Девиантное поведение у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:47, реферат

Краткое описание

Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.
Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение у старших подростков.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

Исследование на тему:

 

«Девиантное поведение у старших подростков»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛИ

СТУДЕНТКИ 4 КУРСА

403 ГРУППЫ:

Болотина Екатерина и

Смирнова Лариса

Проверила:

                                                                                                                                  Казакова Т.В.

                                                         Москва 2014

Девиантное поведение у старших подростков

Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.

Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К отклоняющемуся поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность), т.е. с нарушенным процессом социализации.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Целью исследования является изучение склонности к проявлению форм девиантного поведения у старших подростков.

Объектом исследования в нашей работе является девиантное поведение. Предмет исследования - склонность к проявлению форм девиантного поведения у старших подростков.

В нашем исследовании гипотеза звучит следующим образом: в старшем подростковом возрасте мальчики более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем девочки.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

.Провести анализ научной  литературы по проблеме девиантного поведения;

.Изучить общую характеристику  девиантного поведения (типы, причины отклоняющегося поведения);

.Исследовать склонность  к проявлению форм девиантного поведения у учеников средних классов школы.

 

Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение». Понятие «нормы».

 
Девиантное поведение (в широком смысле) - это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение.

В мировой научной литературе существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение». Общим в них является то, что для совершения поступка, отклоняющегося от нормы, необходимы следующие компоненты. Во-первых, сам человек, которому свойственно совершение девиантного поступка. Во-вторых, норма (или ожидание), которая нарушается, и это нарушение придает поведению индивида характер девиантного. И, наконец, в-третьих, это конкретный другой человек, группа или организация, чьи ожидания (принятая ими норма) были нарушены, и это вызвало реакцию на поведение нарушителя принятой нормы.

Этнокультурный подход рассматривает девиантное поведение через призму традиций определенного сообщества людей: девиантом, прежде всего, считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме, а также тот, кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультурным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, то потребность в оперировании понятием «девиация» возникает в случае сопоставления сложившихся традиций с инновациями, их разрушающими. Возникает возможность столкновения норм, которое происходит в виде асоциального явления, или начинает восприниматься новая, прогрессивная норма, следование которой способствует развитию общественных отношений.

Девиантное поведение в рамках гендерного подхода имеет свою специфику. Девиантным может считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальной ориентации человека.

Социологический подход к исследованию девиации фокусирует внимание на следующих моментах: конструировании социальных связей; участии в формальных и неформальных видах активности внутри сообщества; выделении дезорганизующих факторов, ведущих к конфликтным ситуациям и социальной напряженности; проблеме их снятия или смягчения; разработке и организации государственной политики.

Заслуживает внимания виктимологический подход к исследованию девиантного поведения, сложившийся в русле интеракционистских взглядов. Научный поиск ориентируется на исследование поведения жертвы, которая в ситуации преступления может облегчать и даже провоцировать преступную агрессию. Представляет интерес анализ поведенческих стратегий агрессора и жертвы как посылов преступного поведения.

Особое значение в социально-психологическом подходе исследований девиантного поведения имеет его изучение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности. Согласно данному подходу, норма - это способность к установлению душевных контактов с окружающими, подчинение поведения общественным целям, выбор законных средств, эффективных для достижения личных целей, и др.

Таким образом, девиантное поведение проявляется в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонений человека от осуществления нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. «Норма» - предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки.

В.Д. Менделевич отмечает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Потому для определения девиантности необходимо опираться на знание нормы. В психологии норма рассматривается в качестве эталона поведения. Следование личности принятым в конкретное время в данном сообществе нравственным требованиям можно рассматривать как эталон, нарушение которого и сигнализирует о девиантности поведения человека.

Понятие «норма» включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы».

Социальная норма - это предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Это то, что человек в первую очередь должен усвоить в процессе социализации. Человек формируется как личность в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, определяющие его как социальное существо. Поэтому социальные нормы приобретают особое значение, «они используются как условие и детерминанты собственно социального развития личности».

Психическая норма - это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявления психической активности человека. Наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности; соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сферы личности; способность к адаптации в микросоциальных условиях; способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены ситуаций.

Отклонение от социальных и психических норм является основной характеристикой поведения, опасного как для общества, так и для девианта. «Нормальный» человек - это человек соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности - от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся) [9].

Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно. Четкой границы между поведением «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Люди отличаются мерой выполнения или невыполнения моральных и правовых норм общения и деятельности. В силу этого возникают разные виды отклоняющегося от нормы, нарушенного поведения.

Обобщив все вышесказанное, можно отметить, что в науке существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение»: этнокультурный, гендерный, социологический, социально-психологический, виктимологический.

Понятие «норма» в психологии девиантного поведения включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы». Поведенческая «норма» не имеет четкого определения.

 

Типы девиантного поведения

 

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

Согласно классификации Е.В. Змановской, существуют 3 типа отклоняющегося поведения: антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение.

Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законом.

Под делинквентным поведением подростков обычно подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи.

Антисоциальное поведение подростков характеризуется агрессивностью, лживостью, крайним непослушанием, враждебностью к учителям и родителям, дерзостью и сквернословием.

Основной причиной проявления форм делинквентного поведения являются недостатки воспитания или другие социальные причины (неполная семья, нарушения характера (акцентуации) и др.)

Различные формы проявления делинквентности (например, побеги) происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Антисоциальное поведение возникает: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Проявляется в основном в форме агрессивного поведения, злословия, лживости, а также, в стремлении принадлежать к определенной субкультурной организации.

Причинами аморального поведения могут быть неблагоприятные семейные, социальные условия, массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания.

Агрессивным поведением подростков называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Это означает, что он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или совершает агрессивные действия. В косвенной форме агрессия скрывается под неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией.

Факторами агресивного поведения могут служить: стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия.

У некоторых подростков стремление запугать окружающих, держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами (например, потребности в социальном признании, доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные потребности и т.д.). Сам подросток, как правило, отличается рядом черт характера, сложившихся под влиянием определенных микросоциальных условий. Имеют значение при этом и элементы психофизиологических трудностей взросления (плохое самочувствие, резкие колебания настроения, неустойчивость психики в период полового созревания и т. д.).

Информация о работе Девиантное поведение у старших подростков