Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа
Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется постепенным выходом из затянувшегося кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов, самим искать источники финансирования, опираясь на местные ресурсы Владимирской области.
Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем
влияния туризма как вида экономической деятельности на
региональное развитие 6
Особенности экономического и социального туризма,
понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»
Методология оценки туристского влияния, особенности
казуальной методологии
Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Практическая часть
PEST анализ
SWOT-анализ
Анализ конкурентоспособности территорий
Заключение
Библиографический список
В Федеральном законе
«Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» от 24.11.1996 г.
№ 132-ФЗ сказано: «туризм социальный
– туризм, полностью или частично
осуществляемый за счет бюджетных средств,
средств государственных
Во Владимирской области так же реализуются программы социального туризма. В рамках поддержки развития социального туризма департаментом в 2011 году проведены благотворительные туры для воспитанников детских домов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Александровского, Гусь-Хрустального, Ковровского, Собинского районов, округа Муром. Организованы также благотворительные туры для ветеранов войны и труда г. Владимира, Александровского и Собинского районов и объединенный благотворительный тур для ветеранов спорта и физической культуры. Проведены соревнования по адаптивному туризму.
Теперь разберем понятия «прямого эффекта» и «косвенного эффекта» в туризме.
Экономические факторы связаны с развитием мировой экономики, в которой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению производства услуг по сравнению с производством товаров и, как следствие, увеличение доли потребления услуг. Сюда также относится ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях, увеличение доходов населения.
При анализе значения туризма выделяют его прямое и косвенное влияние на экономику страны. Совокупный вклад в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад (воздействие).
Прямое влияние
туризма на экономику - это результаты
расходов туриста на покупку услуг
и товаров туризма. Предприятия,
к которым непосредственно
Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая этим новый виток экономической активности.
Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство турпродукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в инфраструктуре.
казуальной методологии
Самым простым способом
прогнозирования рыночной ситуации
является экстраполяция, т.е. распространение
тенденций, сложившихся в прошлом,
на будущее. Сложившиеся объективные
тенденции изменения
Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:
Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе.
Вторая и третья группы методов основаны на анализе количественных показателей, но они существенно отличаются друг от друга.
Методы анализа и прогнозирования динамических рядов связаны с исследованием изолированных друг от друга показателей.
Более подробно рассмотрим казуальный метод.
В основе казуальных
методов лежит попытка найти
факторы, определяющие поведение прогнозируемого
показателя. Поиск этих факторов приводит
собственно к экономико-математическому
моделированию — построению модели
поведения экономического объекта,
учитывающей развитие взаимосвязанных
явлений и процессов. Следует
отметить, что применение многофакторного
прогнозирования требует
Таким образом, выделим определения:
Казуальные исследования ( casual research) – исследования, выявляющие причинно-следственные связи между признаками.
Казуальные методы (casual methods) – методы прогнозирования, в основе которых лежит попытка найти факторы, определяющие изменение прогнозируемого показателя. К числу казуальных методов относятся корреляционно -регрессионный анализ, метод ведущих индикаторов, обследования намерений потребителей и др.
Метод ведущих индикаторов (leading indicators method) – казуальный метод, основанный на показателях, изменяющихся в том же направлении, что и исследуемый показатель, но опережающих его во времени.
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Чтобы определить значение, для начала рассмотрим определения этих понятий.
Эффект мультипликатора - влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта.
Мультипликативный эффект туризма - его способность благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития многих удовлетворяющих этот спрос производств на территориях, посещаемых туристами. Имеются в виду не только те организации, существование которых обусловлено работой непосредственно с туристами (туроператоры, турагенты), но и средства размещения, организации общественного питания, средства транспорта, музеи, театры, иные объекты туристского показа, т.е. организации, которые в той или иной степени участвуют в обслуживании туристов.
Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.
Мультипликатор туризма - это отношение отклонения одного из ключевых экономических показателей (производства - занятости, дохода) к изменению расходов туристов.
Существует коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.
Расходы туристов,
в первую очередь, идут на туристские
предприятия, непосредственно обслуживающие
туристов. Далее эти деньги тратят
фирмы. Часть денег уходит из экономического
оборота на оплату импорт товаров
и напитков, потребляемых туристами,
или на оплату услуг, предлагаемых туристскими
предприятиями, находящимися за пределами
данной местности. Деньги, потраченные
туристами на эти виды продуктов
и услуг, в дальнейшем не играют роли
в генерировании экономической
деятельности. Поэтому количество денег,
активно циркулирующих в
Математически мультипликатор выражается формулой:
К = 1 / (1 - МРС),
где МРС - предельная склонность к потреблению, 1 - МРС - предельная склонность к накоплению.
При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.
Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства за счет увеличения расходов туристов.
Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор
занятости характеризует
Туризм - это многопродуктивная индустрия, связанная с большим числом секторов в экономике и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.
Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода является более ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведена продукция или ее оборот.
Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Особенностью туризма является то, что турпродукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в ней. Потребитель турпродукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего турпродукта.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны.
Экономический эффект
от развития туризма в регионе
проявляется прежде всего в создании
дополнительных рабочих мест в туриндустрии,
повышении занятости населения,
в стимулировании развития слабых в
экономическом отношении
2. Практическая часть
2.1. PEST анализ
PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) факторов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию развития. Является инструментом комплексного макроэкономического анализа окружающей среды и степени доступности ресурсов. Проведем PEST анализ Владимирской области.
Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области