Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:07, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование теоретических основ обучения персонала и разработка мероприятий, направленных на совершенствование обучения персонала ООО «ТД Алтайская крупа».
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы профессионального обучения персонала организации;
• проанализировать существующую систему обучения персонала в ООО «ТД Алтайская крупа» и выявить её существенные недостатки;
• разработать мероприятия по совершенствованию профессионального обучения персонала в ООО «ТД Алтайская крупа».
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы профессионального обучения персонала
1.1. Сущность понятий «развитие персонала» и «профессиональное обучение» персонала……..………………………………………………….. 5
1.2. Этапы управления системой развития и профессионального обучения персонала………………………………………………………………………. 12
1.3. Формы и методы профессионального совершенствования персонала……………………………………………………………..……… 20
2 Анализ структуры персонала ООО «ТД Алтайская крупа»
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………….. 34
2.2. Анализ структуры функционирования системы развития и профессионального обучения персонала……………………………….... 37
2.3 Выводы по результатам анализа структуры ООО «ТД Алтайская крупа»………………………………………………………………………….. 53
3 Мероприятия по повышению эффективности профессионального обучения персонала
3.1 Мероприятия по совершенствованию обучения персонала…………… 57
Заключение…………………………………………………………………….. 68
Список использованных источников……………………………………….. 71
Приложение…………………………………………………………………… 76
Содержание
Введение |
3 |
1 Теоретико-методологические
основы профессионального |
|
1.1. Сущность понятий «развитие
персонала» и « |
5 |
1.2. Этапы управления системой
развития и профессионального обучения персонала……………………………………………………… |
12 |
1.3. Формы и методы |
20 |
2 Анализ структуры персонала ООО «ТД Алтайская крупа» |
|
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………….. |
34 |
2.2. Анализ структуры |
37 |
2.3 Выводы по результатам анализа
структуры ООО «ТД Алтайская крупа»……………………………………………………………… |
53 |
3 Мероприятия по повышению эффективности профессионального обучения персонала |
|
3.1 Мероприятия по совершенствованию обучения персонала…………… |
57 |
Заключение…………………………………………………… |
68 |
Список использованных источников……………………………………….. |
71 |
Приложение…………………………………………………… |
76 |
Введение
Обучение персонала для большинства предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам сотрудников. Те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать вчера, сегодня уже теряют свою действенность, а завтра станут вообще неактуальными. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования предприятий (их реструктуризация, технологические изменения и др.), что объективно ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной нестабильной экономической ситуации именно человеческий капитал становится его главным конкурентным преимуществом, так как именно высококвалифицированные работники с креативным мышлением могут находить выход из нестандартных ситуаций. Фактором, который непосредственно влияет на качественные характеристики персонала и стоимость человеческого капитала предприятия в целом является система развития персонала, основной элемент которой – обучение персонала. Именно в процессе обучения работники перенимают основные ценности, цели деятельности организации, эффективные приемы работы, осваивают профессию, формируют свои коммуникативные связи. От профессионального развития зависит становление личности работника, его социализация на ранних этапах трудового пути, обеспечивается возможность самореализации и в процессе трудовой деятельности на протяжении всей жизни. Эта система является ключевой составляющей управления персоналом в целом и способствует укреплению конкурентных преимуществ предприятия на рынке.
Целью данной дипломной работы является исследование теоретических основ обучения персонала и разработка мероприятий, направленных на совершенствование обучения персонала ООО «ТД Алтайская крупа».
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является ООО «ТД Алтайская крупа».
Предмет исследования – профессиональное обучение персонала в ООО «ТД Алтайская крупа».
В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы работы с информацией: обобщения и системного анализа данных, финансово-экономического анализа, графического представления данных, расчетно-конструктивного.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются научная и учебная литература (Базаров Т.Ю., Спивак В.А., Кибанов А.Я. и др.), электронные ресурсы, годовые отчеты, нормативные акты и другие документы ООО «ТД Алтайская крупа» за 2011–2013 гг.
1.1 Сущность понятий «развитие персонала» и «профессиональное обучение» персонала
В современных рыночных условиях качество персонала организации является главной составляющей экономического роста. Развитие персонала представляет собой одно из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства.
Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников.
Развитие персонала в организации является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия. Цель развития персонала состоит в обеспечении организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.
Необходимость развития персонала обусловлена следующими факторами:
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности.
Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела профессионального развития, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития.
Немецкие специалисты по управлению персоналом, В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями профессионального развития являются:
С точки зрения наемного работника, целями профессионального совершенствования могут быть:
Понятия «развитие персонала» и «обучение персонала» следует разграничить. Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала, а развитие персонала включает следующие компоненты: профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка, ротация, делегирование полномочий, планирование карьеры.
Обучение персонала — это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей [8, с. 65].
Задачи профессионального обучения персонала могут быть следующие:
К основным видам профессионального обучения рабочих принадлежат:
В зависимости от организационного оформления и целей обучения можно выделить два вида профессионального обучения:
Потребности в обучении, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников, путем проведения опросов руководителей и специалистов, анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников. С учетом стратегии развития предприятия и собранных заявок формируются (разрабатываются) перспективные и текущие годовые планы обучения персонала. При этом в основу закладывается принцип непрерывности повышения квалификации каждого сотрудника в течение всей его производственной деятельности на фирме. Система непрерывного фирменного профессионального образования руководителей и специалистов предполагает следующие основные виды обучения:
Система обучения работников организации в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой — предоставлять работникам возможность для обучения согласно их интересам. Это диктует требования к гибкости (подвижности) данной системы, ее способности быстро менять содержание, методы и организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда [12, с. 98].
Повышение квалификации — это целенаправленное приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта. Именно профессиональное совершенствование в соответствии с постоянно изменяющимися условиями производственной деятельности представляет собой главное содержание повышения квалификации.