Анализ состояния и перспективы развития нефтяной промышленности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть состояние нефтяного комплекса России и определить направление его развития.
Задачи исследования:
Изучить особенности становления и развития нефтяной промышленности в России.
Проанализировать добычу, экспорт и импорт нефтепродуктов.
Определить стратегию развития нефтяной промышленности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКССА
1.1 История нефтяной индустрии России
1.2 Основные российские нефтедобывающие компании
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
2.1 Добыча и переработка нефти в России (РСФСР) в 1970 – 2011 гг.
2.2 Уровень и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО КОПМЛЕКСА
3.1 Роль государство в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран
3.2 Стратегия развития нефтяного комплекса России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЕХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и перспективы развития нефтяной промышленности России.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

Различия связаны с  тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.[3]

Основная часть мазута и дизельного топлива поступает  в дальнее зарубежье для дальнейшей переработки в товарную продукцию  конечного потребления, преимущественно, в моторное топливо. Экспорт автомобильного топлива бензина (в основном в страны СНГ и Восточной Европы) незначителен – 4,1% в структуре общего экспорта, или 4,7 млн. т.

 

Таблица 2.10 - Структура и способы поставок нефти в дальнее зарубежье в 2010 – 2011 гг.

Способ поставок

2010

2011

млн. т

%

млн. т

%

Организационная структура экспорта

Система «Транснефти»

197,4

91,1

185,5

91,3

Минуя систему «Транснефти»

19,3

8,9

17,6

8,7

Всего

216,6

100,0

203,09

100,0

Экспорт нефти с дифференциацией по способам поставок

Морские поставки

139,6

64,4

131,6

64,8

Нефтепровод «Дружба»

58,2

26,9

53,7

26,4

По железной дороге

11,5

5,3

11,0

5,4

Прочие поставки (в том числе  КТК)

7,4

3,4

6,8

3,4

Всего

216,61

100,0

203,09

100,0


 

Различия связаны с тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.

Основная часть мазута и дизельного топлива поступает  в дальнее зарубежье для дальнейшей переработки в товарную продукцию конечного потребления, преимущественно, в моторное топливо.[11]

 

Таблица 2.11 - Экспорт нефтепродуктов из России с дифференциацией по нефтепродуктам и способам поставок, 2010-2011 гг.

Нефтепродукт, способ поставок

2010

2011

млн. т

%

млн. т

%

«Транснефтепродукт» - порты

17,0

15,3

18,3

15,8

Автомобильный бензин

0,2

0,2

0,4

0,3

Дизельное топливо

16,8

15,1

17,9

15,5

Железная дорога – граница, порты

93,9

84,7

97,1

84,2

Автомобильный бензин

5,5

5,0

4,3

3,7

Дизельное топливо

20,8

18,8

19,1

16,6

Мазуты

55,6

50,1

61,5

53,3

Прочие

12,0

10,8

12,2

10,6

Всего

110,9

100,0

115,4

100,0

Автомобильный бензин

5,7

5,2

4,7

4,1

Дизельное топливо

37,6

33,9

37,0

32,1

Мазуты

55,6

50,1

61,5

53,3

Прочие

12,0

10,8

12,2

10,6


 

Различия связаны с  тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме  того, по некоторым маркам мазутов  компания сведений не предоставляет.

Основная часть мазута и дизельного топлива поступает  в дальнее зарубежье для дальнейшей переработки в товарную продукцию конечного потребления, преимущественно, в моторное топливо.[3]

Экспорт автомобильного топлива бензина (в основном в  страны СНГ и Восточной Европы) незначителен – 4,1% в структуре общего экспорта, или 4,7 млн. т.

Экспорт прочих нефтепродуктов (бензин для химической промышленности, прямогонный бензин, керосин, реактивное топливо, лёгкие и средние дистилляты и др.) оценивается в 12.2 млн. т.

Около четверти экспортируемых нефтепродуктов, прежде всего, дизельное топливо поставляется к портам по нефтепродуктопроводам системы «Транснефтепродукт» (структура «Транснефти»). Кроме того, по трубопроводам экспортируется часть автомобильного топлива. Весь мазут в силу специфики агрегатного состояния экспортируется по железной дороге.

Благодаря высокой цене на нефть на мировых рынках рост её добычи в стране проходил значительно  более быстрыми темпами, чем предполагалось в самых оптимистичных вариантах  «Стратегия-2020». Активно развивалась  транспортная инфраструктура: в течение нескольких лет была сформирована альтернативная транзиту через Прибалтику система прямых поставок нефти на рынки Северо-Западной Европы; с использованием самых современных технологических решений ведётся строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»; проведена модернизация участков системы нефтепроводов АК «Транснефть»; реконструкция портов в Новороссийске, Находке и др. Но при этом воспроизводство сырьевой базы не отвечало быстро растущей добыче нефти, неудовлетворительно производились сбор и утилизация попутного нефтяного газа, по-прежнему низкими оставались качество разработки нефти, медленно росли объём и глубина её переработки.[3]

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

нефтедобывающий экспорт отрасль организационный

3.1 Роль государства  в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран

 

В последнее время  в нефтяном комплексе резко усилилась  роль государства. Государственная «Роснефть» при приобретении активов «ЮКОСА» превратилась в гиганта с объёмом добычи в 116 млн. т в 2009 г. Государству перешли «Сибнефть», половина «Славнефти».

В глобальной нефтяной промышленности также кардинально изменился  баланс сил между международными нефтяными компаниями (МНК) и национальными нефтяными компаниями (ННК), которые стали основными владельцами «чёрного золота» планеты. ННК – это компании из нефтегазодобывающих развивающихся стран (кроме норвежской Statoil). В основном созданы после второй мировой войны, при национализации нефтегазовых активов. Они полностью или частично принадлежат государству и являются монополиями или контролируют большую долю нефтегазового сектора страны. ННК – инструмент государственной политики; они выполняют по поручению правительства социальные и/или политические функции и получают за это дополнительные привилегии.[4]

 

Рисунок 3.1 - Распределение мировых доказанных запасов нефти по типам компаний, %

 

В будущем роль ННК  возрастёт еще больше. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что 90% добычи углеводородов до 2030 г. будут обеспечивать развивающиеся страны и лишь 10% - государства ОЭСР (с 1971 г. по 2000 г. государства ОЭСР давали 40% мировой добычи нефти, а развивающиеся страны – 60%).

Газета Financial Times назвала самые влиятельные национальные нефтегазовые компании: Aramco; «Газпром»; CNPC; PDVSA; Petrobras и Petronas. Они контролируют почти треть мировой добычи углеводородов и более трети запасов. [4]

 

 

Таблица 3.1 - Рандирование ведущих частных и государственных нефтегазовых компаний изданием Petroleum Intelligence Weekly в 2007 – 2008 гг.

Ранг

Компания

Страна

Доля государства, %

2011

2010

1

1

Saudi Aramco

Саудовская Аравия

100

2

2

NIOS

Иран

100

3

3

Exxon Mobile

США

0

4

4

PDV

Венесуэла

100

5

5

CNPC

Китай

100

6

6

BP

Великобритания

0

7

7

Royal Dutch Shell

Великобритания/Нидерланды

0

8

8

ConocoPhillips

США

0

9

9

Chevron

США

0

10

10

Total

Франция

0

11

11

Pemex

Мексика

100

12

14

KPC

Кувейт

100

13

12

Sonatrach

Алжир

100

14

13

«Газпром»

Россия

50,0023

15

15

Petrobras

Бразилия

32,2

16

16

«Роснефть»

Россия

75,16

17

18

«ЛУКОЙЛ»

Россия

0

18

17

Petronas

Малайзия

100

19

18

Adnoc

ОАЭ

100

20

21

Eni

Италия

30


 

Национальные нефтяные компании (хотя и не в такой степени, как международные) сталкиваются с ухудшением ресурсной базы, удорожанием всех стадий производственного процесса и растущими технологическими сложностями добычи. Типичный пример – Saudi Aramco из Саудовской Аравии. Это самая влиятельная нефтяная компания мира, контролирующая примерно 89% запасов нефти королевства. Нефть обеспечивает 80 – 85% экспортной выручки и 70 – 80% доходов его государственного бюджета. По оценкам ВР, доказанные запасы Саудовской Аравии равнялись 26436 млрд. бар., в конце 2009 г. (19,8% мировых доказанных запасов) и ещё примерно 2,5 млрд. бар. находятся в нейтральной зоне. Страна обеспечена доказанными запасами на 74,6 года. В Саудовской Аравии имеется ещё около 103 млрд. бар. возможных и вероятных запасов. Добыча нефти в 2009 г. составила 9,7 млн. бар. в день (падение на 10% по сравнению с 2008 г. из-за соблюдения квот ОПЕК).

В стране имеется свыше 100 нефтяных и газовых месторождений, но более половины запасов нефти  сосредоточено в восьми гигантах, включая Ghawar (с остаточными запасами в 70 млрд. бар.), которое обеспечивает половину нефтедобычи королевства, и Safaniya (самое большое в мире морское месторождение с запасами в 25 – 35 млрд. бар.).[10]

Добыча в стране ведётся  давно, и многие месторождения стареют: Abqaiq выработан на 74%, Ghawar – на 48%, молодое месторождение Shaybah – всего на 5%, а средний показатель выработанности по Aramco – 23%.

Месторождения Aramco истощаются на 7 – 8% в год, но по прогнозам, инвестиции в управление пластами должны уменьшить этот спад до 2% в год.[] Саудовской Аравии нужно иметь примерно 700 тыс. бар. в день дополнительной мощности ежегодно просто для того, чтобы компенсировать естественное старение месторождений.

Министерство нефтяной промышленности Саудовской Аравии регулярно  заявляет о долгосрочной цели –  поддерживать стратегическую свободную мощность в 2 – 2,5 млн. бар. в день, чтобы компенсировать неожиданные сбои в глобальной нефтедобыче. В мае 2006 г. Saudi Aramco обнародовала стратегический план стоимостью в 18 млрд. дол., направленный на то. чтобы увеличить производственные мощности до 12,5 млн. бар. в день к 2009 г. и 15 млн. бар. в день к 2020 г. (если это будет оправдано мировым спросом на нефть).[4]

Но Saudi Aramco становится всё труднее играть роль балансирующего производителя, с которой раньше она блестяще справлялась. Если прежде компания могла расширить добычу, просто вводя в эксплуатацию законсервированные скважины, то теперь ей приходится прибегать к более дорогим методам.

 

Рисунок 3.2 – Логотип  компании Saudi Aramco

 

Раньше огромную часть  инвестиций в нефтедобычу делали МНК, теперь же некоторую часть приходиться брать на себя национальным компаниям. При этом непубличным компаниям сложнее привлекать денежные средства, чем публичным, так как они не имеют полноценного доступа к рынкам капитала и вынуждены полагаться на самофинансирование.

Специфика ННК состоит  в том, что государство как  основной собственник возлагает  на них дополнительные социальные, экономические и политические функции, которые зачастую мешают ННК замещать запасы, расширять добычу и эффективно работать, подрывают возможности привлекать капитал и международную конкурентоспособность. Без необходимости зарабатывать прибыль на капитал и адекватной финансовой прозрачности, ННК часто нерационально используют дефицитные финансовые ресурсы.

Ключевые некоммерческие функции ННК:

1)Перераспределение богатства:  сбор и распределение ренты  через субсидии на топливо  и другие выплаты населению.

2)Социальное развитие: создание новых рабочих мест  и социальной инфраструктуры, развитие образования.

3)Национальная энергетическая политика: гарантированные поставки топлива народному хозяйству, субсидирование других энергетических проектов.

4)Экономическое развитие: передача технологии, стимулирование  индустриализации, создание промышленной  инфраструктуры, экономическая диверсификация

5)Регулирование и управление: лицензионная политика, регулятивные  функции

6)Внешняя политика: нефтяная  дипломатия, создание альянсов

Необходимость перераспределять нефтяное богатство, снабжая население  нефтепродуктами по низким ценам, В Иране, например, привела к искусственному повышению потребления топлива, что подорвало прибыльность NIOC. Ирану приходится закупать на мировом ранке нефтепродукты для своих нужд, а иранский дешёвый бензин контрабандой вывозят в соседние страны. Если не решится проблема субсидий, Иран перестанет быть чистым импортёром нефти к 2015 г. [4]

Обязательство ННК по увеличению занятости в стране зачастую приводит к раздуванию штатов. Так, по разным оценкам, в NIOC работает 120 – 180 тыс. человек, в Pemex – 150 тыс. человек. А мировой рекордсмен – CNPC – более 1 млн.

Привлечение ННК для  реализации целей внешней политики зачастую противоречит производственным задачам компаний. Так, Aramco всегда была важным внешнеполитическим инструментом Саудовской Аравии, например, в течение долгого времени обеспечивая для страны статус поставщика нефти номер один в США, хотя при определённой ценовой конъюнктуре ей было бы выгоднее перенаправить большую долю экспорта в страны Азии. А Уго Чавес активно использует PDSVA для укрепления своего международного влияния, поставляя нефть по льготным ценам государствам Карибского бассейна в рамках альянса Petrocaribe. Кроме того, у Венесуэлы есть отдельное соглашение с Кубой, по которому ей продаётся около 90 тыс. бар. в день нефти и нефтепродуктов.

В результате этих некоммерческих обязательств эффективность ННК  ниже, чем у частных международных  компаний. Исследование «Новая роль ННК  на мировых энергетических ранках», проводившееся в 2005 – 2007 гг. хьюстонским J. Baker Institute for Public Policy, показывает, что эффективность (оценённая как выручка и количество сотрудников на баррель добычи) тех ННК, которые полностью принадлежат государству и при этом продают нефтепродукты в своей стране по субсидированным ценам, составляет всего 35% от показателя частных компаний, которые не несут таких обязательств. В целом полностью государственные национальные компании демонстрируют 60 – 65% эффективности частных МНК. [] Похожих выводов придерживаются эксперты из Стэнфордского университета штата Техас [4]

Но, при высоких ценах  на нефть, социально-политические задачи ННК не так уж негативно сказываются  на способности компаний вести свой бизнес. Так, неумение (или нежелание) венесуэльской PDSVA снизить производственные издержки не важны её менеджменту и правительству, если те могут достигнуть своих целей – обеспечить социальное спокойствие и поддержку президента стране, когда цены на нефть растут. А роль этой компании в Венесуэле трудно переоценить: она – крупнейший работодатель, обеспечивающий примерно треть ВВП страны, 50% государственных доходов и 80% экспортной выручки.

Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития нефтяной промышленности России