Влияние факторов микросреды на маркетинговые решения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию факторов микросреды маркетинга.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
определить влияние факторов микросреды на маркетинговые решения предприятия;
рассмотреть структуру микросреды маркетинга;
провести организационно-экономический анализ деятельности предприятия Быховское райпо Могилевского облпотребсоюза.
провести оценку сильных и слабых сторон на рынке;
провести анализ микросреды Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза;
рассмотреть возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия на основе факторов микросреды совершенствования микросреды предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА маркетинг.docx

— 73.29 Кб (Скачать файл)

Аппарат управления Буда-Кошелёвского райпо строится по линейно-функциональному типу. Возглавляет райпо председатель правления и его заместители. В организационную структуру райпо входят следующие отделы: бухгалтерия, торговый отдел, планово-экономический, и другие.

 

Рисунок 2.1. Организационная структура Быховского райпо Магилевского облпотребсоюза

 

Примечание: Источник - Собственная разработка на основании данных предприятия

Председатель правления руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества филиала.

Бухгалтерия осуществляет учет движения имущества и всех материальных и денежных средств, контроль над правильным расходованием средств и соблюдением финансовой дисциплины, определяет себестоимость продукции, производит расчетные операции с другими организациями, а также с работниками своего предприятия по заработной плате, составляет отчеты и балансы.

Планово-экономический отдел осуществляет экономическую политику филиала на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли, экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции. Разрабатывает планы экономического развития хлебозавода в соответствии с потребностями рынка, осуществляет формирование ценовой политики, проводит работы по совершенствованию организации труда, управления производством, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования работников филиала.

Рассмотрим основные показатели финансово-экономической деятельности Быховского райпо, данные представим в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Основные показатели хозяйственной деятельности Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за 2009-2011 гг.

ПоказателиГодыТемп роста, %, или отклонение (+/-)2009201020112011 к 2010 гг.2011 к 2009 гг.1 Выручка от реализации, млн р.: 1.1 в действующих ценах 1.2 в сопоставимых ценах51957 5195759162 5189694339 53047159,5 102,2181,6 102,12. Объем производства продукции, млн р.: 2.1 в действующих ценах 2.2 в сопоставимых ценах56128 5612861605 5403999420 55904161,4 103,5177,1 99,63. Себестоимость реализованной продукции: 3.1 сумма, млн р. 3.2 уровень, % 40602 78,2 46328 78,2 72245 76,5 155,9 -1,7 190,2 -1,74 Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки: 4.1 сумма, млн р. 4.2 уровень, %8199 15,78820 14,914390 15,2163,2 +0,3175,5 -0,55 Прибыль, млн р.24715125561692,71034,86 Прибыль от реализации продукции, млн р.12152602173,5 раз216,8 раз7. Рентабельность, %: итоговая реализации расходов0,230 0,023 0,0290,028 0,025 0,0322,12 4,39 5,62+2,09 +4,37 +5,59+1,89 +4,36 +5,59

Анализ основных показателей хозяйственной деятельности Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза позволил определить: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2009-2011 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так выручка от реализации продукции в действующих ценах 2011 г. по отношению к 2010 г. возросла почти на 59,5% и составила 94339 млн. р., по отношению к 2009 г. выручка от реализации увеличилась 81,6%. В сопоставимых ценах выручка от реализации продукции изменялась следующим образом: в 2011 г. по отношению к 2010 г. выручка возросла на 2,2% и составила 53047 млн. р., а по отношению к 2009 г. увеличение выучки от реализации продукции в сопоставимых ценах составило 2,1%. Увеличение выручки от реализации продукции в действующих ценах обусловлено увеличением объемов производства продукции за период 2009-2011 гг.

Объем производства продукции в действующих ценах увеличился в 2011 г. по отношению к 2010 г. на 61,4%, а по отношению к 2009 г. на 77,1%. В сопоставимых ценах объем производства продукции в 2011 г. по отношению к 2010 г. возрос на 3,5%, а по отношению к 2009 г. сократился на 0,4%. Увеличение объемов производства продукции произошло из-за увеличения производства и потребления продукции райпо среди населения.

Себестоимость реализованной продукции в 2011 г. по отношению к 2010 г. возросла на 55,9% и составила 72245 млн. р., а по отношению к 2009 г. себестоимость реализованной продукции увеличилась на 90,2%. Уровень себестоимости реализованной продукции в 2011 г. составил 76,5%, что на 1,7% меньше по отношению к 2010 г.

Сумма налогов и неналоговых платежей, уплачиваемые за счет выручки возросли и к 2011 г. и составили 14390 млн. р. Так в 2011 г. по отношению к 2010 г. налоги и неналоговые платежи возросли на 63,2%, а по отношению к 2009 г. увеличились на 75,5%, это обусловлено, прежде всего, ростом выручки от реализации продукции. Уровень налогов по отношению к выручке от реализации продукции в 2011 г. по отношению к 2010 г. возрос на 0,3%, а по отношению к 2009 г. снизился на 0,5%.

Положительной тенденцией можно отметить увеличение показателя прибыли, так в 2009 г. прибыль составила 247 млн. р., а в 2011 г. прибыль увеличилась и составила 2556 млн. р. В 2011 г. по отношению к 2010 г. прибыль увеличилась в 16,9 раз, а по отношению к 2009 г. в 10,4 раза. Увеличение показателя прибыли обусловлено ростом объема производства и реализации продукции, увеличением спроса на продукцию среди населения.

Прибыль от реализации продукции в 2011 г. по отношению к 2010 г. увеличилась почти в 173,5 раза и составила 2602 млн. р., по отношению к 2009 г. прибыль от реализации продукции возросла в 216,8 раз.

Положительным фактором можно отметить увеличение итоговой рентабельности, так в 2011 г. по отношению к 2010 г. на +2,09% и составила 2,12%, а по отношению к 2009 г. на +1,89%, это связано с увеличением роста доходов над расходами. Рентабельность реализации за период 2009-2011 гг. возросла на 4,36% по отношению к 2010 г. и на +4,37% по отношению к 2009 г. Данное увеличение обусловлено снижением уровня себестоимости реализованной продукции и увеличением спроса на предлагаемую продукцию среди населения.

Рентабельность расходов в 2011 г. по отношению к 2010 г. увеличилась на +5,59%, а по отношению к 2009 г. на +5,58%, вследствие увеличения прибыли и сокращения совокупных расходов.

Рассмотрим формирование прибыли Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за период 2009-2011 гг., данные представим в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3. Формирование прибыли Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за 2009-2011 гг.

ПоказателиГодТемп роста, %, или отклонение (+/-)2009201020112011 к 2010 гг.2011 к 2009 гг.1 Выручка от реализации продукции, млн р.519575916294339159,5181,62 Налоги, уплачиваемые за счет выручки, млн р.8199882014390163,2175,53 Себестоимость реализованной продукции: сумма, млн р.406024632872245155,9190,24 Другие расходы (управленческие расходы и расходы на реализацию): сумма, млн р.113431281919492152,0171,85 Прибыль от реализации произведенной продукции: сумма, млн р.12152602173,5216,8 р.6 Прибыль от реализации в других отраслях: сумма, млн р.-----7 Прибыль от реализации сумма, млн р. уровень, %12 4,8515 9,932602 101,8173,5 р. +91,9216,8 р. +97,08 Прибыль от операционных доходов и расходов: сумма, млн р. удельный вес в прибыли, %299 121,1182 120,5252 9,86138,4 -110,684,3 -111,29 Прибыль от внереализационных операций: сумма, млн р.-64-46-298647,8465,610 Прибыль сумма, млн р. уровень, %247 100151 1002556 1001692,7 -1034,8 -

Прибыль от реализации продукции в 2011 г. по отношению к 2010 г. увеличилась почти в 173,5 раза и составила 2602 млн. р., по отношению к 2009 г. прибыль от реализации продукции возросла в 216,8 раз. Увеличение показателя прибыли обусловлено ростом объема производства и реализации продукции.

Прибыль от операционных расходов и доходов в 2011 г. составила 252 млн. р., а по отношению к 2010 г. прибыль от операционных доходов и расходов возросла на 38,4%, по отношению к 2009 г. прибыль от операционных расходов прибыль сократилась на 15,7%. В 2010 г. операционные расходы превысили операционные доходы на 336 млн. р. В 2011 г. также операционные расходы превысили операционные доходы на 252 млн. руб. в основном за счет хоходов от операций с активами и прочими операционными доходами.

Прибыль от внереализационных доходов на протяжении всего периода отрицательная и ежегодно сумма отрицательной прибыли возрастает. Внереализационные расходы превышают внереализационные доходы, так в 2012 г. на 297 млн. руб. Отрицательная прибыль от внереализационных расходов и доходов обусловлена расходами от долевого участия в других предприятиях, от сдачи имущества в аренду, т.е. других расходов от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка.

Показатель прибыли в 2009 г. составил 247 млн. р., а в 2011 г. прибыль увеличилась и составила 2556 млн. р. В 2011 г. по отношению к 2010 г. прибыль увеличилась в 16,9 раз, а по отношению к 2009 г. в 10,4 раза.

Рассмотрим показатели рентабельности Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за период 2009-2011 г., данные представим в табл. 2.4

 

Таблица 2.4. Показатели рентабельности Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за 2009-2011 гг.

ПоказателиГодТемп роста, %, или отклонение (+/-)2009201020112011 к 2010 гг.2011 к 2009 гг.1 Итоговая рентабельность, % (стр. 9: стр. 16) 1000,470,262,7+2,44+2,232 Рентабельность продаж, % (стр. 10: стр. 16) 1000,020,0252,75+2,75+2,733 Рентабельность трудовых ресурсов, %: по прибыли (стр. 9: стр. 12) 100

по чистой прибыли

(стр. 11: стр. 12) 10011,1 5,46,13 0,6878,7 61,6+72,57 +60,92+67,6 +56,2

Итоговая рентабельность свидетельствует о том, что предприятие рентабельно, так как получает прибыль от своей деятельности, показатель за анализируемый период увеличился, что говорит о том, что предприятие работает эффективно за период 2009-2011 гг. Так в 2011 г. по отношению к 2010 г. показатель итоговой рентабельности возрос на 2,44% и составил 2,7% а по отношению к 2009 г. увеличился на 2,23%.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Рентабельность продаж в 2011 г. составила в 2,75%, что на 2,725% больше чем в 2010 г., по отношению к 2009 г. рентабельность продаж так же возросла на 2,73%. Увеличение рентабельности продаж свидетельствует о повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции и соответственно увеличению спроса на продукцию.

Рентабельность трудовых ресурсов по прибыли в 2011. по отношению к 2010 г. возросла на 72,57% и составила 78,7%. по отношению к 2009 г. рентабельность трудовых ресурсов возросла на 67,6%. По чистой прибыли рентабельность трудовых ресурсов в 2011 г. возросла на 60,92%, а по отношению к 2009 г. возросла на 56,2%. Увеличение рентабельности трудовых ресурсов свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов.

Рентабельность капитала характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал. За анализируемый период рентабельность капитала по прибыли сокращалась, так в 2011 г. по отношению к 2010 рентабельность капитала возросла на 7,0%, по отношению к 2009 г. возросла на 6,45%. По чистой прибыли рентабельность капитала в 2011 г. по отношению к 2010 г. возросла на 5,94%, а по отношению к 2009 г. возросла на 5,41%.

Рентабельность основного капитала по прибыли в 2011 г. возросла на -13,62% по отношению к 2010 г., и на 12,73% по отношению к 2009 г. По чистой прибыли рентабельность основного капитала в 2011 г. увеличилась на 11,46% по отношению к 2010 г. и на 10,44% по отношению к 2009 г.

Рентабельность оборотного капитала в 2011 г. по отношению к 2010 г. возросла на 14,35%, а по отношению к 2009 г. возросла на 12,93%. По чистой прибыли рентабельность оборотного капитала увеличилась на 12,33% в 2011 г. по отношению к 2010 г. и на 11,03% по отношению к 2009 г.

Рентабельность себестоимости реализованной продукции за период 2009-2011 гг. увеличивалась, так в 2011 г. по отношению к 2010 г. рентабельность себестоимости реализованной продукции возросла на 3,56%, а по отношению к 2009 г. на 3,53%. Показатель рентабельности затрат демонстрирует степень окупаемости расходов по конкретным направлениям деятельности.

Рентабельность экономических ресурсов по прибыли возросла в 2011 г. по отношению к 2010 г. на 6,37%, по отношению к 2009 г. на 5,88%. По чистой прибыли в 2011 г. по отношению к 2010 г. рентабельность экономических ресурсов увеличилась на 5,41%, по отношению к 2009 г. увеличилась на 4,94%.

Рассмотрим динамику, состав и структуру себестоимости производства и реализации продукции на предприятии Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за период 2009-2011 гг., данные представим в табл. 2.5

 

Таблица 2.5. Состав и структура себестоимости производства и реализации продукции Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за 2009-2011 гг.

ПоказателиГодТемп роста, %, или отклонение (+/-)2009201020112011 к 2010 гг.2011 к 2009 гг.1 Сырье и материалы: сумма, млн р. удельный вес, %1523 90,21176 88,31626 87,9138,2 -0,4138,3 -2,32 Транспортно-заготовительные расходы: сумма, млн р. удельный вес, %45 2,738 2,942 2,3110,5 -0,693,3 -0,43 Топливо и энергия на технологические цели: сумма, млн р. удельный вес, %26 1,5329 2,245 2,4155,2 +0,2173,1 +0,94 Расходы на оплату труда сумма, млн р. удельный вес, %53 3,149 3,773 3,9148,9 +0,2137,8 +0,75 Отчисления на социальные нужды сумма, млн р. удельный вес, %18 1,117 1,325 1,4147,1 +0,1138,9 +, 36 Прочие затраты сумма, млн р. удельный вес, %24 1,422 1,738 2,1172,7 +0,4158,3 +0,77 Амортизация основных фондов сумма, млн р. удельный вес, %-----8 Полная себестоимость товарной продукции сумма, млн р. удельный вес, %1689 1001331 1001849 100138,9 -109,5 -

Анализ состав и структуры себестоимости производства и реализации продукции Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза за период 2009-2011 гг. позволил определить следующее: основная доля затрат в общей структуре себестоимости приходится на сырье и материалы.

Стоимость сырья и материалов за анализируемый период возросла, так в 2009 г. затраты на сырье и материалы составляли 90,2%, а в 2011 г. снизились и составили 87,9. Снижение уровня стоимости затрат на сырье и материалы можно отметить как положительным фактором, так как снижение суммы затрат может повлиять на снижение конечной цены для потребителя, что повлечет за собой увеличение конкурентоспособности продукции и спроса на продукцию.

Транспортно-заготовительные расходы за анализируемый период изменялись следующим образом в 2011 г. по отношению к 2010 г. возросли на 10,5%, по удельному весу сократились на -0,6%, по отношению к 2009 г. транспортно-заготовительные расходы снизились на 6,7%, по удельному весу на 0,4%.

Затраты на топливо и энергию на технологические цели возросли в 2011 г. по отношению к 2010 г. на 55,2%, по отношению к 2009 г. на 73,1%. По удельному весу затраты на топливо и энергию 2009 г. составили в 2011 г. 2,4%, что больше на 0,2% по отношению к 2010 г. и на 0,9% по отношению к 2009 г.

Затраты на оплату труда в общей структуре себестоимости имели тенденцию к увеличению, так в 2011 г. по отношению к 2010 г. доля затрат возросла на 48,9%, по отношению к 2009 г. на 37,8%. Отчисления на социальные нужды увеличились на 47,1% по отношению к 2010 г. и на 38,9% по отношению к 2009 г.

Прочие затраты в 2011 г. составили 37 млн. руб., по удельному весу 2,1%, что на 0,4% больше чем в 2010 г. и на 0,7% по отношению к 2009 г.

Определим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы на рынке организации, данные представим в табл. 2.6.

 

Таблица 2.6 - SWOT-анализ Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза

Сильные стороныСлабые стороны1. Расширение видового ассортимента выпускаемой продукции; 2. Налажен выпуск новой вида продукции; 3. Возможности снижения цен за счет снижения стоимости сырья за сет замены поставщиков 4. Постоянные покупатели1. Незначительное участие в проводимых ярмарках, выставках на республиканском, городском и региональном уровне; 2. Незначительная эффективность рекламных мероприятий. 3. На проведение рекламы выделяется не достаточно средств 4. Обслуживание только сельских жителей на территории Брестской областиВозможности1. Выгодное соотношение цен на сырье и готовую продукцию; 2. Замена одних поставщиков другими; 3. Развитие собственной товаропроводящей сетиСтратегия 1 1. Рационализация структуры ассортимента; 2. Выпуск новых видов продукции; 3. Приобретение нового торгового оборудования Стратегия 2 1. Участие в выставках-ярмарках 2. Совершенствование рекламной деятельности; 3. Поиск новых поставщиков 4. Проведение дегустаций Угрозы1. Появление новых конкурентов; 2. Сбой в поставках основных видов сырья; 3. Мероприятия конкурентов проводимые по стимулированию сбыта Стратегия 3 1. Использование средств наружной рекламы; 2. Предоставление скидок постоянным покупателям 3. Выход на новые рыночные сегменты Стратегия 4 1. Увеличение срока службы основных фондов; 2. Организация выставочной деятельности; 3. Реклама на телевидении и радио.

Информация о работе Влияние факторов микросреды на маркетинговые решения предприятия