Девиантное поведение у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:47, реферат

Краткое описание

Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.
Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение у старших подростков.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

Девиантное поведение негативной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

В науке существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение»: этнокультурный, гендерный, социологический, социально-психологический, виктимологический.

Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Понятие «норма» в психологии включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы». Социальная норма - это предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма - это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявления психической активности человека. Отклонение от социальных и психических норм является основной характеристикой поведения, опасного как для общества, так и для девианта. Понятие нормы весьма неоднозначно.

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Согласно классификации Е.В. Змановской, существуют 3 типа отклоняющегося поведения: антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение.

Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное поведение.

К основным причинам девиантного поведения относятся: состояние конфронтации индивида с обществом (аномия); особенности внутренней культуры человека; потеря смысла жизни; невозможность реализации потенциала человека; биологичекие причины (хронические заболевания, патологии, психические отклонения, возрастные особенности) и социальные причины (нарушенный процесс социализации, неправильное воспитание, социальное неравенство, нравственная деградация общества).

Девиантное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь подростки считают, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации.

Для проведения исследования девиантного поведения у старших подростков в качестве испытуемых было выбрано 30 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет.В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.

Анкетирование. Нами была составлена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», которая помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками. Данная анкета дает возможность определить, является ли благоприятной для подростка психологическая атмосфера в его семье и в классе, где он обучается.

Психодиагностика. Использованы следущие методики:

.Методика «Определение  склонности к отклоняющемуся  поведению» (А.Н. Орёл);

.Методика диагностики  показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник А. Басса и А. Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

С помощью метода анкетирования нам удалось:

.Проанализировать семейные  взаимоотношения и условия воспитания  подростка;

.Проанализировать взаимоотношения  подростка с одноклассниками.

Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.

В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девочек немного выше, чем у мальчиков (7,2 балла и 6,6 балла соответственно). Таким образом, девочки, согласно результатам данной методики, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики.

В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).

Таким образом, согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.

Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве базы для других, более крупных исследований в области девиантологии. На наш взгляд, применение в психологической практике методик на выявление склонности к совершению девиаций необходимо. Логично было бы проводить такие исследования в школах среди детей подросткового и старшего подросткового возраста. В школах подобные исследования должны проводиться с целью предупреждения и коррекции девиантного поведения.

Проблема девиантного поведения и его распространения на людей все более молодого возраста является актуальной на сегодняшний день. Изучение причин возникновения и методов борьбы с различными формами отклоняющегося поведения приобретает все большее значение.


Информация о работе Девиантное поведение у старших подростков