Выставки и ярмарки как инструменты маркетинговой технологии реализации туристского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Выставки и ярмарки – это не просто форум или рынок. Они являются незаменимыми помощниками каждого предпринимателя. Анализируя современную бизнес-действительность, можно с уверенностью сказать: за последние пять – шесть лет количество проводимых выставок и ярмарок стремительно возросло и продолжает увеличиваться с каждым последующим годом. Расширяются уже существующие выставочные центры, появляются новые, а сама выставочная индустрия приобрела совершенно иные размахи, чем когда бы то ни было.

Вложенные файлы: 1 файл

+Выставки и ярмарки как инструменты маркетинговой технологии реализации туристского продукта.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Реализация каждой отдельно взятой задачи требует соответствующей  организации, регулирования и контроля.

 

Безусловно, вышеуказанные  подходы гораздо легче осуществить  в рамках экономически устойчивой предпринимательской  структуры, опирающейся в своей  работе на стратегический маркетинг  и рассматривающей выставку в  свете оперативного маркетинга, чем  малому или среднему предприятию, не говоря уже об индивидуальном предпринимателе. Но и их рыночная деятельность не будет  успешной без маркетинга.

 

Экономическое процветание  невозможно без реализации принципа, заложенного в основу маркетинга, заключающегося в том, что вся  деятельность предприятия должна ориентироваться  на конечную цель – удовлетворение потребностей клиента.

 

Таким образом, требование маркетинга является обязательным для любой  предпринимательской структуры. В  случае заинтересованности этой структуры  в участии на выставке это участие  должно рассматриваться как дополнительное средство маркетинга.

 

Последствия участия в  выставке нужно осмысливать в  рамках общей концепции маркетинговой  политики предприятия. За счет участия  в выставке предприятие добивается для себя положительного синергического эффекта. Выставка будет успешной, прежде всего, в том случае, если будет  обеспечено ее согласование с другими  составляющими инструмента маркетинга.

 

 

 

Выставки и ярмарки  как инструмент маркетинга

 

 

2. Анализ  развития выставочно-ярмарочной деятельности

2.1 Состояние выставочно-ярмарочной деятельности в России

 

биржа выставка туристический  маркетинг

 

Выставочный бизнес в России в настоящее время представляют около 450 фирм – организаторов выставок, а также предоставляющих иные выставочные услуги (застройка, дизайн и др.). Основную роль на рынке играют фирмы, имеющие собственные выставочные  программы и активно продвигающие их на российском рынке. Эти фирмы  составляют примерно половину от указанного числа.

 

Ведущие выставочные компании образовали Международный союз выставок и ярмарок (МСВЯ). Члены МСВЯ проводят все наиболее значимые выставки федерального и регионального значения. В Российской Федерации ежегодно проводится около 2 тыс. выставочных мероприятий, причем, только 45 российскими членами Международного союза выставок и ярмарок в 2001 году была проведена 941 выставка, площадью нетто 1 млн. 334 тыс. кв. м, в которых  приняли участие почти 99 тыс. фирм. Организацией выставок и ярмарок занимаются торгово-промышленные палаты, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), объединения предпринимателей, некоторые из которых входят в состав Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров и др. Из торгово-промышленных палат наибольшую активность демонстрирует Московская торгово-промышленная палата, организующая выставки «Экспортные возможности Центра России», как в России, так и за рубежом, а также иные выставочные мероприятия, деловые миссии, семинары и конференции по выставочной тематике.

 

В настоящее время в  России действует 16 выставочных комплексов, общая площадь которых составляет около 370 тыс. кв. м. Причем более 80% приходится на крупнейшие комплексы, расположенные  в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Еще в девяти регионах (Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Новосибирск, Пермь, Самара, Уфа, Чебоксары) площадь выставочных комплексов составляет от 1 до 5 тыс. кв. м.

 

По экспертным оценкам, за период 2003–2007 гг. произошел почти  двукратный рост числа выставок и  количества участников выставок, значительно  улучшилось их качество. Происходит увеличение доли специализированных выставок по сравнению с универсальными выставками и ярмарками и национальными  выставками зарубежных стран, проводимых в России.

 

Динамичное развитие получили туристические выставки. Всего в  России ежегодно проводится свыше 70 туристических  выставок, которые посещает более  полумиллиона посетителей. Таким образом, имеет место ярко выраженная тенденция  к дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности в стране, что оказывает стимулирующее влияние на повышение экономической активности в субъектах Федерации и на развитие российской экономики в целом.

 

В 2007 году в России проводилось  около 2100 выставок. На Москву приходится 580 мероприятий (28% от общего количества), на Санкт-Петербург – 155 (7%) (см. диаграмму 1). Организацией и проведением выставок в 69 городах России занимаются 273 компании (см. диаграмму 2), в том числе:

 

·  в Москве – 154 (56% от общего количества работающих в России организаторов  выставок);

 

·  в Санкт-Петербурге – 19 (7%);

 

·  в других городах  России – 100 (37%).

 

Надо заметить, что в  столице 86 компаний проводят по одной  или по две выставки. Очевидно, что  их нельзя назвать специализированными  выставочными компаниями в общепринятом смысле, они представляют собой отраслевые ассоциации и объединения, или являются специально созданной дирекцией  одной выставки. В то же время 13 крупнейших московских выставочных компаний (АйТиИ, «ГАО «ВВЦ», «Евроэкспо», «Защита Экспо», «Крокус Экспо», «Максима», «Мессе Дюссельдорф», MVK, «Рестэк», «Экспо-парк Выставочные проекты», «Эксподизайн», «Экспоцентр») проводят в сумме почти половину общего числа выставок в столице.

 

В настоящее время действительными  членами Российского Союза выставок и ярмарок (РСВЯ) являются 69 российских компаний, 9 – ассоциированными.

 

Действительными членами  Всемирной Ассоциации выставочной  индустрии (UFI) в настоящее время  являются 27 выставочных компаний, работающих в России, из них в Москве и  в Санкт-Петербурге – 22 фирмы.

 

Лучшие выставки -182 российские выставки имеют Знак РСВЯ. В Москве проходят 76 из них, в Санкт-Петербурге – 30. Знак UFI присвоен 73 российским выставкам, 55 из них проходит в Москве, 11 –  в Санкт-Петербурге (см. диаграмму 3).

 

 

 

Диаграмма 1                          Диаграмма 2           Диаграмма 3

 

Наибольшее количество мероприятий, получивших признание в России и  за ее пределами, проходит по следующим  тематикам:

 

·  «Жилище и интерьер, мебель» (знак UFI – 8 выставок, знак РСВЯ – 12);

 

·  «Строительство» (знак UFI – 7, знак РСВЯ – 29);

 

·  «Продукты питания» (знак UFI – 6, знак РСВЯ – 10);

 

·  «Промышленная продукция, технологии и средства производства» (знак UFI – 5, знак РСВЯ – 16).

 

Анализ выставок, прошедших  в Москве в течение 2006 года, дает следующее деление общего их количества по числу экспонентов (диаграмма 4):

 

 

 

Диаграмма 4

 

В соответствии с полученными  данными в 60% московских выставок в 2006 году принимали участие от 50 до 200 предприятий, как, впрочем, и в  абсолютном большинстве региональных выставок.

 

Только 9 крупнейших московских выставок имеют более 1000 экспонентов: «Здравоохранение», «Золотая осень», «World food Moscow», «Мебель», Mosbuild, «Текстильлегпром» (весна, осень), «Продэкспо», Mitt.

 

Достоверной статистики по всем региональным выставкам России не существует. РСВЯ включает в отчет информацию только о выставках членов Союза, что составляет примерно 61% от общего количества региональных выставочных  мероприятий. По данным РСВЯ около 46,4% от общего количества экспонентов на выставках членов РСВЯ участвуют  в московских выставках, 14,4% – в  выставках в Санкт-Петербурге, 39,2%-остальные  регионы (см. диаграмму 5)*.

 

Около половины всех отечественных  экспонентов выбирают выставки двух столиц: 51,1%-Москва, 34,2% – Санкт-Петербург, 14,7%-остальные регионы (см. диаграмму 6)*. Иностранцы практически полностью ориентированы на Москву: 67,6% зарубежных экспонентов работает только на московских выставках, и лишь 19,7% – на региональных (см. диаграмму 7)*.

 

 

 

Диаграмма 5                              Диаграмма 6           Диаграмма 7

 

Анализ распределения  выставок по тематикам показывает, что строительная отрасль по-прежнему является абсолютным лидером по количеству (242) и качеству выставок.

 

Наиболее популярными  являются специализированные выставки по следующим тематикам:

 

·  «Жилище и интерьер, предметы домашнего и хозяйственного обихода, мебель, бытовые приборы» (124);

 

·  «Продукты питания, напитки, табак. Пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности» (119);

 

·  «Спорт, отдых, туризм, инвентарь  и снаряжение» (130). По каждому из этих направлений проходит 6–7% от общего количества российских выставок.

 

2.2 Крупнейшие международные  туристические выставки и биржи

 

 

 

ITB – международная туристическая  биржа в Берлине. Как считают  специалисты, Германия – европейский  лидер по проведению международных  специализированных выставок.

 

Гостей ITB привлекают продуманность  и организованность экспозиций, большое  число профессионалов и почти  полное отсутствие случайных посетителей.

 

Всему туристскому миру известен этот грандиозный форум, благоприятный  для общения и установления всесторонних коммерческих связей. В Берлине представлены все сегменты индустрии: путешествия, дорожно-транспортные компании, туроператоры, международные туристские союзы, техническое  оснащение и многое другое. На бирже  участвуют представители более 170 стран, а посетителей порядка 140 тысяч.

 

В ходе выставки помимо собственно осмотра экспозиций можно принять  участие в различных семинарах, симпозиумах, встречах с экспертами, «круглых стола». А посетители представляют все многообразие бизнеса, связанного с путешествиями и отдыхом. Это  туроператоры, агенты, хотельеры и издатели профессиональной литературы. Участники крупномасштабного шоу демонстрируют свои достижения широкому кругу профессионалов.

 

          WTM (World Travel Market) – Всемирная туристическая биржа в Лондоне;

 

FITUR – международная туристская  выставка-биржа в Мадриде –  одна из крупнейших в мире  выставок. По мнению ее постоянных  участников, помимо выполнения представительских  функций в Мадрид приезжают  для подписания коммерческих  соглашений международного масштаба, оптовых продаж турпродукта, обмена  опытом и консультаций. В рамках  форума проводятся конференции,  семинары и встречи. Все, что  необходимо для создания рабочей  атмосферы.

 

В числе участников – туроператоры, транспортные фирмы, гостиничный и  ресторанный бизнес, официальные  туристские организации и ассоциации, СМИ, фирмы по организации встреч и конференций.

 

BIT – Международная туристская  выставка-биржа в Милане –  считается самой известной и  крупной туристской ярмаркой  в Италии, где представлены лучшие  предложения местных компаний. За  четверть века у ярмарки определился  постоянный состав участников, представляющих  крупнейшие турфирмы Италии и  Европы. Каждый год число их  растет.

 

Миланская ярмарка обладает всеми возможностями для успешного  ведения переговоров и заключения контрактов по оптовым и розничным  продажам.

 

Mitt – международная выставка «Путешествия и Туризм» в Москве. Это самая крупная в России ярмарка выездного туризма. Если по аналогии, Mitt по своей сути ближе к рабочим FITUR и BIT, чем к имиджевым ITB и WTM. Конечно, все перечисленные выставки, так или иначе, схожи. У них практически одни и те же участники: работа на крупных форумах для компании с именем входит в негласный список требований профессиональной этики.

 

По сравнению с западными, московская биржа, по словам директора Mitt, выделяется своей активностью. И ее рабочий смысл преобладает над имиджевым даже в большей степени, чем в Мадриде или Милане. Объяснение простое: российский рынок до сих пор находится в стадии развития.

 

British Travel Trade Fair 2008 – международная крупнейшая туристическая выставка в Великобритании традиционно проходит весной, в самом начале сезона отпусков. Ежегодно в экспозиции принимают участие более 300 ведущих компаний отрасли: туроператоры и турагентства, отели и курорты, производители спортивной одежды и туристического снаряжения. Выставку посещают более 3000 специалистов и торговых представителей.

 

BTTF ежегодно проводится  в одном из крупнейших выставочных  центров Бирмингема «National Exhibition Centre» и собирает представителей крупнейших в Европе и мире транспортных компаний, гостиниц, санаториев, парков развлечений и других организаций.

 

В BTTF приняли участие более 3 500 специалистов в сфере туризма. Организаторами ярмарки созданы  все условия для проведения деловых  встреч и семинаров, на которых можно  будет обсудить проблемы развития бизнеса, получить консультации, а также заключить  взаимовыгодные контракты.

 

BTTF привлекает внимание  туроператоров, страховых агентов,  гидов, представителей транспортных  компаний, гостиниц и санаториев, музеев и парков развлечений.

 

Международная Туристская Ярмарка MITF, проводимая Комитетом по туризму  города Москвы, стала традиционной и зарекомендовала себя как одно из значительных событий в мире российского  турбизнеса. Являясь официальным  мероприятием Правительства Москвы, Ярмарка «MITF», в то же время, единственная крупнейшая туристическая выставка страны, проводимая российским выставочным  оператором. Первоначально нацеленная на продвижение туристических возможностей Москвы и России. Ярмарка способствует развитию туристического бизнеса страны в целом, решению его отраслевых задач и проблем.

 

Отличительной особенностью ярмарки является ее ориентированность  на конечного потребителя. Она отвечает, в первую очередь, интересам специалистов из туристических агентств, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса, предоставляя им возможность  реализации своих предложений клиенту  напрямую непосредственно перед  началом летнего туристического сезона. А для туроператоров, участие  в «MITF» – это возможность  повышения имиджа компании, продвижения  ее бренда среди широкого круга потенциальных  потребителей. В прошедшей Ярмарке приняли участие – авиакомпании, гостиницы, санатории и курорты, национальные представительства иностранных государств, музеи, специализированные СМИ, крупнейшие российские и зарубежные туроператоры (ВАО «Интурист», Натали-Турс, Орфей, DSBW-tours, UTS, Ванд Интернэшнл, Спектрум, Супер Нова, BSI group, Мегаполюс (UTE), Эрцог, И-Турс, Bentour, Джет Трэвел и др.).

Информация о работе Выставки и ярмарки как инструменты маркетинговой технологии реализации туристского продукта