Информационное обеспечение маркетинга предприятия туристической индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – показать сущность, а также условия формирования информационного обеспечения маркетинга и маркетинговых исследований.
Основные задачи:
1. Изучить понятие и виды информации.
2. Рассмотреть сущность маркетинговых исследований.
3.Раскрыть направление формирования эффективных информационных систем.
4. Перечислить пути совершенствования информационного обеспечения маркетинга в организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения маркетинга………………………………………………………………………....4
1.1. Понятие и сущность информационного обеспечения маркетинга…..…4
1.2. Коммуникации как часть информационного обеспечения
маркетинга……………………………………………………………….…9
Глава 2. Совершенствование информационного обеспечения маркетинга………………………………………………………………….…….13
2.1. Направление формирования эффективных информационных систем…………………………………………………………………………….13
2.2. Использование информационных технологий для обеспечения маркетинговой деятельности предприятия………………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 37.95 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                          УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                                         

 

Гуманитарный  факультет

 
 
 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: «Маркетинг»

на тему: «Информационное обеспечение маркетинга предприятия туристической индустрии»

 
 
 
 

                                                                                            

 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы информационного обеспечения    маркетинга………………………………………………………………………....4

    1. Понятие и сущность информационного обеспечения маркетинга…..…4
    2. Коммуникации как часть информационного обеспечения

    маркетинга……………………………………………………………….…9

Глава 2. Совершенствование  информационного обеспечения маркетинга………………………………………………………………….…….13

2.1.    Направление  формирования эффективных информационных  систем…………………………………………………………………………….13

2.2. Использование информационных технологий для обеспечения маркетинговой деятельности предприятия………………………………..…15

Заключение……………………………………………………………………...20

Список  литературы…………………………………………………………….21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Цель данной работы – показать сущность, а также  условия формирования информационного  обеспечения маркетинга и маркетинговых  исследований. 
Объектом исследования является информационное обеспечение. 
Предмет исследования данной работы – сущность, виды и условия формирования информационного обеспечения маркетинга. 
Исходя из актуальности и поставленной цели данной работы, можно выделить ее основные задачи: 
1. Изучить понятие и виды информации. 
2. Рассмотреть сущность маркетинговых исследований.

3.Раскрыть направление  формирования эффективных информационных  систем.

4. Перечислить  пути совершенствования информационного  обеспечения маркетинга в организации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы информационного  обеспечения    маркетинга.

    1. Понятие и сущность информационного обеспечения маркетинга.

     Информационное  обеспечение маркетинга - процесс  сбора, систематизации, анализа и  передачи информации о рынке и  его характеристиках для подготовки рекомендаций с целью совершенствования  процесса управления маркетингом. В систему информационного обеспечения маркетинга входят: а) каналы поступления информации о внутренних делах и положении фирмы - оперативная информация о производстве, портфеле имеющихся заказов, текущих поставках продукции, ценовых показателях и т. п.; б) каналы поступления информации о внешней среде - состояние рынков, на которых работает фирма (по определенному кругу показателей), поведение и предпочтение покупателей, изменение в стратегии и тактике поведения основных конкурентов, появление новых товаров-аналогов на рынке; государственная экономическая и внешнеэкономическая политика в привязке к соответствующим рынкам и др. Объем и характер информации, ее структура и насыщенность определяются направлениями, характером и масштабами хозяйственной деятельности фирмы, намеченной тактикой и стратегией ее поведения на внешних рынках.

 

     Система маркетинговой информации – это  совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная  для сбора, обработки, анализа и  распределения своевременной и  достоверной информации, необходимой  для подготовки и принятия маркетинговых  решений.

 

     Сама  маркетинговая информационная система  состоит из четырех подсистем:

     Система внутренней отчетности отвечает за сбор, обработку анализ внутренних данных. В распоряжении компании всегда находится очень ценная информация о запасах, объемах продаж, затратах на рекламу, выручке. Система внутренней отчетности позволяет сохранить эти данные и преобразовать в удобную для работы форму, в результате чего можно анализировать прибыльность конкретных товаров / услуг, каналов распределения, потребителей, динамику объемов продаж и т.п.

     Система анализа внутренней маркетинговой  информации представляет собой разовый  анализ внутренней информации, проводимый для достижения конкретной цели (например, анализ изменения объема продаж товара после изменения его цены либо проведения рекламной кампании). Подобный анализ проводится всякий раз, когда  в этом появляется необходимость.

     Система наблюдения за внешней средой включает в себя отслеживание изменений в законодательстве, экономическом состоянии страны/региона и уровне доходов граждан, изменений в технологии производства товаров компании, появлении новых технологий и новых конкурентных товаров, и т.п. Например, бильярдной компании, действующей на рынке Санкт-Петербурга, необходимо отслеживать изменения в федеральном и местном законодательстве, изменении уровня благосостояния жителей города, тенденции в изменении форм проведения досуга, падение/рост популярности игры в бильярд, появление новых технологий в изготовлении бильярдных столов, шаров, киев и другого оборудования, и другие факторы. Все эти параметры в будущем могут повлиять на бизнес компании, поэтому необходимо своевременно их распознавать и корректировать деятельность в соответствии с их изменением.

     Система маркетинговых исследований: специальные  маркетинговые исследования являются составной частью маркетинговой  информационной системы и отличаются от систематического наблюдения за внешней средой своей целевой направленностью — маркетинговые исследования, как правило, проводятся для получения информации по конкретному вопросу для решения вполне конкретной проблемы.

     Четыре  подсистемы МИС, работая слаженно, позволяют  осветить все процессы и события, происходящие как внутри, так и вне компании, и служат незаменимой основой для разработки ее стратегии.

Таким образом, маркетинговая информационная система:

  • Позволяет руководителям и менеджерам принимать более обоснованные решения и снижает вероятность возникновения ошибок за счет обеспечения необходимой информацией всех нуждающихся в ней лиц.
  • Позволяет компании своевременно улавливать все изменения, происходящие на рынке, и оперативно реагировать на них.
  • Дисциплинирует сотрудников, учит их отслеживать происходящие события и видеть, как они могут повлиять на развитие их компании.

     Маркетинговую информационную систему можно классифицировать по первичным и вторичным источникам информации.

     Первичные источники маркетинговой информационной системы – это источники оригинальной специфической информации, которая собирается впервые самой фирмой или по ее заказу. Например, исследование спроса на принципиально новую товарную категорию, которая планируется к выпуску. Источниками такой информации будут, например, эксперты в данной отрасли, профильные НИИ, опросы потенциальных пользователей продукции.

     Вторичные источники маркетинговой информационной системы – это источники информации, которая уже кем-то была получена.

     Необходимая для маркетинга информация может  быть получена как из внутренних источников, так и из внешних: из системы внутрифирменной отчетности (вторичный источник); из маркетинговых разведывательных данных (вторичный источник); из маркетинговых исследований (первичный источник).

     Основными документами внутрифирменной отчетности являются: бухгалтерская отчетность; данные от аналитического отдела; учет текущих продаж, заказов, цен и движения наличности; время производства и поставок; корреспонденция клиентов; корреспонденция посредников и партнеров; корреспонденция поставщиков; сообщения представителей фирмы и др.

     Отдел сбыта составляет отчеты о реакции  дилеров и деятельности конкурентов. Отдел обслуживания предоставляет  информацию об удовлетворении клиентов или о проблемах в обслуживании. Аналитический отдел также предоставляет  свои отчеты. Отдел маркетинга поднимает  предыдущие исследования.

     Руководство фирмы получит больше пользы, если обязует соответствующие отделы провести анализы своих направлений.

     Маркетинговые разведывательные данные собирают как внутри своих фирм, так и в чужих. Дело в том, что служащие компании, администрация, инженеры, ученые, агенты по закупкам и продавцы владеют множеством полезных сведений. Но они слишком заняты, а иногда и не хотят открывать свои профессиональные секреты. Поэтому засылаемые в собственный коллектив «разведчики» собирают самые важные сведения и передают их в отдел маркетинга.

     Основными источниками внешней вторичной информации являются: публикации национальных и международных официальных организаций; публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций; публикации торгово-промышленных палат и объединений; сборники статистической информации; отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; книги, сообщения в журналах и газетах; публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, а также материалы симпозиумов, конгрессов, конференций; прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации; материалы консалтинговых организаций.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Коммуникации как часть информационного обеспечения маркетинга

     В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга повысилась роль маркетинговых  коммуникаций. Недостаточно иметь хорошие продукты и услуги – для увеличения объемов их продаж и получения прибыли нужно донести до сознания потребителей выгоды от использования продуктов и услуг. Маркетинговые коммуникации позволяют осуществить передачу сообщений потребителям с целью сделать продукты и услуги компаний привлекательными для целевой аудитории.

     Предприятия постоянно продвигают свою деятельность, пытаясь реализовать несколько  целей: 
– проинформировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж; 
– убедить покупателя отдать предпочтение именно этим товарам и маркам; 
– сделать покупки в определенных магазинах, посетить именно эти увеселительные мероприятия и т.д.; 
– заставить покупателя действовать, т. е. купить то, что рынок предлагает в данный момент, а не откладывать покупку на будущее.

     Эти цели достигаются с помощью рекламы, продавцов, названий магазинов, оформления витрин, упаковки, рассылки литературы, раздачи бесплатных образцов, купонов, пресс-релизов и других коммуникационных и продвиженческих видов деятельности. Совокупность вышеупомянутых способов достижения целей называется управлением продвижением или маркетинговыми коммуникациями. Маркетинговые коммуникации могут быть или целенаправленными, как в случае рекламы и персональных продаж, или нецеленаправленными (хотя и оказывающими определенное воздействие), к которым относятся внешний вид продукта, упаковка или цена.

     Рассмотрим  понятие управление продвижением. В английской транскрипции термин «продвижение» звучит как «промоушн» и в самом широком значении означает «продвижение вперед». В маркетинге это значение сохраняется в смысле «подвинуть» покупателя к действию. Управление продвижением имеет в своем арсенале разнообразные средства достижения целей: рекламу, паблисити, стимулирование сбыта, рекламу в местах продажи, использование мероприятий спортивного и увеселительного характера, персональные продажи.

     Реклама связана или с использованием средств массовой информации – газет, журналов, радио, телевидения и других (например, рекламных щитов), или с прямым обращением к покупателю с помощью почтовых отправлений. Оба вида рекламы оплачиваются рекламодателем, но считаются безличными, так как фирма одновременно обращается к многочисленным получателям, может быть, миллионам, а не беседует с одним индивидуумом или небольшой группой.

Информация о работе Информационное обеспечение маркетинга предприятия туристической индустрии