Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 05:24, курсовая работа
В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Введение
1 Теоретические основы развития маркетинга на предприятиях АПК
Понятие и экономическая сущность маркетинга на предприятиях АПК
Концепции маркетинга на предприятиях АПК и их характеристика
Особенности исследования маркетинга на предприятиях АПК
Анализ современного состояния маркетинга и пути его совершенствования на предприятии АПК (на примере ОАО « Заинский молочный завод»)
Оценка современного состояния маркетинга в ОАО «Заинский молочный завод»
Обобщение зарубежного опыта в области маркетинга на предприятиях АПК
Направления развития маркетинга на предприятиях АПК в РФ
Заключение
Список литературы
Производственная мощность позволяет перерабатывать до 270 тонн молока в сутки. В настоящее время предприятие производит более 80 наименований молочной продукции. ОАО «Заинский молочный завод» выпускает конкурентоспособную продукцию высокого качества с длительным сроком реализации в герметичной упаковке.
Помимо поставок продукции в торговую сеть города Заинска продукция поставляется в Альметьевский, Тукаевский, Лениногорский, Бугульминский районы, однако, не все ниши рынка регионов охвачены предприятием, что позволит расширить рынок сбыта по республике и увеличить объем продаж.
ОАО «Заинский молочный завод»- это динамично развивающееся предприятие, обладающее передовыми технологиями и новейшим оборудованием. Специалисты предприятия высококвалифицированы. Налажена работа по изучению и внедрению мирового опыта данной отрасли. Продукция ОАО «Заинский молочный завод» имеет хорошую репутацию и пользуется успехом на рынке.
На
предприятие поступает в
Основными
видами деятельности завода являются
производство продуктов питания, розничная
торговля, внешнеэкономическая
Наибольший удельный вес в общем объеме товарной продукции занимают сырки глазированные- 28,7%. Незначительное внимание уделяется производству йогурта, плавленого сыра, майонеза, напитков из сыворотки. Массы жирные, творог нежирный производятся в незначительных размерах: 3,3 и 4,0% соответственно.
Целью деятельности ОАО «Заинский молочный завод» является: удовлетворение спроса покупателей на качественные молочные продукты питания путем переработки закупленного в хозяйствах и у населения молока и молока, поступившего на давальческих условиях, а также получение прибыли для развития производственной базы, приобретения нового оборудования, улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива, их оздоровление и оказание шефской помощи.
За 2010 год поступило молока от заготовок 83950 тонн, в том числе от населения 28123 тонн, что составляет 33,5% в общем объеме молока. По сравнению с 2009 годом объем закупа молока увеличился на 8089 тонн или на 9,6% за счет общественного сектора.
Для увеличения сырьевых ресурсов проводилась большая работа по закупу молока у населения. В целях материальной заинтересованности молокосдатчиков разработаны условия соревнования по закупу излишков молока у населения и поощрение победителей.
Все специалисты завода закреплены за хозяйствами сырьевой зоны для оказания практической помощи в получении хорошего качества молока. Стимулирующим фактором для увеличения закупа молока у индивидуального сектора является и то, что в зимний период расчеты за сданное населением молоко производится по цене молока высшего сорта.
Регулярно
хозяйствам оказывается помощь в
обеспечении припасами и
По итогам работы за 2011 год балансовая прибыль составила 4526 млн. руб.
в том числе:
1) от реализации продукции3230 млн. руб.
2) от фирменной торговли316 млн. руб.
3) от прочей деятельности 980 млн. руб.
Фонд накопления и пополнения СОС забирает 47% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, 50% направляется в фонд потребления, незначительная часть идет на создание резервного фонда - 3%.
Исследования мирового опыта развития маркетинга указывают, что главными тенденциями на современном этапе являются:
1) адаптация
агропромышленного комплекса к
изменяющимся рыночным
2) развитие
вертикальной интеграции и
- изменения
в структуре потока
- функционирование
информационных служб и
В результате обобщения мирового опыта использования маркетинга выявлено, что в развитых странах его проведение требует значительных издержек. По данным международных маркетинговых организаций, доля расходов на проведение маркетинговых исследований составляет в среднем половину розничной (продажной) цены многих товаров. Так, в мясном подкомплексе США в розничной цене 1 кг говядины, составляющей 5,5 долл., доля маркетинга- 2,3 долл. или 43,2%; свинины соответственно- 4,14 и 2,31 долл., или 55,8%.
Предприятия по переработке молока могут быть независимыми частными кооперативными или иметь совместную форму собственности в виде молочных компаний общенационального или регионального масштаба, владеющих несколькими заводами. Крупные компании производят широкий ассортимент продуктов, мелкие - ограниченный набор товаров. Некоторые предприятия изготавливают разные виды продукции, но большинство маслодельных, сыродельных заводов и предприятий по выработке сгущенного молока являются специализированными.
В настоящее время в переработке молока большую роль играют кооперативы. В последние годы на их долю приходилось три четверти производства сливочного масла, 50 % натурального сыра и свыше 90 % сухого молока. Эти перерабатывающие производства обладают большой гибкостью в области маркетинга молока, которое поставляется членами этих же кооперативов.
В связи с закрытием, слиянием и объединением производств наблюдалось заметное сокращение числа предприятий по переработке молока. Совершенствование технологии переработки молока, снижение затрат и увеличение объемов производства усиливают тенденцию к уменьшению числа и укрупнению перерабатывающих предприятий.
Каналы
маркетинга продуктов переработки
молока, как и других отраслей продовольственного
комплекса, претерпели децентрализацию.
Раньше сыр и масло отправляли
на центральные рынки-терминалы, где
оптовики и посредники продавали
их розничным торговцам. Когда-то главными
оптовыми торговцами сыром и маслом
были крупные мясоперерабатывающие
фирмы; мороженое вырабатывали в
местах потребления и сбывали
через предприятия типа «кафе-мороженое».
Развитие сети типовых серийных магазинов,
появление супермаркетов, а также
крупных общенациональных компаний
молочного профиля изменили каналы
маркетинга и стимулировали прямую
реализацию товаров. В настоящее
время продажа через
Несмотря на децентрализацию, рынки по-прежнему служат важными пунктами выявления цен на сыр и масло. Нередко цены на масло устанавливаются в процессе торговых переговоров на основе котировок цен. Например, пунктом формирования цен на сыр американского типа является Национальная биржа сыра в г. Грин-Бэй, штат Висконсин. По мере расширения прямых продаж и уменьшения потока товаров через центральные рынки возрастал интерес к процессу выявления цен.
В канале
распределения молочных продуктов
широко применяются маркетинговые
контракты. Помимо контрактов, которые
заключают фермеры с
Нынешний мировой кризис для отечественных сельхозпредприятий пока не столь глубок и фронтален, как внутрироссийский системный кризис 1990-х годов. Однако кризис обнажил старые хронические пороки отечественного АПК - от технической отсталости до проблем социальной инфраструктуры села. Между тем прогресс в молекулярной биологии, генной инженерии, биотехнологии и селекции выдвигает сельское хозяйство в число «несущих» отраслей грядущего нового технологического уклада. Тем важнее не упустить шанс перейти к инновационной модели развития аграрного сектора.
Глобальные
размеры и системный характер
явились основными
Текущий кризис совпал с периодом перехода передовых стран мира к освоению шестого технологического уклада, характерными чертами которого являются ресурсосберегающие нанотехнологии, нанобиотехнологии, уникальные информационные системы. Импульсом этого процесса послужили непомерно высокие цены на энергоносители, способствовавшие массовому высвобождению капитала из устаревших производств и перетоку его в предприятия новой формации. Необходимо иметь в виду, что новый уклад, являясь заведомо гораздо менее энерго- и материалоемким, не потребует в прежних размерах энергоресурсов, металла, конструкционных материалов.
В этих условиях многократно усиливается роль долгосрочного прогнозирования, планирования, выбора и обоснования макроэкономических приоритетов как на уровне национальных экономик, так и их ведущих сегментов и секторов. В качестве ключевой выдвигается задача органического соединения антикризисных мер с долгосрочной стратегией экономического роста, основанной на приоритетах инновационного развития.
Кризисные явления, образно говоря, дают России исторический шанс, вовремя перегруппировав силы и средства, встроиться в новую длинную волну кондратьевского технологического цикла, зарождающуюся на просторах мировой экономики. Пока она находится в турбулентной стадии смены технологических формаций, и потенциальные инвесторы еще не видят отчетливых очертаний и контуров нового уклада. В связи с этим разрабатываемые сейчас долгосрочные прогнозы научно-технического и социально-экономического развития должны непрерывно уточняться, исходя из реальных событий, происходящих в мировой и национальной экономиках. Успешное инновационное развитие в подобных условиях предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Международный и отечественный опыт показывает, что оно наиболее эффективно осуществляется в хорошо сформированной институциональной среде и в рамках крупных целевых программ, где роль и функции государства четко регламентируются как по ресурсной, так и по организационной составляющим. В этой ситуации и частный бизнес способен активно поддерживать своим участием реализацию высокорискованных инновационных проектов.
При
этом следует особо подчеркнуть,
что за внешне благополучными макроэкономическими
показателями докризисного развития отечественной
экономики в реальности часто
скрывались упущенные возможности
ее модернизации, перевода на траекторию
инновационного роста. Норма накопления
(отношение объема инвестиций к ВВП),
снизившаяся вдвое в начале российских
рыночных реформ 1990-х годов, так и
осталась на крайне низком уровне - около
20%. Между тем страны, осуществившие
успешную структурную перестройку
своей экономики, в течение длительного
времени демонстрировали