Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:59, реферат
Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.
Государственная поддержка малого бизнеса в США
Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.
Рассмотрим их роль и деятельность подробнее.
Администрация Малого Бизнеса США (The U.S. Small Business Administration – SBA) создана в 1953г. в качестве независимого агентства Федерального Правительства с целью оказания помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранения свободной конкуренции.
Деятельность SBA базируется
на двух основных подходах: ориентация
на конкретного потребителя (клиента)
и качественно-сфокусированное
Девиз SBA: “Главное в бизнесе – качественное обслуживание клиента”.
Одной из основных целей обновления
деятельности SBA является создание агентства
с более высоким уровнем
Деятельность SBA базируется на следующих принципах:
SBA оперирует целым рядом
программ, каждая из которых имеет
свою конкретную цель, сегмент
действия, клиентов, условия участия.
Однородные программы
Две наиболее крупные программы - “7а” и “504”. Причем, эти программы подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.
Цель программы “7а” – предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более $750.000, на 80% для суммы не более $100.000; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Цель программы “504”
– помощь в расширении и модернизации
уже действующих малых
Кроме того, SBA посредством
заключения договоров о сотрудничестве
активно вовлекает в свою деятельность
целый ряд самостоятельных
Деятельность SBA финансируется Федеральным Правительством. Бюджет SBA на 1999г. сбалансирован, что произошло впервые за последние 30 лет. Он составляет $15,3 млрд., что на 15% превышает бюджет текущего финансового года. 72% этих средств направляется на кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса (“7а”); 19,6% - на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий (“504”), этот блок программ отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но оказывает помощь в поиске и приобретении оборудования, осуществлении строительных работ и пр. по возможно более низким расценкам; 7,2% - финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; 0,5% - микрокредиты, которые, как правило, не являются прибыльными, а следовательно, заведомо невозвратными.
Таблица 1
Характеристика программ поддержки малого бизнеса
(по состоянию на 01.05.1999г.)
Программы
1998 финансовый год
1999 финансовый год
Количество заявок
%
Сумма займа, тыс.$
%
Количество заявок
%
Сумма займа, тыс.$
%
Всего
47198
100
10.795.337
100
26.216
100
6.372.270
100
7А
42268
90
9.016.414
84
23.395
89
5.326.384
84
504
4930
10
1.778.922
16
2.821
11
1.045.886
16
Из них в сумме до $100 тыс.
Всего
22696
48
1.305.003
12
11.217
43
634.676
10
Тем не менее, из 100% общего количества клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются спустя один год. Успех деятельности “выживших” возмещает потери национальной экономики с лихвой. Большинство прибыльных компаний США сегодня - это малые предприятия вчера.
SBA разработан отдельный каталог определения размеров малых предприятий. В основу этих стандартов положены следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).
Роль муниципальных структур не менее значительна. Яркое тому доказательство деятельность Муниципалитета г.Сиэттла. Благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса сегодня Сиэттл из провинциального городка превращается в один из развитых центров страны. За последние два года цены на недвижимость в городе выросли в 1,5-2 раза - тем не менее люди охотно едут, хотят здесь жить и зарабатывать. Приведем лишь один факт – крупнейшая мировая компания по производству компьютерных программ “Microsoft”, расположенная в Сиэттле, начинала свою деятельность около 20 лет назад в качестве малого предприятия с числом занятых 3 человека. Не только город, но и штат переживают экономический подъем. Об этом свидетельствует анализ заявок на предоставление кредитов малым предприятиям, который позволил сделать следующие выводы:
93,3% всех проектов
53,3% предполагают новое строительство;
70% клиентов из провинции;
10% заявителей из соседних штатов - Калифорния, Орегон, Айдахо.
Основной своей задачей Правительство и Муниципалитет Сиэттла считают создание для более менее равномерного развития всех районов города. Наиболее неразвитой частью считается Китайский городок (China Town) и прилегающие к нему кварталы. Это и послужило одной из главных причин размещения здесь специально созданного фонда по поддержке малых предприятий с высокой степенью риска (“Community Capital”). Другой проблемой стала безработица. Из-за большого притока эмигрантов даже в середине 90-х годов вопреки беспрецедентному росту потребности в рабочей силе, активной позиции самих трудоустраивающихся, уровень безработицы в Сиэттле превышал городской среднестатистический в три раза.
Исходя из вышеизложенного под эгидой Муниципалитета и Правительства г.Сиэттла реализуется ряд проектов, наиболее современным и перспективным из которых является комплекс программ под общим названием “Сильное решение в пользу нового века” (“Powerful Solution for a New Century”, год создания - 1994г.). Инициаторы - ряд бизнесменов, служащих и Правительство г.Сиэттла, а также некоторые общественные организации. В основе идеи лежит положение о необходимости управления рыночными процессами, поддержки стремлений людей работать и зарабатывать, оказывать содействие развитию экономически неустойчивых предприятий.
О своевременности данного
проекта свидетельствуют
30% их населения живет
за чертой бедности (против среднестатистического
по городу 12,4%, по штату 11,9%), темп
прироста количества людей,
уровень безработицы 11% - более чем в два раза выше среднегородского (4,9%);
44% их детей живут в
нищете, младенческая смертность
в два раза больше
более половины домашних хозяйств
возглавляется женщинами, уровень
безработицы и истощения
8,3% резидентов в возрасте
от 18 до 64 лет говорят на английском
языке плохо; 31% их в возрасте
от 25 лет и старше не имеют
общего образования (для
Исходя из вышеизложенного в рамках этого единого проекта Правительство Сиэттла решило открыть три программы: “Готов заработать” (“Ready to Earn”), “Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний” (“The Business Assistance Centre and Development Lending Company”), “Компания общественного развития Сиэттла” (“The Seattle Community Development Partnership – SCDP”), практическая реализация которых началась в разные периоды 1997г. и уже в начале 1998г. приобрели популярность и доверие со стороны различных слоев общества.
а) Городская программа “Ready to Earn” (“Готов заработать”)
Объектом воздействия являются компании с низким уровнем дохода, занятые в которых находятся на стадии потери рабочих мест (обращаем Ваше внимание - в преддверии потери рабочего места, т.е. это потенциальные безработные, но еще не безработные), нуждаются в переобучении. Как правило, лица, занятые в следующих отраслях, нуждаются в подобных услугах в первую очередь: торговля строениями, производство (manufacturing), занятые в системе здравоохранения, временно работающие.
Кроме средств городской
казны в эту программу
Сама программа начала свою деятельность с инициативы одной из крупных корпораций в штате “Annie E. Casey Foundation” в 1995г. Первый взнос корпорации состоял из суммы в $5 млн., предоставленной на грантовой (т.е. на безвозвратной) основе. С февраля 1997г. сфера деятельности программы расширяется и она получает поддержку со стороны мэра города - в результате создается новый институт “Families and Jobs Opportunity Fund” (“Фонд поддержки семей и тех, кто ищет работу”) с активом в сумме $6,5 млн.
б) Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний (The Business Assistance Centre – BAC and Development Lending Company – DLS).
История создания этой программы необычна - независимо друг от друга две некоммерческие организации по своей инициативе организовали два аналогичных проекта по поддержке развития малого бизнеса посредством кредитования консалтинговых услуг. Затем они были поддержаны и объединены в одну программу Банком Сиэттла по кредитованию малого бизнеса.
Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы - объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходных, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития (расширения) их деятельности. Как правило, это оказание трейнинговых услуг, технической и прочей помощи на кредитной основе.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в США