Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется постепенным выходом из затянувшегося кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов, самим искать источники финансирования, опираясь на местные ресурсы Владимирской области.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем
влияния туризма как вида экономической деятельности на
региональное развитие 6
Особенности экономического и социального туризма,
понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»
Методология оценки туристского влияния, особенности
казуальной методологии
Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Практическая часть
PEST анализ
SWOT-анализ
Анализ конкурентоспособности территорий
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 177.46 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2.2.

SWOT-анализ кадровых ограничений   сферы туризма и рекреации  во Владимирской области

Сильные стороны (S)      

Слабые стороны (W)   

- Есть образовательные  учреждения, где разработаны специальные программы по подготовке специалистов. - Есть производственная база для прохождения практики для будущих специалистов.

- Недостаточно высокий  уровень подготовки специалистов всех уровней, особенно управленческого звена (уровень подготовки ниже среднеевропейского).

Возможности (О)   

Угрозы (Т)

- Есть возможность создания  новых рабочих мест. - Есть возможность привлечения внешних управленческих кадров из крупных туристических компаний г. Москвы.

-При слабом развитии образовательной базы по подготовке специалистов при дальнейшем развитии туристического сектора уровень (качество)   предоставления услуг будет оставаться низким.   


 

Таблица 2.2.3.

SWOT-анализ возможностей  и ограничений органов государственного  управления  сферы туризма и  рекреации во Владимирской области

Сильные стороны (S)      

Слабые стороны (W)   

- Высокая доходность работающих  предприятий на базе растущего   потока туристов, посещающих регион.

- Необходимость льготного налогообложения до выхода туристических и рекреационных предприятий на проектный уровень.

Возможности (О)

Угрозы (Т)

- Есть возможность значительного увеличения доходной части бюджета в случае успешного развития данной  сферы.- В случае успешного развития данной сферы, есть возможность увеличения доходной части бюджета в смежных сферах (сфера услуг, торговля, здравоохранение) на основе синергетического эффекта.

- Угроза размещения объектов    туристической инфраструктуры на территории регионов-соседей, развивающих аналогичное направление (проект "Золотое кольцо России") и как следствие упущенная выгода по  увеличению налоговых и других платежей.  


 

Таблица 2.2.4.

SWOT-анализ возможностей  и ограничений по привлечению  внешних инвестиций в сферу  туризма и рекреации во Владимирской  области

Сильные стороны (S)      

Слабые стороны (W)   

- Высокая доходность работающих     предприятий.                       

- Существующая успешная  практика привлечения иностранных инвестиций  в сферу туризма и рекреации.    

- Долгий срок окупаемости  объектов   туристический инфраструктуры. 

- Нет "комплексности" развития объектов туристической инфраструктуры бизнесом (реализация единичных, не связанных друг с другом проектов).    - Неготовность бизнеса к модернизации объектов, имеющих длительный срок   окупаемости.                         

- Необходимость постоянного  инвестирования в поддержание объектов туристического показа (памятники архитектуры).                        

- Нет системы государственного стимулирования развития туризма и  рекреации.                          

Возможности (О)   

Угрозы (Т)

-Возможность совместного      использования объектов туристического показа (памятников архитектуры) государством совместно с бизнесом на базе создания объектов туристической инфраструктуры (гостиницы) за счет  привлечения внешних инвестиций.    

- Возможность комплексного  развития туризма и рекреации, ориентированного на развитие не только культурно-исторического, но и лечебно-оздоровительного туризма.

- Угроза размещения объектов туристической инфраструктуры на территории регионов-соседей, развивающих аналогичное направление (проект "Золотое кольцо России") и    как следствие упущенная выгода для  перспективных инвесторов.            

- Угроза снижения доходов  в смежных областях (услуги, торговля).         


 

 

 

Таблица 2.2.5.

SWOT-анализ организационных  возможностей и ограничений органов  государственного управления сферы  туризма и рекреации во Владимирской  области

 

Сильные стороны (S)      

Слабые стороны (W)   

- Стратегическая инициатива        

исполнительной власти по реализации

проекта "Малое Золотое  кольцо" в   

регионе.                           

- Наличие перспективных  объектов   

туристического показа, а  также     

природно-рекреационных  ресурсов,   

которые могут быть использованы для развития данной сферы.    

Фактическое отсутствие поддержки  со

стороны федеральных органов  власти   

данной сферы, т.ч. проекта "Золотое  

Кольцо России".                      

- Отсутствие полноценной НПБ на      

региональном уровне по стимулированию развития туризма и рекреации.        

Возможности (О)   

Угрозы (Т)

- Возможность формирования         

полноценной нормативно-правовой    

базы в данной области, создания    

жизнеспособной системы             

взаимодействия бизнеса  и власти на 

примере реализации проекта "Малое  

Золотое кольцо".                   

- Возможность выделения  земель для 

строительства объектов туристической  инфраструктуры.   

- Угроза утраты преимущества  по      

развитию рынка туристических  услуг и 

размещение объектов туристической    

инфраструктуры на территории         

регионов-соседей, развивающих        

аналогичное направление (проект "Золотое кольцо России").            


 

 

 

 

Таблица 2.2.6.

SWOT-анализ возможностей выстраивания взаимодействия органов государственного управления с бизнес и общественными субъектами сферы туризма и рекреации на территории Владимирской области

Сильные стороны (S)      

Слабые стороны (W)   

- Желание бизнеса развивать  систему

сотрудничества с властью  на основе 

ГЧП на базе совместной реализации  

проекта "Малое Золотое  кольцо".    

- Отсутствие опыта сотрудничества власти и бизнеса при реализации сложного "инфраструктурного" проекта.

- Отсутствие сотрудничества  между органами государственной  власти  регионов, на территории  которых располагаются объекты  "Золотого Кольца России". - Отсутствие достаточной согласованности действий по развитию туристической инфраструктуры между областными органами государственной власти и органами местного самоуправления.            

Возможности (О)   

Угрозы (Т)

- Возможность объединения  ресурсов частных и государственных компаний  в для совместного развития туристической инфраструктуры. 

- Возможность лоббирования  проекта  "Золотое Кольцо России" на        федеральном и межрегиональном  уровне.                            

- Возможность налаживания         

сотрудничества между  органами      

государственной власти регионов, на территории которых располагаются объекты "Золотого Кольца России".  

- Отсутствие взаимодействия  власти и  

бизнеса не позволит создать  условия  

для полноценного развития туризма и  

рекреации в регионе.                 

- Отсутствие взаимодействия  органов  

государственной власти региона  и     

органов государственной  власти       

регионов-соседей по совместному      

развитию общего проекта "Золотое     

Кольцо России" не позволит в полной  

мере реализовать туристический  потенциал.  


 

 

 

Выводы по анализу:

Важнейшей задачей органов  государственной власти Владимирской области является создание условий  для совершенствования туристической  инфраструктуры и эффективного многопланового развития туристического потенциала региона  на основе:

- развития сферы образования  для удовлетворения туристической  сферы в квалифицированных специалистах;

-  выстраивание системы  взаимодействия с бизнесом на  основе совместного использования  объектов туристического показа,  развитиятуристической инфраструктуры, в том числе за счет долевого инвестирования важнейших проектов ("Малое Золотое кольцо");

- лоббирование проекта  "Золотое Кольцо России" на  федеральном и межрегиональном  уровне;

- налаживания сотрудничества  между органами государственной  власти регионов, на территории  которых располагаются объекты  "Золотого Кольца

России", создание системы  долевого финансирования проекта.

 

2.3. Анализ конкурентоспособности  территорий

 

Чтобы произвести анализ конкурентоспособности  территорий Владимирской области необходимо выделить ключевые факторы и дать им рациональную оценку. Результат  этого анализа приведен в таблице 2.3.1.

Вывод по анализу:

По оценке данных исследования ключевых факторов,  на конкурентоспособность  Владимирской области в большей  степени положительно влияют факторы  аттративности. Влияние некоторых отрицательных факторов можно сгладить или нейтрализовать при определенных усилиях, как со стороны властных структур, так и со стороны местного сообщества региона.

Основной фактор конкурентоспособности  Владимирской области – уникальный культурно-исторический фонд, включающий в себя архитектурные ансамбли,  древние церкви, соборы, монастыри,  города-музеи, музеи деревянного  зодчества, сохранившиеся народные промыслы, памятники федерального значения.

За десятилетия существования  основных туристических маршрутов (таких как «Золотое кольцо») сложился имидж Владимирской области как  центра культурно-познавательного  туризма, достаточно привлекательного для  таких возрастных групп как  студенты, школьники, люди пенсионного  возраста.

Таблица 2.3.1.

Анализ конкурентоспособности  территории Владимирской области

Наименование фактора

Характеристика фактора

Оценка фактора

Фактор 

аттративности

-  многообразие природных  ландшафтов

- самобытные народные  традиции

- фольклор

- архитектурные ансамбли

- древние церкви, соборы, монастыри

- города-музеи, музеи деревянного  зодчества

-народные промыслы

-памятники федерального  значения

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Экономические

факторы

- средства размещения

-транспортные услуги

-денежный доход населения

- оборот розничной торговли

-экскурсионное обслуживание

Средняя

Средняя

Средняя

Средняя

Высокая

Факторы

безопасности

-степень незащищенности  гостей

-угроза межэтнических  внутренних конфликтов;

Низкая    Низкая

Экологические

факторы

-уровень загрязненности  рек

-состояние атмосферного  воздуха

-ландшафтно- рекреационный потенциал

-климат и биоклимат

Низкая

Средняя

Средняя

Высокая

Технологические

факторы

- транспортная инфраструктура

-промышленная специализация

-состояние инфраструктуры

-состояние ЖКХ

Низкая

Низкая

Средняя

Средняя


Заключение

 

Рост популярности туристского  региона, повышение привлекательности  туристских ресурсов и уровня качества регионального турпродукта превращают туристскую инфраструктуру региона в весьма привлекательный объект для инвестирования. Рост инвестиций (в том числе и иностранных) в региональную туристскую индустрию посредством создания новых предприятий и покупки уже существующего бизнеса ведет не только к повышению ее рентабельности и уровня качества производимых туристских услуг, но и к популяризации туристского региона в регионе или стране инвестора. Туризм также приводит к резкой активизации потребительского спроса в регионе за счет увеличения количества платежеспособных потребителей. Вызванный притоком туристов подъем потребительского рынка стимулирует производство предприятий туристской индустрии, привлекает новых участников на рынок, создает условия для появления и развития ранее нерентабельных видов коммерческой деятельности (например, производство и продажа сувениров). Таким образом, можно утверждать, что развитие туризма вызывает рост благосостояния населения региона.

В целом формирование и  продвижение турпродукта "Малое Золотое кольцо"  обеспечило довольно высокий рост показателей развития туризма Владимирской области. Результативно была реализована система рекламно-информационного обеспечения развития туризма через участие области в выставках, издание рекламных материалов для всех категорий потребителей внутреннего рынка на всех видах информационных носителей,  созданиеспециализированного областного туристского сайта "Малое Золотое кольцо Владимирской области".  Отмечается рост объема туристских услуг как в абсолютном выражении, так и относительно валового регионального продукта. Все более активно развивается рекреационный туризм, появились услуги по организации авиапрогулок, создана солидная база по активному отдыху зимой и многое другое.

 Основной проблемой  для развития туризма в области  является то, что соседние области  предлагают то же самое, на  этом поле рынок забит до  отказа. Владимирской области становится  сложно выделяться, потому что  фасады зданий наших туристических  городов сильно обветшали, дороги, по которым проходят основные  туристические маршруты, сильно  разбиты. Есть проблема с гостиницами,  сейчас много гостиниц бизнес-класса и совсем нет гостиниц эконом-класса.

Существенным минусом  развития является ситуация с дорогой от Москвы до Владимира, которая превращается в одну сплошную пробку, особенно в выходные, «туристические» дни. Эта проблема, по мнению экспертов, на сегодняшний день не решаема.

Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области