Государственная поддержка малого бизнеса в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:59, реферат

Краткое описание

Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого бизнеса в США.docx

— 40.15 Кб (Скачать файл)

                     Государственная поддержка малого бизнеса в США

 

Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей  силы задействовано в этом секторе  и т.д. Малое предпринимательство  сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве  ее будущего и помогло Соединенным  Штатам в конкурентной борьбе на мировом  рынке.

Правительство со своей стороны  оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней  – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.

Рассмотрим их роль и деятельность подробнее.

 

Администрация Малого Бизнеса  США (The U.S. Small Business Administration – SBA) создана в 1953г. в качестве независимого агентства Федерального Правительства с целью оказания помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранения свободной конкуренции.

 

Деятельность SBA базируется на двух основных подходах: ориентация на конкретного потребителя (клиента) и качественно-сфокусированное управление. При этом, год 1998 в деятельности Администрации является поворотным прежде всего потому, что при формировании плана развития, определении приоритетов на будущий 1999г. руководство Администрации, проведя опрос владельцев малых компаний, а также изучив запросы своих клиентов, составило доклад Президенту США с подробным изложением результатов предыдущей работы и приемлемых перспектив деятельности SBA. Никогда прежде такой работы не проводилось. В итоге Администрация вынуждена признать необходимость коренного пересмотра системы и культуры управления, изменения организационной структуры и повышения квалификации сотрудников. Реализация и решение этих задач поможет создать более мобильный и эффективный механизм деятельности SBA. Администрация Малого Бизнеса видит смысл своей деятельности в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

 

Девиз SBA: “Главное в бизнесе  – качественное обслуживание клиента”.

 

Одной из основных целей обновления деятельности SBA является создание агентства  с более высоким уровнем эффективности, с меньшей численностью занятых  и низкой себестоимостью услуг. Круг клиентов самый разнообразный: непосредственно  малый предприниматель, заемодатели, ищущие партнеров и пр. Агентство имеет шкалу стандартов наилучшего обслуживания, мониторинг и обновление ее возможны благодаря постоянной обратной связи с клиентами.

 

Деятельность SBA базируется на следующих принципах:

  1. Незамедлительное, вежливое и аккуратное обслуживание клиента по телефону, письменно и визуально.
  2. Продолжение поиска путей по снижению себестоимости обслуживания и созданию более дружеской среды общения при предоставлении информации малым предпринимателям.
  3. Продолжение процесса руководства и поиска новых путей сотрудничества между SBA и клиентами, непосредственно между малыми предпринимателями, с иными партнерами.
  4. Оказание малым предпринимателям специальной технической помощи посредством реализации различных локальных программ.
  5. Продолжение поиска путей облегчения повседневной деятельности малых предприятий.
  6. Продолжение обеспечения и поддержки рабочих связей между малым подрядчиком и федеральными агентствами-заказчиками.

 

SBA оперирует целым рядом  программ, каждая из которых имеет  свою конкретную цель, сегмент  действия, клиентов, условия участия.  Однородные программы объединены  в блоки. Причем, ежегодно идет  процесс обновления и развития  как уже действующих, так и  создания новых направлений. На  сегодняшний день их около  50. Наиболее традиционными и крупными  являются: поддержка деловой активности  женщин и представителей национальных  меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.

 

Две наиболее крупные программы - “7а” и “504”. Причем, эти программы  подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в  нюансах.

 

Цель программы “7а” –  предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности  получить ее обычным путем при  обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более $750.000, на 80% для суммы не более $100.000; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

 

Цель программы “504”  – помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа  “504” предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой  финансирования для покупки недвижимого  имущества, оборудования, технологий. SBA предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать $1 млн. (см. табл. 1).

 

Кроме того, SBA посредством  заключения договоров о сотрудничестве активно вовлекает в свою деятельность целый ряд самостоятельных коммерческих и некоммерческих структур.

 

Деятельность SBA финансируется  Федеральным Правительством. Бюджет SBA на 1999г. сбалансирован, что произошло  впервые за последние 30 лет. Он составляет $15,3 млрд., что на 15% превышает бюджет текущего финансового года. 72% этих средств направляется на кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса (“7а”); 19,6% - на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий (“504”), этот блок программ отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но оказывает помощь в поиске и приобретении оборудования, осуществлении строительных работ и пр. по возможно более низким расценкам; 7,2% - финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; 0,5% - микрокредиты, которые, как правило, не являются прибыльными, а следовательно, заведомо невозвратными.

 

Таблица 1

Характеристика программ поддержки малого бизнеса 

(по состоянию на 01.05.1999г.)

 

Программы 

1998 финансовый год 

1999 финансовый год

 

Количество заявок 

Сумма займа, тыс.$ 

Количество заявок 

Сумма займа, тыс.$ 

%

 

Всего 

47198 

100 

10.795.337 

100 

26.216 

100 

6.372.270 

100

 

7А 

42268 

90 

9.016.414 

84 

23.395 

89 

5.326.384 

84

 

504 

4930 

10 

1.778.922 

16 

2.821 

11 

1.045.886 

16

 

Из них в сумме до $100 тыс.

 

Всего 

22696 

48 

1.305.003 

12 

11.217 

43 

634.676 

10

 

 

Тем не менее, из 100% общего количества клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются спустя один год. Успех  деятельности “выживших” возмещает  потери национальной экономики с  лихвой. Большинство прибыльных компаний США сегодня - это малые предприятия  вчера.

 

SBA разработан отдельный  каталог определения размеров  малых предприятий. В основу этих стандартов положены следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).

 

Роль муниципальных структур не менее значительна. Яркое тому доказательство деятельность Муниципалитета г.Сиэттла. Благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса сегодня Сиэттл из провинциального городка превращается в один из развитых центров страны. За последние два года цены на недвижимость в городе выросли в 1,5-2 раза - тем не менее люди охотно едут, хотят здесь жить и зарабатывать. Приведем лишь один факт – крупнейшая мировая компания по производству компьютерных программ “Microsoft”, расположенная в Сиэттле, начинала свою деятельность около 20 лет назад в качестве малого предприятия с числом занятых 3 человека. Не только город, но и штат переживают экономический подъем. Об этом свидетельствует анализ заявок на предоставление кредитов малым предприятиям, который позволил сделать следующие выводы:

93,3% всех проектов производственного  характера; 

53,3% предполагают новое  строительство; 

70% клиентов из провинции; 

10% заявителей из соседних  штатов - Калифорния, Орегон, Айдахо.

 

Основной своей задачей  Правительство и Муниципалитет  Сиэттла считают создание для более менее равномерного развития всех районов города. Наиболее неразвитой частью считается Китайский городок (China Town) и прилегающие к нему кварталы. Это и послужило одной из главных причин размещения здесь специально созданного фонда по поддержке малых предприятий с высокой степенью риска (“Community Capital”). Другой проблемой стала безработица. Из-за большого притока эмигрантов даже в середине 90-х годов вопреки беспрецедентному росту потребности в рабочей силе, активной позиции самих трудоустраивающихся, уровень безработицы в Сиэттле превышал городской среднестатистический в три раза.

 

Исходя из вышеизложенного  под эгидой Муниципалитета и Правительства  г.Сиэттла реализуется ряд проектов, наиболее современным и перспективным из которых является комплекс программ под общим названием “Сильное решение в пользу нового века” (“Powerful Solution for a New Century”, год создания - 1994г.). Инициаторы - ряд бизнесменов, служащих и Правительство г.Сиэттла, а также некоторые общественные организации. В основе идеи лежит положение о необходимости управления рыночными процессами, поддержки стремлений людей работать и зарабатывать, оказывать содействие развитию экономически неустойчивых предприятий.

 

О своевременности данного  проекта свидетельствуют следующие  факты по наименее развитым районам  города:

30% их населения живет  за чертой бедности (против среднестатистического  по городу 12,4%, по штату 11,9%), темп  прироста количества людей, живущих  за чертой бедности (в среднем  в год) – 4,6%;

уровень безработицы 11% - более  чем в два раза выше среднегородского (4,9%);

44% их детей живут в  нищете, младенческая смертность  в два раза больше среднестатистического  показателя;

более половины домашних хозяйств возглавляется женщинами, уровень  безработицы и истощения которых  несравнимо высок;

8,3% резидентов в возрасте  от 18 до 64 лет говорят на английском  языке плохо; 31% их в возрасте  от 25 лет и старше не имеют  общего образования (для сравнения  среднестатистический показатель - 13,6%).

 

Исходя из вышеизложенного  в рамках этого единого проекта  Правительство Сиэттла решило открыть три программы: “Готов заработать” (“Ready to Earn”), “Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний” (“The Business Assistance Centre and Development Lending Company”), “Компания общественного развития Сиэттла” (“The Seattle Community Development Partnership – SCDP”), практическая реализация которых началась в разные периоды 1997г. и уже в начале 1998г. приобрели популярность и доверие со стороны различных слоев общества.

 

а) Городская программа  “Ready to Earn” (“Готов заработать”)

 

Объектом воздействия  являются компании с низким уровнем  дохода, занятые в которых находятся  на стадии потери рабочих мест (обращаем Ваше внимание - в преддверии потери рабочего места, т.е. это потенциальные  безработные, но еще не безработные), нуждаются в переобучении. Как  правило, лица, занятые в следующих  отраслях, нуждаются в подобных услугах  в первую очередь: торговля строениями, производство (manufacturing), занятые в системе здравоохранения, временно работающие.

 

Кроме средств городской  казны в эту программу задействованы  добровольные вложения таких крупных  компаний, расположенных в Сиэттле, как “Microsoft” (“Майкрософт”), “Boeing” (Боинг”), “Medina Foundation” и др. Кстати, попутно отметим – спонсорство, участие в таких и подобных проектах, конечно, дело не только благотворительное - эти компании получают взамен от Правительства города, штата или даже страны различные льготы; кроме того, нельзя не учитывать социальный эффект: это также один из путей формирования имиджа компании.

 

Сама программа начала свою деятельность с инициативы одной  из крупных корпораций в штате  “Annie E. Casey Foundation” в 1995г. Первый взнос корпорации состоял из суммы в $5 млн., предоставленной на грантовой (т.е. на безвозвратной) основе. С февраля 1997г. сфера деятельности программы расширяется и она получает поддержку со стороны мэра города - в результате создается новый институт “Families and Jobs Opportunity Fund” (“Фонд поддержки семей и тех, кто ищет работу”) с активом в сумме $6,5 млн.

 

б) Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний (The Business Assistance Centre – BAC and Development Lending Company – DLS).

 

История создания этой программы  необычна - независимо друг от друга  две некоммерческие организации  по своей инициативе организовали два  аналогичных проекта по поддержке  развития малого бизнеса посредством  кредитования консалтинговых услуг. Затем  они были поддержаны и объединены в одну программу Банком Сиэттла по кредитованию малого бизнеса.

 

Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее  достаточного опыта работы, не удовлетворенное  своим настоящим положением (уровнем  дохода, характером работы и т.д.) и  желающее изменить ситуацию. Цель данной программы - объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно  в низкодоходных, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития (расширения) их деятельности. Как правило, это оказание трейнинговых услуг, технической и прочей помощи на кредитной основе.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в США