Влияние факторов микросреды на маркетинговые решения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию факторов микросреды маркетинга.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
определить влияние факторов микросреды на маркетинговые решения предприятия;
рассмотреть структуру микросреды маркетинга;
провести организационно-экономический анализ деятельности предприятия Быховское райпо Могилевского облпотребсоюза.
провести оценку сильных и слабых сторон на рынке;
провести анализ микросреды Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза;
рассмотреть возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия на основе факторов микросреды совершенствования микросреды предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА маркетинг.docx

— 73.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, организация выпускает Быховское райпо Могилевского облпотребсоюза достаточно широкий ассортимент продукции, производит систематическое его обновление с учетом вкусов и предпочтений потребителей. Ежегодно объем производства продукции имеет тенденцию к увеличению, увеличивается выручка от реализации продукции, показатели рентабельности положительные и имеют тенденцию к увеличению.

 

3. Анализ факторов  микросреды на маркетинговые  решения предприятия Быховского  рйпо Могилевского облпотребсоюза

 

Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, Торговое предприятие Быховское райпо Могилевского облпотребсаюза должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией.

Рассмотрим влияние основных факторов микросреды.

Фирма. Разрабатывая маркетинговые планы, руководители службы маркетинга должны учитывать интересы прочих групп внутри самой организации, таких, как высшее руководство, финансовая служба, службы НИОКР и материально - технического снабжения, производственная служба, бухгалтерия. Высшее руководство определяет цели организации, ее общие стратегические установки и текущую политику. Производственная служба несет ответственность за выпуск продукции. Бухгалтерия следит за доходами и расходами, и правильным ведением учета в организации.

Анализ потребителей

Основными потребителями продукции Быховского районного потребительского общества являются сельские жители Быховского района. Сельское население района ежегодно уменьшается, что отрицательно сказывается на основных показателях деятельности райпо. Если в 2004 г. доля сельского населения в общей численности населения района составляла 56,6%, то в 2006 г. - 55,4%, в 2009 г. - 54,4%, в 2010 году 51,3%, в 2011 -50,4%

Денежные доходы населения, обслуживаемого Быховским райпо в 2011 г. составили 274,3 млрд. руб., в т.ч. пенсии 83,9 млрд. руб., за 2010 г., соответственно, 147,5 и 61,2 млрд. руб. Степень освоения денежных доходов населения, пенсий увеличивается (2009 г. -36%, 2010 г. - 33,5%, 2011 г. - 35,6%).

Усиление позиций Быховского райпо на районном рынке возможно в результате вытеснения конкурентов посредством конкурентной борьбы.

 

Таблица 3.1 Численность обслуживаемого населения Быховским райпо за 2008-2011 гг.

годыЧисленность, чел.Уровень кооперирования населения, %Кооперировано за год, чел.обслуживаемого населенияв т.ч. пайщиков12345200835800590016,5270200935300603017,1285201034900604017,3310201134135593417,4325

Увеличивается уровень кооперирования населения. Если на 01.01.2010 г. насчитывалось 6030 человек пайщиков, а уровень кооперирования населения составлял 17,1%, на 01.01.2011 г. - 6040 человек и уровень кооперирования - 17,3%, то на 1.01.12 - 5934 человек и уровень кооперирования 17,4%.

Анализ конкурентов

Как отмечалось ранее, удельный вес Быховского райпо в розничном товарообороте Быховского района в 2011 г. сложился в размере 57%, что несколько ниже (на 0,99 процентных пункта) чем в 2010 г.

Соответственно на долю предприятий других форма собственности (конкурентов райпо в зоне деятельности) в 2010 г. приходилось 53,15% районного розничного рынка.

Реализацию товаров в районе кроме потребительской кооперации осуществляют 498 индивидуальных предпринимателей и 68 организации, наибольший удельный вес имеют: ОАО «Желдорсервис», ОАО «Союзпечать», Быховская центральная районная аптека №36, РДТУП «Медтехника», ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод», ОАО «Быховский хлебозавод», УПК «Жилкомхоз», РДУП ТД «Броды», АЗС РДУП «Могилевнефтепродуки», и пр.

Конкуренты Быховского райпо, в первую очередь индивидуальные предприниматели, имеют некоторые преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, которые связаны с их большей мобильностью, а, соответственно, и с более быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка. Также конкуренты, в отличие от потребительской кооперации, не привязаны к ассортименту товаров обязательными перечнями, в результате чего они имеют возможность торговать более доходными и востребованными на том или ином сегменте рынка товарами.

Торговые предприятия конкурентов, как правило, небольших размеров, что существенно уменьшает расходы на содержание этих объектов. Существенная экономия по сравнению с торговыми предприятиями райпо имеется также и по другим статьям расходов. Как результат - индивидуальные предприниматели располагают большими средствами для своевременного обновления материально-технической базы и поддержания торговых объектов в более привлекательном по сравнению с предприятиями райпо состоянии, что при прочих равных условиях оказывает решающее воздействие на решение покупателей о месте приобретения тех или иных товаров.

Рассмотрим основные конкурирующие торговые предприятия, осуществляющие свою розничную торговую деятельность на внутреннем рынке, данные таблицы представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 - Анализ и динамика объемов розничного товарооборота конкурирующих организаций за 2011 г.

Наименование конкурирующих организацийОбъем розничного товарооборот, млн. р.Уд. вес %Быховское райпо97269,843,0Хотимское райпо3256,11,44ЧУП «Шкловский продторг»14155,26,25Осиповичским райпо38564,817,0Частные торговые организации73215,132,0Всего226461,0100

Анализ динамики розничного товарооборота среди конкурирующих организаций на существующем рынке показал, что на долю Быховского райпо приходится 43% розничной торговли района. Основную долю на внутреннем рынке занимают частные торговые предприятия, их доля в общей структуре составляет 32%.

Представим графически структуру конкурирующих предприятий, данные представим на рисунке 3.1

 

Рисунок 3.1. Основные конкуренты, представленные на внутреннем рынке

 

Итак, как мы видим позиция Быховского райпо наиболее конкурентоспособна по сравнению с основными предприятиями конкурентами. Основными конкурентами можно отметить частные торговые организации.

Усиление позиций Быховского райпо на районном рынке возможно в результате вытеснения конкурентов посредством конкурентной борьбы.

Построим карту стратегических зон хозяйствования для определения конкурентной позиции Быховского райпо по сравнению с аналогичными предприятиями конкурентами осуществляющими свою деятельность на данном сегменте.

Сравним рассматриваемое предприятие с конкурирующими предприятиями.

На данном рынке рассматриваются следующие конкуренты:

1.Быховское райпо

2.Осиповичское райпо;

.ЧУП «Шкловский продторг»

.Частные торговые организации.

Построим карту стратегических групп по следующим переменным:

Цена на предлагаемый ассортимент;

Предлагаемый ассортимент.

Как мы видим, позиция Быховского райпо по сравнению с основными конкурентами вполне устойчива, т.к. предлагаемый ассортимент и качество удовлетворяют потребности и вкусы потребителей.

По результатам оценки конкурентной позиции Быховского райпо можно отметить, что торговое предприятие обладает рядом преимуществ перед основными конкурентами, доля по розничному товарообороту на существующем сегменте составляет 43%, основную угрозы представляют частные предприятия конкуренты, которые предлагают достаточно широкий ассортимент товаров по приемлемым ценам.

Анализ поставщиков

При изучении всех потенциальных поставщиков товара сотрудники Быховского райпо обращают внимание на следующую информацию:

позицию поставщика на рынке: объем и структуру предлагаемых товаров, имидж фирмы, ее долю в объеме продаж данных товаров на рынке;

характеристику предлагаемых товаров: их технические параметры, цену, качество, конкурентоспособность, имидж товарной марки, привлекательные черты, новизну товара и упаковки, ассортиментную политику, степень обновления ассортимента;

виды и характер услуг, предлагаемых поставщиками-конкурентами;

практику рекламной деятельности и виды стимулирования продаж;

практику товародвижения: виды и условия транспортировки, размеры партий единовременной отгрузки;

уровень издержек, прибыли и тенденции их развития;

финансовое положение предприятий-конкурентов, их платежеспособность;

коммерческие условия договоров поставки товаров, предлагаемые конкурентами: цены и порядок расчетов, сроки и партии поставок, транспортные условия и т.д.;

надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств.

Эта информация позволяет сделать правильный выбор поставщика для закупки товаров. Чем больше изготовителей одного и того же товара, тем более жесткой является конкуренция поставщиков товара, тем в более выгодном положении находится покупатель товара.

Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами. Все поставщики проверены временем работы с предприятием, поставляют качественную продукцию по приемлемым ценам, а также никогда не подводят с заказами. Качество получаемой продукции подтверждается сертификатами, удостоверениями. Планирование закупок на предприятии выполняется по системе плановых заказов. На основании плановой потребности продаж планируются закупки сроком на полгода или год в разрезе номенклатуры товаров и партий закупок, и плановые заказы размещаются по поставщикам (формируется годовой план закупок).

В течение срока, превышающего нормативный срок поставки, пока еще ведутся переговоры по составу и сроку поставок, Быховское райпо может размещать корректирующие плановые заказы (формируется скорректированный план закупок на квартал, месяц). Окончательные корректировки плана закупки выполняются текущими заказами закупки (формируется текущий план закупок). После наступления срока передачи размещенного текущего заказа закупки в производство корректировки в план закупки не вносятся.

Рассмотрим структуру поступления товаров из различных источников, таблица 3.3.

 

Таблица 3.3 - Структура поступления товаров из различных источников

Источники поступленияЕд. измер.Год2011 г. в % к 2009 г.200920102011объемуд. вес, %объемуд. вес, %объемуд. вес, %1. Государственные предприятия-изготовителимлн. руб.2184864,052368465,482839265,78128,82. Негосударственные предприятия-изготовители, всегомлн. руб.19615,7520355,6324065,57136,1в том числе предприятия кооперативной промышленностимлн. руб.15684,6017624,8722275,16142,03. Оптовые посредники, всегомлн. руб.1030130,201044828,891236628,65120,0В том числе:государственной торговлимлн. руб.-------кооперативной торговлимлн. руб.1030130,201044828,891236628,65120,04. Прочиемлн. руб.-------Итогомлн. руб.341101003616710043164100126,5

Таким образом, как видно из таблицы, основными поставщиками Быховского райпо являются Государственные предприятия-изготовители - объем поставок за три года вырос более, чем на 28,8%, что в суммовом выражении составило 28392-21848 = 6544 млн. руб.

Доля негосударственных поставщиков снижается на протяжении трех лет и составляет в 2011 году 5,57% против 5,75% в 2009 году.

От оптовых посредников предприятие получало товаров в 2009 году на сумму 10301 млн, в 2011 году - на сумму 12366 млн. руб. Рост за три года составил 20%.

Источниками формирования собственных товарных ресурсов являются производство промышленной продукции и заготовительная деятельность, которыми занимается обособленное структурное подразделение «Коопзаготпром», а также собственные товарные ресурсы формируются при участии общественного питания.

Основную долю в собственных товарных ресурсах занимает продукция ОСП «Коопзаготпром». За период с 2009 по 2011 годы собственные товарные ресурсы Быховского райпо увеличились на 37,3%.

Рассмотрим географию поставщиков, данные представим в таблице 3.4

 

Таблица 3.4. География поставщиков товаров Быховского райпо по областям за 2009-2011 годы

ОбластиЕд. измер.Год2011 г. в % к 2009 г.200920102011объемуд. вес, %объемуд. вес, %объемуд. вес, %1. Гомельскаямлн. руб.17805,2224576,7935188,15197,62. Витебскаямлн. руб.9582,818862,459622,23100,43. Брестскаямлн. руб.2117562,082225161,522405155,72160,84. Гродненскаямлн. руб.3751,14151,155011,16133,65. Минскаямлн. руб.814623,88904024,991088225,21133,66. Могилевскаямлн. руб.16764,911 1183,0932507,53193,9Итогомлн. руб.341101003616710043164100126,5

Как видно из таблицы 3.5, поставщики товара Быховского райпо находятся во всех областях Республики Беларусь. Однако, по территориальному признаку, наиболее крупными являются поставщики Брестской области, в которой находится и райпо. Это обусловлено минимизацией затрат предприятием на транспортные расходы и меньшей длительностью удовлетворения заявок на поставку товаров в «родной» области.

Так, предприятиями Брестской области в 2009 году было поставлено товаров на общую сумму 21175 млн. руб. или 62,08% от общей суммы, и 24051 млн. руб. в 2011 году или 55,72% от общей суммы. Общий рост за три года составил 60,8%. Второй по величине поставок областью является Минская - 8146 млн. руб. и 10882 млн. руб. соответственно в 2009 и 2011 гг. Как можно заметить, поставки выросли почти в 1,3 раза (+33,6%), что связано с сосредоточением пользующихся наибольшим спросом Быховского райпо товаров именно на предприятиях Минской области (сахар, мука, крупа и пр.). Можно отметить, что наименьшие объемы поставок приходятся на предприятия Витебской и Гродненской областей - 2,23% и 1,16% в 2010 г. Это связано с наибольшей удаленностью от Быховского райпо и следовательно, высокими затратами на доставку.

Стоит отметить, что наибольшие темпы роста поставок приходятся на Гомельскую и Могилевскую области - их доля увеличилась почти в 2 раза (с 5,22% в 2008 г. до 8,15% в 2010 г. по Брестской области и с 4,91% в 2008 г. до 7,53% в 2010 году).

Таким образом можно сказать что на деятельность Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза оказывают следующие факторы микросреды: поставщики, потребители и конкуренты.

 

4. Пути повышения  эффективности деятельности предприятия  на основе факторов микросреды  Быховского райпо Могилевского облпотребсоюза

Информация о работе Влияние факторов микросреды на маркетинговые решения предприятия