Ассортимент товара на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель настоящей работы - исследование и анализ организации и технологии розничной торговли продовольственными товарами.

Содержание

Введение
1. Задачи организации торгового обслуживания населения на современном этапе.
2. Устройство и оборудование магазинов по продаже продовольственных товаров.
3. Формирование ассортимента товаров в магазине.
4. Особенности организации продажи продовольственных товаров.
4.1. Приемка продовольственных товаров.
4.2. Подготовка к продаже продовольственных товаров.
4.3. Размещение и выкладка продовольственных товаров.
5. Методы продажи продовольственных товаров.
5.1. Правила продажи отдельных групп продовольственных товаров.
6. Реклама и стимулирование продаж продовольственных товаров в магазине.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. ОТТ гл.docx

— 83.66 Кб (Скачать файл)

    В заявке указывается:

• наименование товаров и краткая характеристика;

• единица измерения;

• количество товаров к завозу;

• остаток единиц товаров в магазине;

• отметка об исполнении заявки.

    В первую очередь  в заявку включают те товары, которые предусмотрены ассортиментным  перечнем, но отсутствуют в продаже,  затем записывают те товары, запасы  которых необходимо пополнить.       Заведующая магазином обычно подает заявки поставщикам по телефону. 

4. Особенности  организации продажи продовольственных товаров в магазинах.

Информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров должна содержать:

  • наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
  • сведения о пищевой ценности, весе или объеме;
  • назначение и условие применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
  • способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
  • условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
  • дату изготовления и дату упаковки товара;

    По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов.     Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.    При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.              Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.    Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.             По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде.         В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов. 
 Данный торговый объект производит продажу сопутствующих товаров, производит прием стеклотары.  А так же в данном торговом предприятии предусмотрены различные услуги для покупателей, это как упаковка товара, нарезка различных мясных и гастрономических товаров, разогрев продуктов, и разлив напитков (квас, пиво) в тару потребителя.           Технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведения товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания.         Технологический процесс в магазине условно подразделяют на основные и вспомогательные операции.           Основные связаны с продажей товаров и обслуживанием покупателей.   К ним относят:

- выявление;

- формирование ассортимента  товаров;

- размещение и выкладка  товаров в торговом зале;

- отпуск товаров;

- расчет за товары;

- упаковка покупки;

- оказание дополнительных  услуг.

    Вспомогательные:

- приемка товаров по  количеству и качеству;

- расфасовка;

- доставка на хранение;

- подготовка товаров к  продаже;

- доставка в торговый  зал;

- организация хранения  и сдачи тары;

- проверка правильности  заполнения ТТН;

- проверка сертификата  качества на товар.

     При поступлении товара в магазин приемку по количеству и качеству осуществляют сами продавцы на складе.    Количество пересчитывают при водителе-экспедиторе, сверяют с ТТН.          После чего ставится печать в ТТН. Два экземпляра остается в магазине, а два экземпляра водитель забирает с собой.  При приемке колбасных изделий продавец перевешивает их и сверяет вес по накладной.       Вина отечественных производителей сверяют, совпадает ли дата разлива с накладной, а у вин импортных производителей сверяют номера с сертификатом соответствия.            Вместе с ТТН на товар дается качественное удостоверение, которое подтверждает качество и безопасность данного товара.        Весь товар хранится в магазине на складе. При размещении товара учитываются физико-химические свойства товаров, соблюдаются правила товарного соседства. Товар размещен на поддонах. За каждой группой товаров закреплено определенное место. Товары повседневного спроса хранятся в холодильнике. Если это товары не скоропортящиеся, то следят за сроками.   Товары размещают на расстоянии 10-15 см от стен, 1 м от отопительных приборов, 50 см от света, 20 см от пола. При хранении товара температура воздуха должна быть постоянной и равномерной, влажность воздуха – оптимальной.            В процессе хранения за товарами наблюдаются необходимые санитарно-гигиенические условия. Периодически помещения проветривают, товар пересчитывают, перекладывают. Например, мука – чтобы не образовались комки.     Также при хранении и реализации товаров возникают товарные потери, а именно:

- естественная убыль;

- активируемые потери.

     Расчет естественной убыли по каждому товару проводится отдельно. Нормы естественной убыли применяют в магазине, когда при инвентаризации обнаружена недостача. Естественная убыль может образоваться при попадании прямых солнечных лучей, при усушке, утруске товаров.         Активируемые потери в результате небрежного отношения с товаром, неправильного хранения (бой, лом, порча). В случаях боя, лома, порчи потери списываются по акту за счет виновных.        Некоторые товары поступают в магазин в нерасфасованом виде. При его расфасовке продавцы используют специальный инвентарь и упаковочный материал.  Немаловажное значение в магазине имеет выкладка товаров. Соблюдается товарное соседство.           В близи узла расчета размещены мелкие продовольственные товары (вафли, жевательные резинки, леденцы и другие мелкие товары).    Колбасные изделия выкладывают в охлаждающих витринах в несколько рядов.  Хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия (карамель, конфеты, печенье, шоколад) выкладывают на пристенных горках.       Масло, сыр, молоко и молочную продукцию выкладывают в несколько рядов, стопками.            В магазине используется многооборотная тара, а именно: деревянные лотки, пластмассовые ящики, стеклянная тара.       Магазин осуществляет прием стеклянной тары от населения в обмен на товары. При поступлении хлебобулочных изделий, лотки возвращаются сразу водителю-экспедитору. Продавец заполняет ТТН по возврату тары.    На тару наносится маркировка, несмываемой краской или выжигается, либо путем наклейки ярлыков-этикеток.           На деревянную и картонную тару наносится маркировка в виде дроби, с указанием № ГОСТа, индексом и порядковым номером по прейскуранту.    Маркировка стеклянной тары наносится на внешней поверхности дна.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Приемка продовольственных  товаров в магазине.

     Приемка товара по количеству и качеству производится в соответствии с обязательными требованиями нормативно-технической документации и другими обязательными правилами.         Приемка товара также осуществляется в соответствии с данными, указанными в маркировке и сопроводительных, транспортных документах, удостоверяющих количество и качество поставляемого товара, а также в соответствии с условиями договора.   Приемка товара по количеству и качеству, как правило, должна производиться непрерывно. При получении больших партий товара и необходимости длительной его проверки либо по иным уважительным причинам покупатель может допустить перерыв в приемке, обеспечив при этом сохранность и недопущение смешения этого товара с другим однородным товаром. При этом приемка товара по количеству и качеству должна быть произведена в сроки, установленные настоящим Положением о приемке товаров по количеству и качеству.          В случае выявления недостачи товара или его ненадлежащего качества, при необходимости составления двустороннего акта, вызов представителя поставщика является обязательным, за исключением случаев, указанных в настоящем Положении.  В уведомлении о вызове представителя поставщика указывается: наименование товара, дата его отгрузки, номера товарно-транспортных или приемо-сдаточных документов; количество недостающего товара и его стоимость; состояние пломб; основные недостатки, обнаруженные в товаре, количество некачественного товара; время, на которое назначена совместная двусторонняя приемка товара по количеству и качеству (в пределах установленных настоящим Положением или договором сроков).  Уведомление о вызове представителя поставщика должно быть передан ему по любому средству срочной связи не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара - немедленно после обнаружения недостачи, несоответствия качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям, если другие сроки не установлены законодательством или договором.      Представитель поставщика, находящегося в этом же населенном пункте, обязан явиться по вызову покупателя не позднее следующего дня, а по скоропортящемуся товару - не позднее 4 часов после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки.  Поставщика находящиеся в другом населенном пункте обязаны явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова от покупателя. Представитель поставщика, находящегося вне пределов населенного пункта покупателя, обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен законодательством или договором.           Поставщик может уполномочить на участие в приемке покупателем товара юридическое или физическое лицо, находящееся в месте получения товара. В этом случае удостоверение или доверенность представителю выдается лицом, выделившим его, либо самим продавцом. Если удостоверение или доверенность выдаются не самим продавцом, то в удостоверении или доверенности должна быть сделана ссылка на документ, которым продавец уполномочил данное лицо выделять представителей для участия в приемке товара.           Представитель продавца должен иметь разовое удостоверение или доверенность на право участия в приемке товара по количеству и качеству, поступившего покупателю. Удостоверение (доверенность) подписывается в установленном порядке.    При неявке представителя продавца по вызову покупателя в установленный срок, а также при неполучении ответа на вызов (пункт 15 настоящего Положения) и в случаях, когда вызов представителя продавца не является обязательным, проверка количества товара производится с участием компетентного представителя (представителей) иного юридического лица, государственного контролирующего органа, выделенного по договоренности с руководителем (заместителем руководителя) этого юридического лица или органа, а проверка качества товара - с участием представителя (представителей) органов, осуществляющих государственный контроль качества товара (центры гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения, центры стандартизации и метрологии Государственного комитета по стандартизации), а также органов сертификации товаров, испытательных центров и лабораторий, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации.            При отсутствии иного юридического лица в месте нахождения покупателя, при его отказе, а также при отказе государственного контролирующего органа выделить представителя или его неявке проверка производится с участием компетентного представителя местного органа управления или самоуправления, выделенного с согласия этого органа.  При неявке представителя приемка товара по количеству осуществляется с участием компетентного представителя общественности юридического лица - покупателя, назначенного его руководителем из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета этого юридического лица. Срок полномочий представителей общественности не может превышать срок полномочий данного профсоюзного комитета.     В случае отсутствия профсоюзных организаций у покупателя приемка товара по количеству и качеству осуществляется покупателем самостоятельно.     Приемка товара может быть осуществлена односторонне покупателем также и в случае, если продавец дал согласие на одностороннюю приемку товара покупателем без участия представителей.          Один и тот же представитель иного юридического лица, а также представитель общественности, может участвовать в приемке товара у данного покупателя не более двух раз в месяц.             В случаях, когда продавец и покупатель подведомственны одному министерству или другому центральному органу управления проверка количества товара может производиться с участием постоянного представителя, назначаемого решением этого министерства или другого центрального органа управления. Постоянный представитель может участвовать в приемке товаров и в других случаях, предусмотренных договором. Представители, выделяемые в соответствии с настоящим пунктом для участия в приемке товара, не вправе получать вознаграждение за участие в такой приемке от покупателя.           Представители, выделяемые для участия в приемке, обязаны иметь надлежаще оформленное и заверенное печатью юридического лица, в том числе государственного органа, разовое удостоверение за подписью руководителя юридического лица (органа) или его заместителя.             Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии товара. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц, квартал и др.) не допускается.            Для приемки товара в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии товара.   Удостоверение, выданное с нарушением требований настоящего Положения, является недействительным.   Для участия в приемке товара должны направляться лица, компетентные в вопросах определения количества, качества и комплектности подлежащего приемке товара.              Покупатель не вправе уполномочивать на проведение приемки товара по количеству и качеству: материально ответственных работников и подчиненных им лиц; работников, осуществляющих приемку, учет, хранение и отпуск материальных ценностей (бухгалтеров, товароведов и др.); работников юридической службы.     Указанные лица, а также заместитель руководителя юридического лица могут осуществлять приемку товара по количеству и качеству, если численность работников данного юридического лица недостаточна для привлечения к приемке других работников. Руководитель юридического лица не имеет права принимать участие в приемке товара.             Предприниматель без образования юридического лица может уполномочить на осуществление приемки товара других лиц в соответствии с требованиями настоящего Положения.             Должностные лица, участвующие в приемке товара по количеству и качеству, должны быть ознакомлены с настоящим Положением, Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, соответствующей нормативно-технической документацией и договором, на основании которого произведена поставка этого товара.    Лица, осуществляющие приемку товара по количеству и качеству, обязаны строго соблюдать правила приемки товара и удостоверять своей подписью только факты, установленные с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, не допускается.       Покупателем может быть произведена в соответствии с законодательством, нормативно-технической документацией или договором выборочная проверка количества и качества товара или его части с распространением результатов проверки на всю партию товара.            При этом партией товара считается товар, оформленный при отправке или передаче (отпуске) в адрес покупателя единым транспортным или сопроводительным документом вне зависимости от количества тарных мест и транспортных средств, необходимых для его доставки.

    Приемка импортного  товара по количеству и качеству  производится на условиях, предусмотренных  внешнеторговым договором.       Настоящее Положение применяется покупателями при приемке импортного товара по количеству и качеству в случае, если это предусмотрено внешнеторговым либо межгосударственным (межправительственным) договором.      В отдельных случаях, указанных в законодательстве, либо в нормативно-технической документации, либо в договоре, покупатель одновременно с приемкой товара производит приемку возвратной тары.       Покупатель, переотправляющий товар в таре или упаковке продавца, обязан хранить товар, а также тару и упаковку, обеспечивая их сохранность и качество.   В данном магазине к приемке товара допускаются только материально ответственные лица (продавцы). Приемка товаров осуществляется на специально оборудованной рампе. Приемка товара проводиться путем пересчёта, взвешивания, и сличение фактического наличия с количеством указанным в сопроводительных документах (ТН, ТТН). На установленные расхождения, составляется акт приемке товара по количеству и качеству.         

 

4.2. Подготовка к продаже продовольственных товаров.

Подготовка товаров к  продаже заключается в их распаковке; сортировке; проверке соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке; облагораживание товаров; фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка товаров в специальную тару для подачи в торговый зал; комплектование подарочных наборов; заполнение и прикрепление ярлыков цен.       Подготовка товаров к продаже производится в небольших магазинах продавцами, а в крупных магазинах — специальными работниками. Готовят товары к продаже в подсобных помещениях с помощью необходимого оборудования и инвентаря. Продовольственные товары фасуют в бумажные, целлофановые и полиэтиленовые пакеты, капроновые сетки (овощи, фрукты). Дозы фасуемых товаров определяются с учетом покупательского спроса. 
 В данном торговом предприятии иметься специальное помещение для фасовки товаров (сахар, кондитерские изделия, нарезки сыра, мясных товаров и других) и подготовке их к продаже.           Хлеб и хлебные изделия выкладываются в шкафах и горках в достаточном количестве. Хлеб размещается так, чтобы покупатели имели возможность отбирать его, не касаясь руками соседних с ним изделий. Отбор хлеба должен производиться только специальными вилками. Ярлыки цен крепятся к оборудованию, на котором размещены хлебобулочные изделия.         Плодоовощные товары подают в торговый зал в расфасованном виде. Картофель и овощи перед фасовкой сортируют, удаляют испорченные клубни.     Молочные продукты подают в торговый зал подготовленными к продаже. Масло и маргарин освобождают от тары и пергамента и зачищают со всех сторон от пожелтевшего слоя. Монолит масла и маргарина предварительно нарезают с использованием специальных разметчиков. Молочные продукты фасуются в объеме потребности одного дня торговли.            Мясо и мясопродукты подготавливают к продаже в подсобных помещениях. Мясо разделывается на сортовые отруба в соответствии с установленными схемами. Колбасные изделия и копчености освобождаются от увязочного шпагата, протираются, зачищаются заветренные срезы.          Кондитерские изделия в магазинах самообслуживания фасуются в целлофановые или полиэтиленовые пакеты. Торты и пирожные с кремовой и фруктовой отделкой размещают в охлаждаемых витринах и шкафах. Пирожные, рулеты, кексы выставляют в фабричных лотках, снабжая их специальными щипцами или лопатками.

 

 

4.3. Размещение и выкладка продовольственных товаров в магазине.

Размещение товаров –  это оптимальное распределение  ассортимента по всей площади торгового  зала с учетом отдельных вакторов.

Факторы, влияющие на размещение:

  • частота спроса на отдельные товары;
  • размеры продаваемых товаров;
  • широта внутригруппового ассортимента;
  • затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;
  • психология покупателей.

    Товары размещают по товарно-отраслевому принципу, когда в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных  покупателей.            За каждым товаром следует закреплять постоянное место, покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы.        Товары, размещаемые в торговом зале, в зависимости от назначения делят на: рабочий; выставочный; резервные запасы.         К рабочему запасу относят товары, предназначенные для отпуска покупателям. В магазинах с индивидуальной формой продажи рабочий запас товаров размещают на оборудовании рабочего места продавца и большая часть его скрыта от покупателей. В магазинах самообслуживания рабочий запас выложен на оборудовании открыто и покупатели имеют к нему свободный доступ. При торговле по образцам рабочий запас, подготовленный к подаче в торговый зал, находится в помещениях для хранения.    Выставочный запас предназначен для информации покупателей об ассортименте имеющихся в продаже товаров. При индивидуальной форме продажи выставочный запас размещают в витринах и на верхних полках пристенного оборудования. В магазинах самообслуживания рабочий запас одновременно является и выставочным. При торговле по образцам выставочным запасом являются выставленные в торговом зале образцы товаров.

    В магазинах самообслуживания при размещении товаров необходимо соблюдать следующие правила:

  1. В непосредственной близости от входа размещают товары частого спроса;
  2. С правой стороны, учитывая привычку покупателей к правостороннему движению, размещают товары, объем продажи которых хотят увеличить, а с левой стороны (в направлении к выходу) — товары повышенного спроса. В середине торгового зала размещают товары достаточного ассортимента.       Выкладкой товаров называют способы показа и укладки отдельных видов товаров, посредством которых показывают свойства, цвет, форму и т. п. как каждого вида, так и всего ассортимента предлагаемых товаров. Выкладка может быть товарной и декоративной. Товарную выкладку применяют при самообслуживании для одновременного показа и отпуска товаров. При декоративной выкладке товары располагают в наиболее выгодном для привлечения внимания покупателей положении. Ее применяют только в рекламных целях.  При размещении и выкладке товаров большое значение имеют зоны, в которых расположены полки оборудования. Для осмотра товаров наиболее удобной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя (135—160 см от уровня пола). Полки, находящиеся ниже и выше этих пределов, менее удобны для осмотра.           Применение того или иного приема выкладки зависит от формы продажи, расцветки, рисунка и других особенностей товара. Нельзя применять декоративную выкладку товаров, предназначенных для самостоятельного отбора, так как покупатели, опасаясь нарушить выкладку, неохотно отбирают такие товары.

Информация о работе Ассортимент товара на предприятии