говорить о том, что самой посещаемой страной российскими туристами на протяжении многих лет является Китай – 92,7 % от всех туристов отправленных турфирмами за границу, хотя большей популярностью пользуются Таиланд, Турция, Египет, страны Европы.
Что касается въездного потока, то среди иностранных туристов – клиентов российских турфирм, преобладают жители Китая – 10,5 тыс. человек или 99,7 % от всего числа иностранных туристов.
Особенности географического положения Амурской области определяют структуру туристских потоков по направлениям.
Китайское направление было и остается приоритетным в структуре как въездного, так и выездного потоков. Кстати, Китай с 1996 г. входит в пятерку стран – лидеров в области международного туризма. Так, в 2001 г. по международным туристским прибытиям и по доходам от международного туризма эта страна занимала пятое место в мире. Для Амурской области Китай является основным партнером и в обозримой перспективе останется таковым, благодаря его соседству, огромному населению, росту открытости и уровня жизни населения.
Значительную долю (в среднем около 70% за анализируемый период) в структуре въездных потоков занимают поездки с целью туризма, что является очень благоприятным фактором для экономики области. Однако анализ динамики поездок показывает тенденцию к снижению доли визитов иностранных граждан с целью туризма, что настораживает. На втором месте в структуре поездок стоят посещения иностранцев со служебными целями (около 16 %). Поездки с частными целями занимают крайне незначительную долю (0,1 - 0,2 % ).
Потребительские расходы домохозяйств Амурской области составили 7995775 рублей. В объеме всех расходов выделяется определенный процент расходов на туристические услуги, который составляет 0,5 %. Значение данного показателя говорит о незначительной доле расходов потребителей на туристические услуги в общем объеме расходов на услуги.
На данный момент в Амурской области действует 30 туристических фирм. По значению данного показателя Амурская область находится на пятом месте среди других регионов Дальнего Востока.
Рассмотрим динамику числа туристических фирм Амурской области.
Рисунок 5 – Динамика числа туристических фирм Амурской области
Как видно из диаграммы на рисунке 5, с 2004 г. количество туристических предприятий Амурской области увеличилось в 1,5 раза. Максимальное количество туристических предприятий было зарегистрировано в 2009 году (31 фирма). В 2006 году было зарегистрировано 28 фирм, уже в 2007 году их число снизилось до 25 в связи с началом экономического кризиса, но к 2008 году ситуация стабилизировалась и число туристических фирм стало расти.
Туристические фирмы, функционирующие в Амурской области, занимаются различного рода деятельность, в том числе туроператорской деятельностью занимаются 12 фирм (40 %), турагентской – 13 фирм (44 %), иной туристической деятельностью – 4 фирмы (13 %), только экскурсионной деятельностью – 1 фирма (3 %). Практически все туристические организации сосредоточены в административно-политическом центре – город Благовещенск.
В связи с ростом числа фирм на рынке туристических услуг Амурской области произошли определенные изменения. Так рост численности фирм повлиял на общее число туристических путевок реализованных населению.
В соответствии с имеющимися
данными можно говорить о том,
что число реализованных
Информация о работе Анализ рынка туристических услуг Амурской области