Анкетирование в системе маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:01, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение анкетирования в системе маркетинговых исследований.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
определение маркетинговых исследований: сущность, направления, этапы проведения;
анализ анкеты в системе маркетинговых исследований: понятие анкеты и ее структура;
разработка анкеты;
выявление основных ошибок при составлении анкет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Теоретические аспекты анкетирования в системе маркетинговых исследований………………………………………………………………………4
Маркетинговые исследования: сущность, направления, этапы проведения……………………………………………………………………….4
Анкета в системе маркетинговых исследований: понятие анкеты и ее структура……………………………………………………………………..9
Методологические аспекты анкетирования в системе маркетинговых исследований…………………………………………………..16
Разработка анкеты………………………………………………….16
Основные ошибки при составлении анкет……………………….24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

На втором этапе при сборе  первичных данных (информации, собранной  впервые для какой-то конкретной цели) выбирают метод исследования. Остановимся на опросе, так как  анкетирование является одним из основных инструментов именно данного  метода маркетингового исследования.

Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью.

Опросы можно разделить:

  • по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
  • по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
  • по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);
  • по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
  • по частоте опроса (одноразовый или многоразовый опрос).

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно  закрытые вопросы, ответ на которые  заключается в выборе одного из приведенных  вариантов.

Вопросы подразделяются следующим образом:

  • да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
  • альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
  • ранжирование объектов сравнения, например, автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
  • шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

Разные виды вопросов задают различные  уровни шкал, которые можно применить  в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.

При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и  возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.

Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с  опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.

Вопросы, которые могут вызвать  неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить не в прямой, а в косвенной форме, например: вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?»  можно задать вопрос «Кто в вашей  семье имеет автомобиль?». При  исследовании реальных мотивов и  мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную  реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и  представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «лето» и так далее (словесная ассоциация). Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые...». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.

В исследовании маркетинга чаще всего  употребляется устный опрос, или  интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном  интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит  от лица, проводящего интервью. С  одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние  интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.

Преимущества свободного опроса (имеется  только тема и цель; конкретной схемы  нет):

  • возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
  • возможно получение добавочной информации.

Недостатки подобных опросов:

  • трудно протоколировать ответы;
  • плохая сравнимость результатов;
  • трудность в обработке данных, высокие затраты.

При сборе первичных данных у  исследователей маркетинга есть выбор  из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.

Различают следующие виды анкетирования:

  1. По способу общения между исследователем и опрашиваемыми:
  • прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
  • почтовый: анкеты рассылают по почте;
  • раздаточный: личное вручение и сбор анкет у респондентов;
  • публикация анкет в Интернете.

Прессовый, почтовый и опрос в  Интернете являются заочными. При  таком анкетировании нет непосредственного контакта анкетера с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.

Почтовый опрос является одним из самых неэффективных видов, однако при правильной его организации, можно значительно повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и так далее.

  1. По месту проведения:
  • по месту жительства;
  • по месту работы;
  • по месту учёбы.

В последних двух случаях анкетирование  может быть групповым (или аудиторным).

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

  1. По полноте охвата:
  • сплошное: опрос всех представителей выборки;
  • выборочное: опрос части выборки.

Анкетирование имеет как достоинства (высокая оперативность получения  информации; жесткая регламентация  процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты; анонимность респондентов повышает объективность и искренность  получаемых ответов; возможность организации  массовых обследований и сбора большого объёма данных; сравнительно малая  трудоёмкость процедур подготовки и  проведения исследований, обработки  их результатов; отсутствие влияния  опрашивающего на работу респондентов; невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих), так и недостатки (отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; невозможность контроля корректности понимания респондентом формулировок вопросов и ответов, а также получения респондентом пояснений в случае недопонимания; невозможность гарантировать точное выполнение инструкций респондентом (в частности, соблюдение порядка ответа на вопросы); возможное влияние формулировок вопросов и ответов на выбор респондента; при заочном анкетировании невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без влияния других лиц). Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Анкетирование на современном этапе  применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд, но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области  маркетинга сходятся во мнении, что  экспертный метод даёт возможность  получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области  маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания  информации. Апробация методики, в  которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов.

Таким образом, анкета – это ряд  вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Она является ключевым инструментом при проведении маркетинговых  исследований предприятием. При составлении  анкет маркетолог должен тщательно  продумать насколько велик будет вклад ответа на сформулированный вопрос для последующих действий производителя. Анкеты составляются с целью получить ответы на самые различные вопросы, которые в зависимости от целей исследования структурируются и принимают узкую направленность. С целью повысить скорость и простоту обработки полученной информации в анкетах широко применяют закрытые вопросы, не смотря на то, что открытые вопросы позволяют получить больше полезной информации для маркетолога, организации-заказчика.

Также из вышеизложенного следует, что классификация анкет, используемых в маркетинге весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет, что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты.

В последнее время сфера использования  анкет расширилась: если раньше при  их помощи изучалось потребительское  поведение, то в настоящее время  к ним прибегают, чтобы отслеживать  мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждым годом появляются новые методики составления анкет и проведения анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарами, а, следовательно, потребитель стремится их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, так как она быстро устраивает и теряет свою ценностью для исследователя.

 

 

 

  1. Методологические аспекты анкетирования в системе маркетинговых исследований
    1. Разработка анкеты

Маркетинговая деятельность на практике реализуется путем выполнения функций маркетинга - исследование рынка, сегментирование рынка и выбор целевых сегментов рынка, позиционирование товара, разработка эффективного товарного ассортимента, выведение на рынок новых товаров, осуществление гибкой ценовой политики, выбор эффективных каналов сбыта и организация сбытовой деятельности, осуществление эффективной коммуникационной деятельности.

В основе методологического подхода  к оценке эффективности маркетинговых  исследований на основе анкетирования  должен лежать ответ на такие вопросы, как: для каких целей разрабатывается анкета; как могут быть использованы результаты маркетинговых исследований; для кого данное исследование необходимо?

Основным методом оценки эффективности  маркетинговых исследований на основе анкетирования является метод экспертных оценок. Маркетолог и менеджеры компании ранжируют методы получения информации по эффективности.

Под эффективностью в данном случае понимается:

  • достижение поставленных предприятием целей при помощи маркетинговых исследований на основе анкетирования;
  • влияние роста затрат на маркетинговые исследования на основе анкетирования клиентом на повышение эффективности ведения бизнеса;
  • изменение рыночного положения клиента при помощи маркетинговых исследований.

В результате проведения такого рода анализа выяснилось, что проведение маркетинговых исследований методом  анкетирования является одним из самых эффективных.

Это объясняется тем, что:

  • благодаря тому, что анкетирование является анонимным и опрашиваемый слабо контактирует с интервьюером, позволяет собрать более точную и неискажённую информацию: большинство опрашиваемых в ходе короткой беседы после анкетирования признались, что часть сведений утаили бы, если бы организация проводила опрос своими силами, а не привлекла к исследованию стороннюю организацию;
  • благодаря своей простоте позволяет быстро собрать достаточно большой объём информации. Именно оперативность является решающим фактором в выборе метода исследования;
  • так как анкетирование является одним из наиболее дешёвых методов сбора информации, его предпочитают более 80% клиентов компании.

Для сбора данных разрабатываются  анкеты (вопросники). Информация для  их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя. Измеряются характеристики некоторых объектов (потребители, марки продуктов, магазины, реклама и т.п.). Как только была определена некоторая характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен по данной характеристике. Легче измеряются объективные свойства (возраст, доход, количество выпитого пива и т.п.), чем субъективные свойства (чувства, вкусы, привычки, отношения и т.п.). В последнем случае респондент должен перевести свои оценки на шкалу плотности (на некоторую числовую систему), которую должен разработать исследователь.

Информация о работе Анкетирование в системе маркетинговых исследований