Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть состояние нефтяного комплекса России и определить направление его развития.
Задачи исследования:
Изучить особенности становления и развития нефтяной промышленности в России.
Проанализировать добычу, экспорт и импорт нефтепродуктов.
Определить стратегию развития нефтяной промышленности
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКССА
1.1 История нефтяной индустрии России
1.2 Основные российские нефтедобывающие компании
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
2.1 Добыча и переработка нефти в России (РСФСР) в 1970 – 2011 гг.
2.2 Уровень и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО КОПМЛЕКСА
3.1 Роль государство в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран
3.2 Стратегия развития нефтяного комплекса России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЕХ ИСТОЧНИКОВ
Различия связаны с тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.[3]
Основная часть мазута
и дизельного топлива поступает
в дальнее зарубежье для
Таблица 2.10 - Структура и способы поставок нефти в дальнее зарубежье в 2010 – 2011 гг.
Способ поставок |
2010 |
2011 | ||
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
Организационная структура экспорта | ||||
Система «Транснефти» |
197,4 |
91,1 |
185,5 |
91,3 |
Минуя систему «Транснефти» |
19,3 |
8,9 |
17,6 |
8,7 |
Всего |
216,6 |
100,0 |
203,09 |
100,0 |
Экспорт нефти с дифференциацией по способам поставок | ||||
Морские поставки |
139,6 |
64,4 |
131,6 |
64,8 |
Нефтепровод «Дружба» |
58,2 |
26,9 |
53,7 |
26,4 |
По железной дороге |
11,5 |
5,3 |
11,0 |
5,4 |
Прочие поставки (в том числе КТК) |
7,4 |
3,4 |
6,8 |
3,4 |
Всего |
216,61 |
100,0 |
203,09 |
100,0 |
Различия связаны с тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.
Основная часть мазута и дизельного топлива поступает в дальнее зарубежье для дальнейшей переработки в товарную продукцию конечного потребления, преимущественно, в моторное топливо.[11]
Таблица 2.11 - Экспорт нефтепродуктов из России с дифференциацией по нефтепродуктам и способам поставок, 2010-2011 гг.
Нефтепродукт, способ поставок |
2010 |
2011 | ||
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
«Транснефтепродукт» - порты |
17,0 |
15,3 |
18,3 |
15,8 |
Автомобильный бензин |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
Дизельное топливо |
16,8 |
15,1 |
17,9 |
15,5 |
Железная дорога – граница, порты |
93,9 |
84,7 |
97,1 |
84,2 |
Автомобильный бензин |
5,5 |
5,0 |
4,3 |
3,7 |
Дизельное топливо |
20,8 |
18,8 |
19,1 |
16,6 |
Мазуты |
55,6 |
50,1 |
61,5 |
53,3 |
Прочие |
12,0 |
10,8 |
12,2 |
10,6 |
Всего |
110,9 |
100,0 |
115,4 |
100,0 |
Автомобильный бензин |
5,7 |
5,2 |
4,7 |
4,1 |
Дизельное топливо |
37,6 |
33,9 |
37,0 |
32,1 |
Мазуты |
55,6 |
50,1 |
61,5 |
53,3 |
Прочие |
12,0 |
10,8 |
12,2 |
10,6 |
Различия связаны с тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.
Основная часть мазута и дизельного топлива поступает в дальнее зарубежье для дальнейшей переработки в товарную продукцию конечного потребления, преимущественно, в моторное топливо.[3]
Экспорт автомобильного топлива бензина (в основном в страны СНГ и Восточной Европы) незначителен – 4,1% в структуре общего экспорта, или 4,7 млн. т.
Экспорт прочих нефтепродуктов (бензин для химической промышленности, прямогонный бензин, керосин, реактивное топливо, лёгкие и средние дистилляты и др.) оценивается в 12.2 млн. т.
Около четверти экспортируемых нефтепродуктов, прежде всего, дизельное топливо поставляется к портам по нефтепродуктопроводам системы «Транснефтепродукт» (структура «Транснефти»). Кроме того, по трубопроводам экспортируется часть автомобильного топлива. Весь мазут в силу специфики агрегатного состояния экспортируется по железной дороге.
Благодаря высокой цене
на нефть на мировых рынках рост
её добычи в стране проходил значительно
более быстрыми темпами, чем предполагалось
в самых оптимистичных
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
нефтедобывающий
экспорт отрасль
3.1 Роль государства в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран
В последнее время в нефтяном комплексе резко усилилась роль государства. Государственная «Роснефть» при приобретении активов «ЮКОСА» превратилась в гиганта с объёмом добычи в 116 млн. т в 2009 г. Государству перешли «Сибнефть», половина «Славнефти».
В глобальной нефтяной промышленности также кардинально изменился баланс сил между международными нефтяными компаниями (МНК) и национальными нефтяными компаниями (ННК), которые стали основными владельцами «чёрного золота» планеты. ННК – это компании из нефтегазодобывающих развивающихся стран (кроме норвежской Statoil). В основном созданы после второй мировой войны, при национализации нефтегазовых активов. Они полностью или частично принадлежат государству и являются монополиями или контролируют большую долю нефтегазового сектора страны. ННК – инструмент государственной политики; они выполняют по поручению правительства социальные и/или политические функции и получают за это дополнительные привилегии.[4]
Рисунок 3.1 - Распределение мировых доказанных запасов нефти по типам компаний, %
В будущем роль ННК возрастёт еще больше. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что 90% добычи углеводородов до 2030 г. будут обеспечивать развивающиеся страны и лишь 10% - государства ОЭСР (с 1971 г. по 2000 г. государства ОЭСР давали 40% мировой добычи нефти, а развивающиеся страны – 60%).
Газета Financial Times назвала самые влиятельные национальные нефтегазовые компании: Aramco; «Газпром»; CNPC; PDVSA; Petrobras и Petronas. Они контролируют почти треть мировой добычи углеводородов и более трети запасов. [4]
Таблица 3.1 - Рандирование ведущих частных и государственных нефтегазовых компаний изданием Petroleum Intelligence Weekly в 2007 – 2008 гг.
Ранг |
Компания |
Страна |
Доля государства, % | |
2011 |
2010 | |||
1 |
1 |
Saudi Aramco |
Саудовская Аравия |
100 |
2 |
2 |
NIOS |
Иран |
100 |
3 |
3 |
Exxon Mobile |
США |
0 |
4 |
4 |
PDV |
Венесуэла |
100 |
5 |
5 |
CNPC |
Китай |
100 |
6 |
6 |
BP |
Великобритания |
0 |
7 |
7 |
Royal Dutch Shell |
Великобритания/Нидерланды |
0 |
8 |
8 |
ConocoPhillips |
США |
0 |
9 |
9 |
Chevron |
США |
0 |
10 |
10 |
Total |
Франция |
0 |
11 |
11 |
Pemex |
Мексика |
100 |
12 |
14 |
KPC |
Кувейт |
100 |
13 |
12 |
Sonatrach |
Алжир |
100 |
14 |
13 |
«Газпром» |
Россия |
50,0023 |
15 |
15 |
Petrobras |
Бразилия |
32,2 |
16 |
16 |
«Роснефть» |
Россия |
75,16 |
17 |
18 |
«ЛУКОЙЛ» |
Россия |
0 |
18 |
17 |
Petronas |
Малайзия |
100 |
19 |
18 |
Adnoc |
ОАЭ |
100 |
20 |
21 |
Eni |
Италия |
30 |
Национальные нефтяные компании (хотя и не в такой степени, как международные) сталкиваются с ухудшением ресурсной базы, удорожанием всех стадий производственного процесса и растущими технологическими сложностями добычи. Типичный пример – Saudi Aramco из Саудовской Аравии. Это самая влиятельная нефтяная компания мира, контролирующая примерно 89% запасов нефти королевства. Нефть обеспечивает 80 – 85% экспортной выручки и 70 – 80% доходов его государственного бюджета. По оценкам ВР, доказанные запасы Саудовской Аравии равнялись 26436 млрд. бар., в конце 2009 г. (19,8% мировых доказанных запасов) и ещё примерно 2,5 млрд. бар. находятся в нейтральной зоне. Страна обеспечена доказанными запасами на 74,6 года. В Саудовской Аравии имеется ещё около 103 млрд. бар. возможных и вероятных запасов. Добыча нефти в 2009 г. составила 9,7 млн. бар. в день (падение на 10% по сравнению с 2008 г. из-за соблюдения квот ОПЕК).
В стране имеется свыше 100 нефтяных и газовых месторождений, но более половины запасов нефти сосредоточено в восьми гигантах, включая Ghawar (с остаточными запасами в 70 млрд. бар.), которое обеспечивает половину нефтедобычи королевства, и Safaniya (самое большое в мире морское месторождение с запасами в 25 – 35 млрд. бар.).[10]
Добыча в стране ведётся давно, и многие месторождения стареют: Abqaiq выработан на 74%, Ghawar – на 48%, молодое месторождение Shaybah – всего на 5%, а средний показатель выработанности по Aramco – 23%.
Месторождения Aramco истощаются на 7 – 8% в год, но по прогнозам, инвестиции в управление пластами должны уменьшить этот спад до 2% в год.[] Саудовской Аравии нужно иметь примерно 700 тыс. бар. в день дополнительной мощности ежегодно просто для того, чтобы компенсировать естественное старение месторождений.
Министерство нефтяной промышленности Саудовской Аравии регулярно заявляет о долгосрочной цели – поддерживать стратегическую свободную мощность в 2 – 2,5 млн. бар. в день, чтобы компенсировать неожиданные сбои в глобальной нефтедобыче. В мае 2006 г. Saudi Aramco обнародовала стратегический план стоимостью в 18 млрд. дол., направленный на то. чтобы увеличить производственные мощности до 12,5 млн. бар. в день к 2009 г. и 15 млн. бар. в день к 2020 г. (если это будет оправдано мировым спросом на нефть).[4]
Но Saudi Aramco становится всё труднее играть роль балансирующего производителя, с которой раньше она блестяще справлялась. Если прежде компания могла расширить добычу, просто вводя в эксплуатацию законсервированные скважины, то теперь ей приходится прибегать к более дорогим методам.
Рисунок 3.2 – Логотип компании Saudi Aramco
Раньше огромную часть инвестиций в нефтедобычу делали МНК, теперь же некоторую часть приходиться брать на себя национальным компаниям. При этом непубличным компаниям сложнее привлекать денежные средства, чем публичным, так как они не имеют полноценного доступа к рынкам капитала и вынуждены полагаться на самофинансирование.
Специфика ННК состоит в том, что государство как основной собственник возлагает на них дополнительные социальные, экономические и политические функции, которые зачастую мешают ННК замещать запасы, расширять добычу и эффективно работать, подрывают возможности привлекать капитал и международную конкурентоспособность. Без необходимости зарабатывать прибыль на капитал и адекватной финансовой прозрачности, ННК часто нерационально используют дефицитные финансовые ресурсы.
Ключевые некоммерческие функции ННК:
1)Перераспределение богатства:
2)Социальное развитие: создание новых рабочих мест и социальной инфраструктуры, развитие образования.
3)Национальная энергетическая политика: гарантированные поставки топлива народному хозяйству, субсидирование других энергетических проектов.
4)Экономическое развитие: передача технологии, стимулирование индустриализации, создание промышленной инфраструктуры, экономическая диверсификация
5)Регулирование и управление: лицензионная политика, регулятивные функции
6)Внешняя политика: нефтяная дипломатия, создание альянсов
Необходимость перераспределять нефтяное богатство, снабжая население нефтепродуктами по низким ценам, В Иране, например, привела к искусственному повышению потребления топлива, что подорвало прибыльность NIOC. Ирану приходится закупать на мировом ранке нефтепродукты для своих нужд, а иранский дешёвый бензин контрабандой вывозят в соседние страны. Если не решится проблема субсидий, Иран перестанет быть чистым импортёром нефти к 2015 г. [4]
Обязательство ННК по увеличению занятости в стране зачастую приводит к раздуванию штатов. Так, по разным оценкам, в NIOC работает 120 – 180 тыс. человек, в Pemex – 150 тыс. человек. А мировой рекордсмен – CNPC – более 1 млн.
Привлечение ННК для реализации целей внешней политики зачастую противоречит производственным задачам компаний. Так, Aramco всегда была важным внешнеполитическим инструментом Саудовской Аравии, например, в течение долгого времени обеспечивая для страны статус поставщика нефти номер один в США, хотя при определённой ценовой конъюнктуре ей было бы выгоднее перенаправить большую долю экспорта в страны Азии. А Уго Чавес активно использует PDSVA для укрепления своего международного влияния, поставляя нефть по льготным ценам государствам Карибского бассейна в рамках альянса Petrocaribe. Кроме того, у Венесуэлы есть отдельное соглашение с Кубой, по которому ей продаётся около 90 тыс. бар. в день нефти и нефтепродуктов.
В результате этих некоммерческих обязательств эффективность ННК ниже, чем у частных международных компаний. Исследование «Новая роль ННК на мировых энергетических ранках», проводившееся в 2005 – 2007 гг. хьюстонским J. Baker Institute for Public Policy, показывает, что эффективность (оценённая как выручка и количество сотрудников на баррель добычи) тех ННК, которые полностью принадлежат государству и при этом продают нефтепродукты в своей стране по субсидированным ценам, составляет всего 35% от показателя частных компаний, которые не несут таких обязательств. В целом полностью государственные национальные компании демонстрируют 60 – 65% эффективности частных МНК. [] Похожих выводов придерживаются эксперты из Стэнфордского университета штата Техас [4]
Но, при высоких ценах на нефть, социально-политические задачи ННК не так уж негативно сказываются на способности компаний вести свой бизнес. Так, неумение (или нежелание) венесуэльской PDSVA снизить производственные издержки не важны её менеджменту и правительству, если те могут достигнуть своих целей – обеспечить социальное спокойствие и поддержку президента стране, когда цены на нефть растут. А роль этой компании в Венесуэле трудно переоценить: она – крупнейший работодатель, обеспечивающий примерно треть ВВП страны, 50% государственных доходов и 80% экспортной выручки.
Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития нефтяной промышленности России