Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:47, реферат
Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.
Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.
При этом девиантное действие выступает: в качестве средства достижения цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении .
Обобщив все вышесказанное, можно отметить, что к основным причинам девиантного поведения относятся: состояние конфронтации индивида с обществом (аномия); особенности внутренней культуры человека; потеря смысла жизни; невозможность реализации потенциала человека; биологичекие причины (хронические заболевания, патологии, психические отклонения, возрастные особенности) и социальные причины (нарушенный процесс социализации, неправильное воспитание, социальное неравенство, нравственная деградация общества).
ВЫВОДЫ
Девиантное поведение - это поведение человека, отклоняющееся от социальной нормы. Отклоняющимся от нормы поведение можно назвать если поведение не соответствует принятым на определенной территории в определенный отрезок времени нормам. Девиантное поведение тесно связано с психологическими особенностями личности, с ее внутренними конфликтами и переживаниями. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации. В процессе социализации у человека должно происходить осознание своей ответственности за преодоление социальных и моральных норм. При нарушенном процессе социализации нормы, правила и предписания воспинимаютмя неверно или неточно и, следовательно, не выполняются.
Отклоняющееся поведение тесно связано с понятием «норма». Так как понятие нормы трактуется в разных отраслях психологии по-разному, то и понятие девиантного поведение тоже носит характер относительности. Оно зависит от национальности, временной эпохи, нравов и обычаев общества, в котором человек находится. Существуют социальные и психологические нормы. И те, и другие прививаются человеку обществом, но, в отличие от социальных, психологические нормы или нормы морали человек определяет для себя сам, точнее он сам решает выполнять их или нет. За невыполнение нормы морали не предусматривается наказание.
Существует множество классификаций отклоняющегося поведения. Е.В. Змановская подразделяет такое поведение на 3 типа: антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение.
Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Подобное поведение уголовно наказуемо. Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное поведение.
Основными причинами девиантного поведения являются: врожденные умственные и физические отклонения, заболевания (хронические), различные патологии (дефекты тела и органов чувств), психические и физиологические нарушения развития, отклоняющийся процесс социализации, нарушения воспитательного процесса, возрастные особенности, а также, нравственная деградация общества в целом.
Главной причиной отклоняющегося поведения подростков является социальная и физическая незрелость. К основным причинам проявления девиаций в старшем подростковом возрасте также можно отнести: конфликты во внутрисемейных отношениях и других социальных контактах, неуверенность подростка в себе, заниженная самооценка, стремление к независимости и возрастные особенности (кризис подросткового возраста и т.д.).
девиантное отклоняющее поведение ученик
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
.1 Исследование девиаций у старших подростков
Базой для проведения исследования послужила МОУ СОШ № 37 в г. Иркутске. В исследовании принимали участие учащиеся 8 класса А: 13 мальчиков и 17 девочек. Возраст испытуемых: 14-15 лет.
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.
Всем подросткам, участвовавшим в исследовании, была предложена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками». (*находится в Приложении 1), состоящая из девяти вопросов: о взаимоотношениях подростка с родителями, о взаимоотношениях подростка с одноклассниками, а также, содержащая общие вопросы (состав семьи, место работы родителей, увлечения). Анкета была составлена таким образом, чтобы на основании полученных данных можно было сделать вывод о том, насколько благополучна психологическая атмосфера в семье подростка и в классе, где он обучается.
Конкретно, первый вопрос из анкеты (о составе семьи) позволяет выяснить: в полной или неполной семье воспитывается подросток, кто из родителей принимает большее участие в воспитании подростка. В дальнейшем, полученные результаты по данному вопросу могут быть использованы для определения связи между составом семьи и склонностью к девиантному поведению у старших подростков, т.е. для исследования влияния особенностей воспитания на девиантное поведение подростков.
Вопросы №3, 4 и 5 позволяют выяснить насколько комфортно чувствует себя подросток дома, кому из родственников он отдает предпочтение в общении, какова, в целом, психологическая атмосфера в семье (качество взаимоотношений подростка с семьей). Вопрос №3 («Какие у Вас отношения с семьей?») - развернутый, имеет четыре варианта ответов, что позволяет оценить качество взаимоотношений подростка с семьей и, на основании ответов, разделить всех испытуемых как минимум, на 2 категории: подростки, чьи взаимоотношения с семьей близкие, дружеские, хорошие; подростки, с нейтральными или плохими взаимоотношениями в семье.
Ответы на вопросы №7, 8 и 9 дают представление о том, насколько комфортно чувствует себя подросток в классе, в котором он обучается, насколько подросток общителен, какова, в целом, психологическая атмосфера в классе (качество взаимоотношений подростка с классом).
Вопросы №8 и 9 («Со сколькими одноклассниками Вы общаетесь каждый день?» и «Скольких людей в классе Вы можете назвать своими друзьями?») - развернутые, каждый из них имеет по четыре варианта ответов, что позволяет оценить качество взаимоотношений подростка с классом, выяснить, насколько подросток открыт для общения. Ответы на данные вопросы дают возможность разделить всех испытуемых на 3 группы, на основании удовлетворенности общением с одноклассниками, т.е. качеством взаимоотношений подростка с классом.
Также, анкета содержит вопросы общего плана (профессия родителей, хобби, увлечения). Эти вопросы служат для того, чтобы настроить подростка на процедуру дальнейшего психодиагностического исследования.
Таким образом, анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками» помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками.
Для исследования девиантного поведения у старших подростков использовался также метод психодиагностики. Для этого были использованы следущие методики:
.Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);
.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).
Описание методик:
.«Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл).
Назначение: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы: служебная (установки на социально-желательные ответы), склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению, а также, шкала принятия женской социальной роли (только для девочек).
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам.
Показателем степени склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП является коэффициент степени склонности к отклоняющемуся поведению. Это усредненный балл по всем шкалам методики, который позволяет определить степень склонности к отклоняющемуся поведению у каждого отдельного испытуемого или у группы испытуемых (мальчики; девочки). Степень склонности к отклоняющемуся поведению может быть: низкой, средней, высокой.
.«Методика диагностики показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки).
Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.
Виды реакций. Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:
.Физическая агрессия - использование
физической силы против
.Косвенная - агрессия, не
направленная непосредственно
.Раздражение - готовность
к проявлению негативных
.Негативизм - оппозиционная
манера поведения от
.Обида - зависть и ненависть
к окружающим за
.Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
.Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
.Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Показателями агрессивности и враждебности по данной методике являются: индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу), индекс агрессивности (1, 3, 7 шкалы). Результаты по группам шкал суммируются. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности - 7±3.
Общая степень склонности к девиантному поведению будет складываться из показателей: степени склонности к отклоняющемуся поведению (низкая, средняя, высокая) и индексов агрессивности и враждебности (низкий, средний, высокий). Главным определяющим показателем является коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению (по методике СОП, А.Н. Орёл), вторым по значимости является показатель - индекс агрессивности и индекс враждебности (А.Басс - А.Дарки). Выбранные методики позволяют исследовать различия между девочками и мальчиками в склонности к проявлению форм девиантного поведения у старших подростков.
.2 Анализ результатов исследования
С помощью метода анкетирования нам удалось:
.Проанализировать семейные
взаимоотношения и условия
.Проанализировать
На основании полученных данных мы определили соотношение подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, соотношение подростков с благоприятной и неблагоприятной психологической атмосферой в семье, в классе.
Среди тридцати опрошенных подростков лишь семеро воспитываются в неполной семье, причем трое из них - мальчики; 23 подростка из класса воспитываются в полной семье, включающей бабушек, дедушек, сестёр, братьев и других родственников, из них десять мальчиков.
Большая часть опрошенных утверждает, что их отношения внутри семьи являются «близкими, дружескими» (26 подростков из 30). Остальные оценивают свои взаимоотношения с семьей как «не очень близкие, но хорошие» (4 из 30, из них 2 - мальчика). Большинство подростков выделяют мать как самого близкого человека, с которым они всегда себя комфортно ощущают, с которым проводят больше времени, чем с другими членами семьи. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях (все семеро воспитываются матерями) особо подчеркивают ценность для них матери, отвечая на вопросы развернуто: «Я люблю свою маму» или «Мама - самый важный человек в моей жизни» и т.д. Что касается подростков из полных семей, они тоже чаще выделяют мать как более близкого родственника (18 подростков из 23-х). Также, некоторые подростки выделяют сестёр и братьев, как членов семьи, с которыми они комфортнее всего себя чувствуют (5 из 23-х, все они - мальчики). В целом, и подростки и из неполных, и подростки из полных семей комфортно чувствуют себя в кругу семьи, их устраивает психологическая атмосфера в семье, они оценивают свои взаимоотношения с семьей как близкие, дружеские или не очень близкие, но хорошие.
Информация о работе Девиантное поведение у старших подростков