Анализ стимулирования потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы это анализ стимулирования потребителей на различных стадиях жизненного цикла товаров.
Данная тема является актуальной в настоящее время, так как жизненный цикл товара имеет большое значение. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Стимулирование потребителей на различных стадиях жизненного цикла товара (2).docx

— 158.55 Кб (Скачать файл)

Цель фирмы – создание рынка для нового товара.

Задачи маркетинга на данном этапе:

  • Максимальное привлечение внимания покупателей к новому товару;
  • Усиленная реклама, концентрирующая усилия по продвижению товара;
  • Использование монополистического преимущества;
  • Сбор информации об оценке покупателями нового товара;

Приоритет элементов концепции маркетинга на этапе:

  1. Реклама;
  2. Качество;
  3. Цена;
  4. Сервис;

Преимущественные типы потребителей:

Основные потребители – «новаторы». Как правило, это молодые люди, которые первыми пробуют новинку с риском, если не для жизни, то для репутации (оригиналы, пижоны, стиляги). На их долю приходится порядка 2-3% конечных потребителей.

 

Этап роста

Если новый товар имеет спрос, он переходит к этапу роста, на котором объем продаж начинает стремительно расти. Первые покупатели продолжают покупать, новые покупатели начинают следовать их примеру, особенно если они слышат хорошие отзывы. Привлеченные возможностью получать прибыль на рынке появляются новые конкуренты. Они придают товару новые свойства, и рынок расширяется. Увеличение числа конкурентов приводит к увеличению числа дистрибьюторов, и продажи стремительно растут, просто за счет пополнения складских запасов торговых посредников. Цены остаются теми же или слегка снижаются. Фирмы удерживают свои расходы на стимулирование на том же или слегка более высоком уровне. Информирование рынка о новом товаре остается актуальным, но теперь фирма должна считаться еще и с конкуренцией.

Этап роста дает рост прибылей, так как отношение объема продаж к расходам на стимулирование непрерывно увеличивается, а стоимость производства единицы продукции снижается. Чтобы долго сохранять высокий уровень продаж, фирма использует несколько стратегий. Она улучшает качество товара, разрабатывает новые свойства и модели товара. Она осваивает новые сегменты рынка и новые каналы распространения. В рекламе акцент от ознакомления с товаром смещается в сторону убеждения совершить покупку, и в нужный момент фирма снижает цены, чтобы привлечь новых покупателей.

На этапе роста фирма сталкивается с необходимостью компромисса между значительной долей рынка и высокой текущей прибылью. Расходуя значительные средства на усовершенствование товара, стимулирование сбыта и распространение, фирма может завоевать доминирующее положение. Поступая так, однако, она отказывается от максимальной текущей прибыли, надеясь вернуть ее на следующем этапе.

Цель фирмы – освоение рынка, захват лидирующих позиций, максимальный рост объема продаж.

Задачи маркетинга на этапе:

  • Завоевание позиций на рынке;
  • Отработка базовых решений;
  • Укрепление приверженности покупателей через рекламу;
  • Увеличение продолжительности этапаустйчивости роста;

Для максимального продления периода интенсивного роста объема продаж и быстрого роста рынка, как правило, используются следующие подходы:

  • Повысить качество новинки, придав ей дополнительные свойства;
  • Проникнув в новые сегменты рынка;
  • Использовать новые каналы распространения;
  • Переориентировать часть рекламы с распространения осведомлённости о товаре на стимулирование его приобретения;
  • Своевременно снизить цены для привлечения дополнительного числа потребителей;

Приоритет элементов концепции маркетинга на этапе:

  1. Цена;
  2. Реклама;
  3. Качество;
  4. Сервис;

Преимущественные типы потребителей:

Основные потребители – «адепты» – законодатели мод, лидеры мнений в своей социальной сфере. Их признание делает товар известным и модным. Они составляют 10-15% числа конечных потребителей. Кроме того, к потребителям относятся «прогрессисты» или «раннее большинство» (например, студенты), которые обеспечивают массовый сбыт на стадии роста. Они составляют от 25 до 35% числа конечных потребителей.

 

Этап зрелости

В некоторый момент рост продаж товара замедляется, и товар переходит на этап зрелости. Этап зрелости обычно длится дольше предыдущих этапов и ставит менеджеров по маркетингу перед серьезными проблемами. Большинство товаров находится на этапе зрелости своего жизненного цикла, поэтому большинству менеджеров по маркетингу приходится иметь дело с товарами на этапе зрелости.

Замедление роста продаж происходит за счет появления многих производителей и большого количества товара. В свою очередь, такое перенасыщение вызывает более жесткую конкуренцию. Конкуренты начинают снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и стимулирование сбыта и увеличивать расходы на исследования и разработки с целью поиска лучших моделей товара. Эти действия приводят  к падению прибыли. Конкуренты остаются только самые сильные.

Хотя многие товары на этапе зрелости кажутся неизменными на протяжении длительного времени, наиболее удачные товары на самом деле претерпевают эволюцию с целью удовлетворения изменяющихся потребностей покупателей. Менеджерам по товарам  следует делать больше, чем просто работать товарами на этапе зрелости или защищать их. Нападение – лучший способ обороны. Им следует заботиться об изменении рынка, товара и маркетингового комплекса.

Цель фирмы – закрепить на рынке завоеванную долю рынка

Задачи маркетинга на этапе:

  • Поиск новых рынков сбыта;
  • Оптимизация каналов товародвижения;
  • Введение комплекса мер по стимулированию сбыта (скидки, конкурсы среди потребителей, продажи на премиальной основе);
  • Совершенствование условий продажи и сервисного обслуживания;
  • Разработка модификаций товара;

Модификация рынка направлена на увеличение потребления существующего товара. Она включает:

  • Поиск новых пользователей и новых сегментов рынка;
  • Изыскание способов стимулирования более интенсивного потребления товара существующими клиентами;
  • возможно перепозиционировать товар таким образом, чтобы он оказался привлекательным для более крупного или быстрее растущего сегмента рынка;

Модификация товара заключается в модифицировании таких характеристик изделия, как уровень качества, свойства или внешнее оформление, чтобы привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление. При этом используются следующие стратегии:

  • стратегия улучшения качества имеет целью совершенствование функциональных характеристик товара, в том числе долговечность, надежность, скорость, вкус. Данная стратегия эффективна, если
  1. качество поддается улучшению;
  1. покупатели верят в утверждение об улучшении качества;
  2. достаточно большое количество покупателей хотят улучшения качества;
  • стратегия улучшения свойств имеет целью придать товару новые свойства, делающие его более универсальным, более безопасным и более удобным;
  • стратегия улучшения внешнего оформления имеет целью повысить привлекательность товара;

Приоритет элементов концепции маркетинга на этапе:

  1. Сервис;
  2. Цена;
  3. Качество;
  4. Реклама;

Преимущественные типы потребителей:

Основные потребители – «скептики» или «запоздалое большинство». Они обеспечивают массовый сбыт на стадии насыщения (составляют порядка 30-40% числа конечных потребителей.

 

Этап спада

Продажи большинства товаров и торговых марок постепенно падают. Падение может быть медленным или быстрым. Продажи могут упасть до нуля, или сильно снизиться, оставаясь на этом уровне в течение многих лет. Это – этап упадка.

Продажи падают по многим причинам, включая технический прогресс, изменения вкусов потребителей и рост конкуренции. При падении продаж и прибыли некоторые фирмы уходят с рынка. Оставшиеся могут сузить рынок товара. Они могут покинуть меньшие сегменты рынка и второстепенные каналы сбыта или сократить бюджет стимулирования сбыта, уменьшив за счет этого цены.

Поддержка слабого товара может оказаться для фирмы чересчур дорогостоящей, и не только в отношении прибыли. Существует множество скрытых расходов. Слабый товар может отнимать слишком много времени у руководства. Он нередко требует частой корректировки цен и переучета складских запасов. Он требует рекламы и внимания торгового персонала, которые лучше было бы использовать для увеличения прибыльности «здоровых» товаров. Ухудшившаяся репутация товара может вызвать сомнения покупателей в фирме в целом и в остальных ее товарах. Наибольшие расходы могут оказаться впереди. Поддержка слабых товаров вызывает задержку с поиском их замены, создает однобокий ассортимент товаров, вредит текущим прибылям и ослабляет устойчивость фирмы.

По этим причинам фирмам необходимо больше внимания обращать на свои стареющие товары. Первой задачей фирмы является выявление товаров, перешедших на этап упадка, посредством регулярного анализа тенденций продаж, доли рынка, издержек и прибыли. Затем руководство в отношении каждого товара, находящегося в стадии упадка, должно решить, поддерживать ли его, «собрать последний урожай», или поставить на нем крест.

Руководство может решить поддерживать свою торговую марку, не изменяя ее, в надежде, что конкуренты оставят эту отрасль. Руководство может решить репозиционировать торговую марку, надеясь вновь переместить ее на стадию роста жизненного цикла товара.

Руководство может решить сократить всевозможные издержки (производство и оборудование, поддержка, исследования и разработка, реклама, торговый персонал) и надеяться, что продажи поднимутся сами собой. В случае успеха это на короткий период времени увеличит прибыль. Руководство может также решить прекратить выпуск товара. Оно может продать его другой фирме или просто избавиться от него, распродав имущество по цене возможной реализации. Если фирма собирается найти покупателя, ей не следует выжимать из товара последние соки.

Цель фирмы – вернуть утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт.

Задачи маркетинга на данном этапе:

На данном этапе резко уменьшается эффективность маркетинговой деятельности, расход средств не целесообразен и не дает отдачи. Возможные причины спада:

  • новые достижения в технологии (моральное старение);
  • изменение вкусов потребителей;
  • обострение конкуренции;

Пути выхода:

  • снижение цен;
  • придание товару рыночной новизны;
  • поиск новых сфер использования товара и новых рынков;
  • снятие старых товаров с производства (возможен резкий выход с рынка);
  • сокращение маркетинговой программы;
  • переход к выпуску и продвижению нового перспективного товара;

Приоритет элементов концепции маркетинга на этапе:

  1. Реклама нового потребления;
  2. Цена;
  3. Сервис;
  4. Качество;

Преимущественные типы потребителей:

Основные потребители – «консерваторы» – убежденные противники нового (составляют от 15 до 20% числа конечных потребителей), а также пожилые люди и люди с низкими доходами.4

 

1.3. Способы стимулирования  потребителя

 

Как уже было написано выше, прежде чем приступать к разработке плана мероприятий по стимулированию сбыта, надо определить, на какой фазе жцт находится  товар. Это и будет являться главным ориентиром при выборе промо-инструментов. Каждый этап предполагает использование различных, подходящих этому этапу, инструментов (см. Приложение, табл. 1,2,3).

Информация о работе Анализ стимулирования потребителей