Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа
Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется постепенным выходом из затянувшегося кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов, самим искать источники финансирования, опираясь на местные ресурсы Владимирской области.
Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем
влияния туризма как вида экономической деятельности на
региональное развитие 6
Особенности экономического и социального туризма,
понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»
Методология оценки туристского влияния, особенности
казуальной методологии
Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Практическая часть
PEST анализ
SWOT-анализ
Анализ конкурентоспособности территорий
Заключение
Библиографический список
Таблица 2.2.2.
SWOT-анализ кадровых
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
- Есть образовательные учреждения, где разработаны специальные программы по подготовке специалистов. - Есть производственная база для прохождения практики для будущих специалистов. |
- Недостаточно высокий уровень подготовки специалистов всех уровней, особенно управленческого звена (уровень подготовки ниже среднеевропейского). |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
- Есть возможность создания новых рабочих мест. - Есть возможность привлечения внешних управленческих кадров из крупных туристических компаний г. Москвы. |
-При слабом развитии образовательной базы по подготовке специалистов при дальнейшем развитии туристического сектора уровень (качество) предоставления услуг будет оставаться низким. |
Таблица 2.2.3.
SWOT-анализ возможностей
и ограничений органов
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
- Высокая доходность работающих
предприятий на базе растущего |
- Необходимость льготного налогообложения до выхода туристических и рекреационных предприятий на проектный уровень. |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
- Есть возможность значительного увеличения доходной части бюджета в случае успешного развития данной сферы.- В случае успешного развития данной сферы, есть возможность увеличения доходной части бюджета в смежных сферах (сфера услуг, торговля, здравоохранение) на основе синергетического эффекта. |
- Угроза размещения объектов туристической инфраструктуры на территории регионов-соседей, развивающих аналогичное направление (проект "Золотое кольцо России") и как следствие упущенная выгода по увеличению налоговых и других платежей. |
Таблица 2.2.4.
SWOT-анализ возможностей
и ограничений по привлечению
внешних инвестиций в сферу
туризма и рекреации во
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
- Высокая доходность работающих - Существующая успешная практика привлечения иностранных инвестиций в сферу туризма и рекреации. |
- Долгий срок окупаемости объектов туристический инфраструктуры. - Нет "комплексности" развития
объектов туристической инфраструктуры
бизнесом (реализация единичных, не связанных
друг с другом проектов). - Неготовность
бизнеса к модернизации объектов, имеющих
длительный срок окупаемости. - Необходимость постоянного
инвестирования в поддержание объектов
туристического показа (памятники архитектуры). - Нет системы государственного
стимулирования развития туризма и
рекреации. |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
-Возможность совместного использования объектов туристического показа (памятников архитектуры) государством совместно с бизнесом на базе создания объектов туристической инфраструктуры (гостиницы) за счет привлечения внешних инвестиций. - Возможность комплексного развития туризма и рекреации, ориентированного на развитие не только культурно-исторического, но и лечебно-оздоровительного туризма. |
- Угроза размещения объектов туристической инфраструктуры на территории регионов-соседей, развивающих аналогичное направление (проект "Золотое кольцо России") и как следствие упущенная выгода для перспективных инвесторов. - Угроза снижения доходов в смежных областях (услуги, торговля). |
Таблица 2.2.5.
SWOT-анализ организационных
возможностей и ограничений
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
- Стратегическая инициатива исполнительной власти по реализации проекта "Малое Золотое кольцо" в регионе. - Наличие перспективных объектов туристического показа, а также природно-рекреационных ресурсов, которые могут быть использованы для развития данной сферы. |
Фактическое отсутствие поддержки со стороны федеральных органов власти данной сферы, т.ч. проекта "Золотое Кольцо России". - Отсутствие полноценной НПБ на региональном уровне по стимулированию развития туризма и рекреации. |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
- Возможность формирования полноценной нормативно-правовой базы в данной области, создания жизнеспособной системы взаимодействия бизнеса и власти на примере реализации проекта "Малое Золотое кольцо". - Возможность выделения земель для строительства объектов туристической инфраструктуры. |
- Угроза утраты преимущества по развитию рынка туристических услуг и размещение объектов туристической инфраструктуры на территории регионов-соседей, развивающих аналогичное направление (проект "Золотое кольцо России"). |
Таблица 2.2.6.
SWOT-анализ возможностей выстраивания взаимодействия органов государственного управления с бизнес и общественными субъектами сферы туризма и рекреации на территории Владимирской области
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
- Желание бизнеса развивать систему сотрудничества с властью на основе ГЧП на базе совместной реализации проекта "Малое Золотое кольцо". |
- Отсутствие опыта - Отсутствие сотрудничества
между органами |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
- Возможность объединения ресурсов частных и государственных компаний в для совместного развития туристической инфраструктуры. - Возможность лоббирования
проекта "Золотое Кольцо России"
на федеральном
и межрегиональном уровне. - Возможность налаживания сотрудничества между органами государственной власти регионов, на территории которых располагаются объекты "Золотого Кольца России". |
- Отсутствие взаимодействия власти и бизнеса не позволит создать условия для полноценного развития туризма и рекреации в регионе. - Отсутствие взаимодействия органов государственной власти региона и органов государственной власти регионов-соседей по совместному развитию общего проекта "Золотое Кольцо России" не позволит в полной мере реализовать |
Выводы по анализу:
Важнейшей задачей органов
государственной власти Владимирской
области является создание условий
для совершенствования
- развития сферы образования
для удовлетворения
- выстраивание системы
взаимодействия с бизнесом на
основе совместного
- лоббирование проекта "Золотое Кольцо России" на федеральном и межрегиональном уровне;
- налаживания сотрудничества
между органами
России", создание системы долевого финансирования проекта.
2.3. Анализ конкурентоспособности территорий
Чтобы произвести анализ конкурентоспособности территорий Владимирской области необходимо выделить ключевые факторы и дать им рациональную оценку. Результат этого анализа приведен в таблице 2.3.1.
Вывод по анализу:
По оценке данных исследования ключевых факторов, на конкурентоспособность Владимирской области в большей степени положительно влияют факторы аттративности. Влияние некоторых отрицательных факторов можно сгладить или нейтрализовать при определенных усилиях, как со стороны властных структур, так и со стороны местного сообщества региона.
Основной фактор конкурентоспособности Владимирской области – уникальный культурно-исторический фонд, включающий в себя архитектурные ансамбли, древние церкви, соборы, монастыри, города-музеи, музеи деревянного зодчества, сохранившиеся народные промыслы, памятники федерального значения.
За десятилетия существования основных туристических маршрутов (таких как «Золотое кольцо») сложился имидж Владимирской области как центра культурно-познавательного туризма, достаточно привлекательного для таких возрастных групп как студенты, школьники, люди пенсионного возраста.
Таблица 2.3.1.
Анализ конкурентоспособности территории Владимирской области
Наименование фактора |
Характеристика фактора |
Оценка фактора |
Фактор аттративности |
- многообразие природных ландшафтов - самобытные народные традиции - фольклор - архитектурные ансамбли - древние церкви, соборы, монастыри - города-музеи, музеи -народные промыслы -памятники федерального значения |
Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая |
Экономические факторы |
- средства размещения -транспортные услуги -денежный доход населения - оборот розничной торговли -экскурсионное обслуживание |
Средняя Средняя Средняя Средняя Высокая |
Факторы безопасности |
-степень незащищенности гостей -угроза межэтнических внутренних конфликтов; |
Низкая Низкая |
Экологические факторы |
-уровень загрязненности рек -состояние атмосферного воздуха -ландшафтно- рекреационный потенциал -климат и биоклимат |
Низкая Средняя Средняя Высокая |
Технологические факторы |
- транспортная инфраструктура -промышленная специализация -состояние инфраструктуры -состояние ЖКХ |
Низкая Низкая Средняя Средняя |
Заключение
Рост популярности туристского региона, повышение привлекательности туристских ресурсов и уровня качества регионального турпродукта превращают туристскую инфраструктуру региона в весьма привлекательный объект для инвестирования. Рост инвестиций (в том числе и иностранных) в региональную туристскую индустрию посредством создания новых предприятий и покупки уже существующего бизнеса ведет не только к повышению ее рентабельности и уровня качества производимых туристских услуг, но и к популяризации туристского региона в регионе или стране инвестора. Туризм также приводит к резкой активизации потребительского спроса в регионе за счет увеличения количества платежеспособных потребителей. Вызванный притоком туристов подъем потребительского рынка стимулирует производство предприятий туристской индустрии, привлекает новых участников на рынок, создает условия для появления и развития ранее нерентабельных видов коммерческой деятельности (например, производство и продажа сувениров). Таким образом, можно утверждать, что развитие туризма вызывает рост благосостояния населения региона.
В целом формирование и продвижение турпродукта "Малое Золотое кольцо" обеспечило довольно высокий рост показателей развития туризма Владимирской области. Результативно была реализована система рекламно-информационного обеспечения развития туризма через участие области в выставках, издание рекламных материалов для всех категорий потребителей внутреннего рынка на всех видах информационных носителей, созданиеспециализированного областного туристского сайта "Малое Золотое кольцо Владимирской области". Отмечается рост объема туристских услуг как в абсолютном выражении, так и относительно валового регионального продукта. Все более активно развивается рекреационный туризм, появились услуги по организации авиапрогулок, создана солидная база по активному отдыху зимой и многое другое.
Основной проблемой
для развития туризма в
Существенным минусом развития является ситуация с дорогой от Москвы до Владимира, которая превращается в одну сплошную пробку, особенно в выходные, «туристические» дни. Эта проблема, по мнению экспертов, на сегодняшний день не решаема.
Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области