Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:59, реферат
Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.
Таким образом, в Правительстве Сиэттла обратились с инициативой Фонд кредитования экономического развития Сиэттла (“Seattle Economic Development Loan Fond”) и BAC о создании кредитной компании. При этом ВАС оказывает помощь в поиске необходимого оборудования, технологий, партнеров и пр., DLC предлагает свои услуги в организации, формировании и обслуживании кредита малыми предприятиями, в т.ч. осуществляет финансовую поддержку (поиск источников кредитования - как правило, это микрокредиты, выдача гарантий, посреднические услуги в процессе кредитования и поиска партнеров).
Уставный фонд Центра сформирован следующим образом:
Финансовое обеспечение со стороны:
DLC
BAC
Правительства города, тыс.$
175 (35%)
100 (24%)
Прочих источников, тыс.$
311 (65%)
306,837 (76%)
Эти две разные, но тесно
взаимосвязанные программы
в) Содружество общественного развития Сиэттла (The Seattle Community Development Partnership – SCDP)
Программа, основанная совместными усилиями корпораций и государства, предусматривает оказание помощи тем, кто:
желает и может строить жилые дома, но не имеет денежных средств,
имеет средства более или менее достаточные, но нуждается в консалтинговых услугах.
Таким образом, это наилучший путь создания рабочих мест, оказания новых видов услуг, расширения налогооблагаемой базы и получения средств для осуществления новых инвестиций. Первоначальная сумма в виде грантов (т.е. на безвозвратной основе) поступила от корпорации “Ford Fond” в размере $500 тыс., затем $150 тыс. от “Median Foundation” и т.д.
В результате реализации этих программ около 100 тыс. малообеспеченных жителей города оказались “под зонтиком” различного рода кредитных линий, предоставляемых крупными компаниями, Правительством города, вовлечены в различного рода курсы обучения и переобучения, являются участниками активной экономической деятельности, что позволило им значительно улучшить свое материальное и социальное (что в США имеет немаловажное значение) положение. Одна только цифра: при трудоустройстве на новое рабочее место предполагалось предоставить работу с оплатой не ниже $8 в час (при официальном минимуме по штату $6 в час), в среднем оплата труда трудоустроенных составила $8,63 в час; некоторым удалось получить работу в таких престижных компаниях, как “Майкрософт”, которые кроме приличного заработка также предоставляют акции компании, что само по себе является постоянно самовозрастающей стоимостью и практически означает приличное обеспечение на всю жизнь.
Как видно, следуя пословице: “Если хочешь накормить человека, не давай ему рыбу, а научи его ловить ее”, - цель всех этих программ научить людей зарабатывать и разумно тратить заработанное. Как правило, подобные структуры не предоставляют деньги как таковые, пытаясь тем самым фактически заменить роль банковских структур, что недопустимо, - оказываются лишь лоббистские и консалтинговые услуги: где? и как?, а также при необходимости предоставляются гарантии. Причем, обратите внимание: ничего бесплатно не бывает – услуги предоставляются на кредитной основе, т.е. с отсрочкой платежа. В отдельных случаях предоставляются льготные тарифы, но крайне редко.
В Сиэттле, который сейчас динамично развивается и где проживает значительное количество иммигрантов, действует также дополнительная структура - “Community Capital” (“Общественный капитал”), целью деятельности которой является поддержка предприятий с высоким уровнем риска (high risky). Следует отметить: данная структура оказывает поддержку малым предприятиям преимущественно посредством предоставления гарантии заимодателям (кстати, заемщику эта услуга предоставляется не бесплатно – за риск ответственности взимается определенный процент), консультаций, поиска возможных партнеров и т.д., т.е. непосредственно ссуду предпочтительнее не предоставлять, чем заменялась бы роль банковских структур, что недопустимо, да еще на льготных условиях (что, кстати, тем более недопустимо при наличии высокого уровня инфляции).
Весьма интересен опыт финансирования “Community Capital”: первоначальный Уставный фонд сформирован со стороны Муниципалитета Сиэттла, причем деньги выданы на возвратной основе под процент на один год, после чего никаких перечислений со стороны государственных структур не предусматривается - ассоциация самостоятельно ведет бизнес, находит спонсоров. Такой подход, полагаю, экономически весьма разумен, поскольку исключает иждивенческий стиль работы и стимулирует к творческому подходу. Что касается ссуды, то фонд предоставляет ее далеко не на льготной основе – под процент, в 1,5 раза превышающий банковский. В целом, 76% обслуживаемых клиентов “выживают” в конкурентной борьбе.
Как видим, цели и задачи у организаций разных уровней одинаковы, а способы реализации различны.
Государственная поддержка малого бизнеса в США
Известно, малый бизнес является “хребтом” экономики США: он производит 40% ВНП, создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней – Федеральная (SBA) и различного рода муниципальные.
Рассмотрим их роль и деятельность подробнее.
Администрация Малого Бизнеса США (The U.S. Small Business Administration – SBA) создана в 1953г. в качестве независимого агентства Федерального Правительства с целью оказания помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранения свободной конкуренции.
Деятельность SBA базируется
на двух основных подходах: ориентация
на конкретного потребителя (клиента)
и качественно-сфокусированное
Девиз SBA: “Главное в бизнесе – качественное обслуживание клиента”.
Одной из основных целей обновления
деятельности SBA является создание агентства
с более высоким уровнем
Деятельность SBA базируется на следующих принципах:
Незамедлительное, вежливое и аккуратное обслуживание клиента по телефону, письменно и визуально.
Продолжение поиска путей по снижению себестоимости обслуживания и созданию более дружеской среды общения при предоставлении информации малым предпринимателям.
Продолжение процесса руководства и поиска новых путей сотрудничества между SBA и клиентами, непосредственно между малыми предпринимателями, с иными партнерами.
Оказание малым
Продолжение поиска путей облегчения повседневной деятельности малых предприятий.
Продолжение обеспечения
и поддержки рабочих связей между
малым подрядчиком и
SBA оперирует целым рядом
программ, каждая из которых имеет
свою конкретную цель, сегмент
действия, клиентов, условия участия.
Однородные программы
Две наиболее крупные программы - “7а” и “504”. Причем, эти программы подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.
Цель программы “7а” – предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более $750.000, на 80% для суммы не более $100.000; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Цель программы “504”
– помощь в расширении и модернизации
уже действующих малых
Кроме того, SBA посредством
заключения договоров о сотрудничестве
активно вовлекает в свою деятельность
целый ряд самостоятельных
Деятельность SBA финансируется Федеральным Правительством. Бюджет SBA на 1999г. сбалансирован, что произошло впервые за последние 30 лет. Он составляет $15,3 млрд., что на 15% превышает бюджет текущего финансового года. 72% этих средств направляется на кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса (“7а”); 19,6% - на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий (“504”), этот блок программ отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но оказывает помощь в поиске и приобретении оборудования, осуществлении строительных работ и пр. по возможно более низким расценкам; 7,2% - финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; 0,5% - микрокредиты, которые, как правило, не являются прибыльными, а следовательно, заведомо невозвратными.
Таблица 1
Характеристика программ поддержки малого бизнеса
(по состоянию на 01.05.1999г.)
Программы
1998 финансовый год
1999 финансовый год
Количество заявок
%
Сумма займа, тыс.$
%
Количество заявок
%
Сумма займа, тыс.$
%
Всего
47198
100
10.795.337
100
26.216
100
6.372.270
100
7А
42268
90
9.016.414
84
23.395
89
5.326.384
84
504
4930
10
1.778.922
16
2.821
11
1.045.886
16
Из них в сумме до $100 тыс.
Всего
22696
48
1.305.003
12
11.217
43
634.676
10
Тем не менее, из 100% общего количества клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются спустя один год. Успех деятельности “выживших” возмещает потери национальной экономики с лихвой. Большинство прибыльных компаний США сегодня - это малые предприятия вчера.
SBA разработан отдельный каталог определения размеров малых предприятий. В основу этих стандартов положены следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).
Роль муниципальных структур не менее значительна. Яркое тому доказательство деятельность Муниципалитета г.Сиэттла. Благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса сегодня Сиэттл из провинциального городка превращается в один из развитых центров страны. За последние два года цены на недвижимость в городе выросли в 1,5-2 раза - тем не менее люди охотно едут, хотят здесь жить и зарабатывать. Приведем лишь один факт – крупнейшая мировая компания по производству компьютерных программ “Microsoft”, расположенная в Сиэттле, начинала свою деятельность около 20 лет назад в качестве малого предприятия с числом занятых 3 человека. Не только город, но и штат переживают экономический подъем. Об этом свидетельствует анализ заявок на предоставление кредитов малым предприятиям, который позволил сделать следующие выводы:
93,3% всех проектов
53,3% предполагают новое строительство;
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в США