Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:54, курсовая работа
Выставки и ярмарки – это не просто форум или рынок. Они являются незаменимыми помощниками каждого предпринимателя. Анализируя современную бизнес-действительность, можно с уверенностью сказать: за последние пять – шесть лет количество проводимых выставок и ярмарок стремительно возросло и продолжает увеличиваться с каждым последующим годом. Расширяются уже существующие выставочные центры, появляются новые, а сама выставочная индустрия приобрела совершенно иные размахи, чем когда бы то ни было.
Реализация каждой отдельно взятой задачи требует соответствующей организации, регулирования и контроля.
Безусловно, вышеуказанные
подходы гораздо легче
Экономическое процветание невозможно без реализации принципа, заложенного в основу маркетинга, заключающегося в том, что вся деятельность предприятия должна ориентироваться на конечную цель – удовлетворение потребностей клиента.
Таким образом, требование маркетинга
является обязательным для любой
предпринимательской структуры. В
случае заинтересованности этой структуры
в участии на выставке это участие
должно рассматриваться как
Последствия участия в
выставке нужно осмысливать в
рамках общей концепции маркетинговой
политики предприятия. За счет участия
в выставке предприятие добивается
для себя положительного синергического
эффекта. Выставка будет успешной, прежде
всего, в том случае, если будет
обеспечено ее согласование с другими
составляющими инструмента
Выставки и ярмарки как инструмент маркетинга
биржа выставка туристический маркетинг
Выставочный бизнес в России
в настоящее время представляют
около 450 фирм – организаторов выставок,
а также предоставляющих иные
выставочные услуги (застройка, дизайн
и др.). Основную роль на рынке играют
фирмы, имеющие собственные
Ведущие выставочные компании
образовали Международный союз выставок
и ярмарок (МСВЯ). Члены МСВЯ проводят
все наиболее значимые выставки федерального
и регионального значения. В Российской
Федерации ежегодно проводится около
2 тыс. выставочных мероприятий, причем,
только 45 российскими членами
В настоящее время в
России действует 16 выставочных комплексов,
общая площадь которых
По экспертным оценкам, за период 2003–2007 гг. произошел почти двукратный рост числа выставок и количества участников выставок, значительно улучшилось их качество. Происходит увеличение доли специализированных выставок по сравнению с универсальными выставками и ярмарками и национальными выставками зарубежных стран, проводимых в России.
Динамичное развитие получили туристические выставки. Всего в России ежегодно проводится свыше 70 туристических выставок, которые посещает более полумиллиона посетителей. Таким образом, имеет место ярко выраженная тенденция к дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности в стране, что оказывает стимулирующее влияние на повышение экономической активности в субъектах Федерации и на развитие российской экономики в целом.
В 2007 году в России проводилось около 2100 выставок. На Москву приходится 580 мероприятий (28% от общего количества), на Санкт-Петербург – 155 (7%) (см. диаграмму 1). Организацией и проведением выставок в 69 городах России занимаются 273 компании (см. диаграмму 2), в том числе:
· в Москве – 154 (56% от общего количества работающих в России организаторов выставок);
· в Санкт-Петербурге – 19 (7%);
· в других городах России – 100 (37%).
Надо заметить, что в столице 86 компаний проводят по одной или по две выставки. Очевидно, что их нельзя назвать специализированными выставочными компаниями в общепринятом смысле, они представляют собой отраслевые ассоциации и объединения, или являются специально созданной дирекцией одной выставки. В то же время 13 крупнейших московских выставочных компаний (АйТиИ, «ГАО «ВВЦ», «Евроэкспо», «Защита Экспо», «Крокус Экспо», «Максима», «Мессе Дюссельдорф», MVK, «Рестэк», «Экспо-парк Выставочные проекты», «Эксподизайн», «Экспоцентр») проводят в сумме почти половину общего числа выставок в столице.
В настоящее время
Действительными членами Всемирной Ассоциации выставочной индустрии (UFI) в настоящее время являются 27 выставочных компаний, работающих в России, из них в Москве и в Санкт-Петербурге – 22 фирмы.
Лучшие выставки -182 российские выставки имеют Знак РСВЯ. В Москве проходят 76 из них, в Санкт-Петербурге – 30. Знак UFI присвоен 73 российским выставкам, 55 из них проходит в Москве, 11 – в Санкт-Петербурге (см. диаграмму 3).
Диаграмма 1 Диаграмма 2 Диаграмма 3
Наибольшее количество мероприятий, получивших признание в России и за ее пределами, проходит по следующим тематикам:
· «Жилище и интерьер, мебель» (знак UFI – 8 выставок, знак РСВЯ – 12);
· «Строительство» (знак UFI – 7, знак РСВЯ – 29);
· «Продукты питания» (знак UFI – 6, знак РСВЯ – 10);
· «Промышленная продукция, технологии и средства производства» (знак UFI – 5, знак РСВЯ – 16).
Анализ выставок, прошедших в Москве в течение 2006 года, дает следующее деление общего их количества по числу экспонентов (диаграмма 4):
Диаграмма 4
В соответствии с полученными данными в 60% московских выставок в 2006 году принимали участие от 50 до 200 предприятий, как, впрочем, и в абсолютном большинстве региональных выставок.
Только 9 крупнейших московских выставок имеют более 1000 экспонентов: «Здравоохранение», «Золотая осень», «World food Moscow», «Мебель», Mosbuild, «Текстильлегпром» (весна, осень), «Продэкспо», Mitt.
Достоверной статистики по всем региональным выставкам России не существует. РСВЯ включает в отчет информацию только о выставках членов Союза, что составляет примерно 61% от общего количества региональных выставочных мероприятий. По данным РСВЯ около 46,4% от общего количества экспонентов на выставках членов РСВЯ участвуют в московских выставках, 14,4% – в выставках в Санкт-Петербурге, 39,2%-остальные регионы (см. диаграмму 5)*.
Около половины всех отечественных экспонентов выбирают выставки двух столиц: 51,1%-Москва, 34,2% – Санкт-Петербург, 14,7%-остальные регионы (см. диаграмму 6)*. Иностранцы практически полностью ориентированы на Москву: 67,6% зарубежных экспонентов работает только на московских выставках, и лишь 19,7% – на региональных (см. диаграмму 7)*.
Диаграмма 5 Диаграмма 6 Диаграмма 7
Анализ распределения выставок по тематикам показывает, что строительная отрасль по-прежнему является абсолютным лидером по количеству (242) и качеству выставок.
Наиболее популярными являются специализированные выставки по следующим тематикам:
· «Жилище и интерьер, предметы домашнего и хозяйственного обихода, мебель, бытовые приборы» (124);
· «Продукты питания, напитки, табак. Пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности» (119);
· «Спорт, отдых, туризм, инвентарь и снаряжение» (130). По каждому из этих направлений проходит 6–7% от общего количества российских выставок.
ITB – международная туристическая
биржа в Берлине. Как считают
специалисты, Германия –
Гостей ITB привлекают продуманность и организованность экспозиций, большое число профессионалов и почти полное отсутствие случайных посетителей.
Всему туристскому миру известен этот грандиозный форум, благоприятный для общения и установления всесторонних коммерческих связей. В Берлине представлены все сегменты индустрии: путешествия, дорожно-транспортные компании, туроператоры, международные туристские союзы, техническое оснащение и многое другое. На бирже участвуют представители более 170 стран, а посетителей порядка 140 тысяч.
В ходе выставки помимо собственно осмотра экспозиций можно принять участие в различных семинарах, симпозиумах, встречах с экспертами, «круглых стола». А посетители представляют все многообразие бизнеса, связанного с путешествиями и отдыхом. Это туроператоры, агенты, хотельеры и издатели профессиональной литературы. Участники крупномасштабного шоу демонстрируют свои достижения широкому кругу профессионалов.
WTM (World Travel Market) – Всемирная туристическая биржа в Лондоне;
FITUR – международная туристская
выставка-биржа в Мадриде –
одна из крупнейших в мире
выставок. По мнению ее постоянных
участников, помимо выполнения
В числе участников – туроператоры, транспортные фирмы, гостиничный и ресторанный бизнес, официальные туристские организации и ассоциации, СМИ, фирмы по организации встреч и конференций.
BIT – Международная туристская
выставка-биржа в Милане –
считается самой известной и
крупной туристской ярмаркой
в Италии, где представлены лучшие
предложения местных компаний. За
четверть века у ярмарки
Миланская ярмарка обладает
всеми возможностями для
Mitt – международная выставка «Путешествия и Туризм» в Москве. Это самая крупная в России ярмарка выездного туризма. Если по аналогии, Mitt по своей сути ближе к рабочим FITUR и BIT, чем к имиджевым ITB и WTM. Конечно, все перечисленные выставки, так или иначе, схожи. У них практически одни и те же участники: работа на крупных форумах для компании с именем входит в негласный список требований профессиональной этики.
По сравнению с западными, московская биржа, по словам директора Mitt, выделяется своей активностью. И ее рабочий смысл преобладает над имиджевым даже в большей степени, чем в Мадриде или Милане. Объяснение простое: российский рынок до сих пор находится в стадии развития.
British Travel Trade Fair 2008 – международная крупнейшая туристическая выставка в Великобритании традиционно проходит весной, в самом начале сезона отпусков. Ежегодно в экспозиции принимают участие более 300 ведущих компаний отрасли: туроператоры и турагентства, отели и курорты, производители спортивной одежды и туристического снаряжения. Выставку посещают более 3000 специалистов и торговых представителей.
BTTF ежегодно проводится
в одном из крупнейших
В BTTF приняли участие более 3 500 специалистов в сфере туризма. Организаторами ярмарки созданы все условия для проведения деловых встреч и семинаров, на которых можно будет обсудить проблемы развития бизнеса, получить консультации, а также заключить взаимовыгодные контракты.
BTTF привлекает внимание
туроператоров, страховых
Международная Туристская Ярмарка MITF, проводимая Комитетом по туризму города Москвы, стала традиционной и зарекомендовала себя как одно из значительных событий в мире российского турбизнеса. Являясь официальным мероприятием Правительства Москвы, Ярмарка «MITF», в то же время, единственная крупнейшая туристическая выставка страны, проводимая российским выставочным оператором. Первоначально нацеленная на продвижение туристических возможностей Москвы и России. Ярмарка способствует развитию туристического бизнеса страны в целом, решению его отраслевых задач и проблем.
Отличительной особенностью ярмарки является ее ориентированность на конечного потребителя. Она отвечает, в первую очередь, интересам специалистов из туристических агентств, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса, предоставляя им возможность реализации своих предложений клиенту напрямую непосредственно перед началом летнего туристического сезона. А для туроператоров, участие в «MITF» – это возможность повышения имиджа компании, продвижения ее бренда среди широкого круга потенциальных потребителей. В прошедшей Ярмарке приняли участие – авиакомпании, гостиницы, санатории и курорты, национальные представительства иностранных государств, музеи, специализированные СМИ, крупнейшие российские и зарубежные туроператоры (ВАО «Интурист», Натали-Турс, Орфей, DSBW-tours, UTS, Ванд Интернэшнл, Спектрум, Супер Нова, BSI group, Мегаполюс (UTE), Эрцог, И-Турс, Bentour, Джет Трэвел и др.).