Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 15:04, курсовая работа
Целью работы является изучение проблемы систематизации информационного обеспечения маркетинговой деятельности промышленного предприятия.
Цель работы достигается решением следующих задач:
изучить понятие информационного обеспечения и его классификацию;
привести структуру системы информационного обеспечения и способы его формирования;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИЯ В КОМПЛЕКСНОМ МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ РЫНКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие информационного обеспечения и его классификация
1.2 Определение, структура и принципы построения маркетинговых информационных систем на предприятиях
1.3 Маркетинговая информационная система (МИС) и система поддержки (СПР)
1.4 Проблемы систематизации информационного обеспечения современных промышленных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адресность – соответствие информации уровню квалификации руководителя и его конкретным требованиям к оформлению. В частности, соблюдение данного принципа позволяет избежать терминологического барьера в восприятии информации.
Непрерывность – предоставление информации на постоянной основе с целью учета в разработке управленческого решения всех изменений изучаемого объекта или процесса.
Презентабельность – наглядное оформление данных с использованием схем, графиков и диаграмм. Позволяет в более сжатые сроки оценить и более ярко представить результаты исследования.
Мобильность – возможность быстрой передачи и тиражирования предоставленной информации.
В зависимости от целей различных этапов обработки маркетинговая информация классифицируется по различным признакам [7, c. 12]. На этапе сбора данных информацию разделяют в зависимости от соответствия целям исследования, места нахождения источника и периодичности поступления. Информация, которая собрана для целей конкретного исследования, называется первичной. В ряде случаев исследователи могут получить необходимые данные из результатов более ранних исследований, которые проводились с другими целями. Тогда информация называется вторичной. Сведения, создаваемые объектом исследования (например, предприятием в процессе своей деятельности), являются внутренними. Если источники информации находятся за пределом объекта исследования, то собираемая из них информация называется внешней. По периодичности поступления выделяют эпизодическую, дискретную и мониторинговую информацию. Если данные поступают единовременно, они называются эпизодическими. Сведения, получаемые периодически, являются дискретными. Информация, собираемая на постоянной, непрерывной основе, называется мониторинговой. По охвату аспектов деятельности компании можно выделить операционную, тактическую и стратегическую информацию. К операционной можно отнести информацию об объемах продаж и уровне запасов в торговых точках, которую используют менеджеры в повседневной работе. Данные об основных элементах комплекса маркетинга и непосредственном деловом окружении компании, которые используют отделы маркетинга при составлении ежемесячных и еженедельных отчетов, относятся к тактической информации. К стратегической информации относятся сведения о динамике основных рыночных показателей и элементах макроокружения компании, используемые при долгосрочном планировании.
Анализ информации по приведенным классификационным признакам имеет практическое значение. Использование только вторичной информации может привести к ошибочному пониманию объекта исследования. Поэтому часть сведений должны являться первичными данными. Повышению точности и полноты информации послужит также одновременный сбор сведений с использованием внешних и внутренних источников. В зависимости от важности каждого вида информации ее сбор должен осуществляться непрерывно либо дискретно. Это поможет накапливать в информационной системе необходимый и достаточный минимум данных [7, с 14-15].
Информация, обработанная на этапе анализа, может быть систематизирована по охватываемому периоду и характеру используемых измерителей. Информация, характеризующая состояние объекта исследования в прошлом, является ретроспективной. Современное состояние объекта исследования (текущий месяц, квартал, год) описывается текущей информацией. Состояние объекта в будущем характеризуется прогнозной информацией. Для описания объектов могут использоваться качественные и количественные оценки. В том случае если оцениваемые показатели могут быть выражены числами (в натуральных, ценовых, трудовых единицах), информация является количественной. В противном случае, используется информация, носящая описательный характер – качественная.
Данная классификация информации позволяет аналитикам более точно подобрать методы анализа данных и используемые измерительные шкалы. А также получить в результате работы разностороннюю характеристику объекта исследования.
В процессе оформления отчетов и распределения информации между потребителями актуальной проблемой является классификация по способу восприятия и регламенту предоставления информации. По способу восприятия различают визуальную (текстовую и графическую), звуковую информацию и информацию, получаемую с помощью осязания и обоняния. По регламенту предоставления информация делится на предоставляемую систематически в установленный срок и предоставляемую разово по заказу.
На этапе распределения информации анализ приведенных классификационных признаков позволяет сформировать и наладить систему своевременного обеспечения всей необходимой маркетинговой информацией руководителей и специалистов компании [3, с. 49].
1.3 Маркетинговая информационная система (МИС) и система поддержки (СПР)
Если подходить к сбору маркетинговой информации как к случайному, редкому событию, которое необходимо только тогда, когда нужно получить данные по конкретному вопросу, можно столкнуться с рядом проблем.
Например, может возникнуть ситуация, когда:
- результаты предыдущих
исследований хранятся в
- незаметны изменения
в окружающей среде и
- проводится
- возникают задержки при
необходимости проведения
- по ряду временных периодов отсутствуют данные, необходимые для анализа;
- маркетинговые планы
и решения анализируются
- действия представляют собой лишь реакцию, а не предвидение.
Маркетинговые исследования надо рассматривать как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса. Необходимо, чтобы фирма разрабатывала и использовала систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных с тем, чтобы они могли анализироваться в будущем. Маркетинговую информационную систему можно определить как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе (рисунок 3).
Рисунок 3 - Схема маркетинговой информационной системы.
Примечание – Источник [10, с.324]
Сначала фирма устанавливает цели компании, определяющие общие направления планирования маркетинга. На эти цели воздействуют факторы окружающей среды (конкуренция, правительство, экономика). Планы маркетинга включают контролируемые факторы, определенные в предыдущих разделах, включая выбор целевого рынка, целевого маркетинга, тип организации маркетинга, маркетинговую стратегию (товар или услуга, распределение, продвижение и цена) и управление.
Когда план маркетинга определен, с помощью информационной сети, которая включает исследования, постоянное наблюдение и сбор данных, можно конкретизировать и удовлетворять общие потребности маркетинговых служб в информации. Маркетинговое исследование дает точную информацию для решения исследовательских проблем. Для него может понадобиться хранящаяся информация (внутренние вторичные данные) или сбор внешней вторичной и/или первичной информации. Постоянное наблюдение - это процедура, посредством которой регулярно анализируется меняющаяся окружающая среда. Оно может включать изучение бюллетеней новостей, регулярное получение информации от сотрудников и потребителей, присутствие на отраслевых заседаниях и наблюдение за действиями конкурентов. Хранение данных - это накопление всех видов значимой внутрифирменной информации (такой, как объем продаж, издержки, работа персонала и т.д.), а также информации, собранной через маркетинговые исследования и постоянное наблюдение. Эти данные помогают принимать решения и хранятся для дальнейшего использования.
В зависимости от ресурсов фирмы и сложности информационных потребностей маркетинговая информационная сеть может быть компьютеризированной или нет. Небольшие фирмы могут эффективно использовать такие системы и без компьютеров. Необходимые составляющие успеха любой системы - последовательность, тщательность и хорошая техника хранения.
В целом маркетинговая информационная система дает множество преимуществ:
- организованный сбор информации;
- избежание кризисов;
- координация плана маркетинга;
- скорость;
- результаты, выражаемые в количественном виде;
- анализ издержек и прибыли.
Однако создание маркетинговой информационной системы может быть непростым делом. Велики первоначальные затраты времени и людских ресурсов, большие сложности могут быть сопряжены с созданием системы.
Маркетинговая информационная система (МИС) - это совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной информации с целью ее использования при принятии эффективных маркетинговых решений.
МИС представляет собой важнейшую составную часть информационной системы управления предприятием. Отличительной особенностью МИС является тот факт, что она, используя внешние и внутренние источники информации, обеспечивает развитие связей предприятия с рынком. Маркетинговые информационные системы на предприятиях могут находиться на различных этапах своего развития, в том числе:
- простая система учета данных;
- система маркетинговой отчетности;
- системы, ориентированные на использование различного рода расчетных моделей;
- система маркетингового прогнозирования и др.
Развитая маркетинговая информационная система включает следующие элементы:
- информацию о внутренних
возможностях предприятия для
эффективного их использования
при формировании
- информацию о развитии
внешних условий для выработки
стратегических и оперативных
решений маркетинговой
- информацию о результатах
специальных маркетинговых
- систему обработки
Для осуществления сбора маркетинговой информации фирма должна располагать соответствующими ресурсами:
- специалисты, обладающие
квалификацией в области сбора,
обработки и анализа
- методическое обеспечение
приемов работы с информацией,
так как методы сбора и
- оборудование (вычислительная
техника, телефон и прочая оргтехника,
программное обеспечение, приборы,
позволяющие регистрировать
Многие предприятия пытаются своими силами построить автоматизированную систему для отдела маркетинга. Прежде всего, это требует энергии и энтузиазма руководства, а также времени и сил непосредственных исполнителей. В этом случае технологии получения информации разрабатывает отдел маркетинга, формы представления данных определяет руководство, используемая программная среда - MS Excel и MS Access. Главная проблема такого подхода - "кусочно-линейный" характер решений. Как правило, самостоятельно организованная маркетинговая информационная система построена по "заплаточному" принципу и решает только те задачи, о которых вспомнили. Соответственно, если вспоминают еще о чем-то, - достраивают новые модули. В конце концов, система приобретает совершенно бессистемный характер и перестает работать в требуемом режиме.
Совсем немногие предприятия решаются на покупку некого программного продукта. Основной плюс - решена проблема стандартов отчетности. Основной минус - отсутствие технологий получения информации (в программы просто нечего заносить). Проектирование и привязка таких технологий к программным стандартам процесс сам по себе достаточно трудоемкий. И, наконец, редко кого устраивают существующие программные решения по формам представления маркетинговой информации.
1.4 Проблемы систематизации информационного обеспечения современных промышленных предприятий
Одной из ключевых проблем систематизации информационного обеспечения современных промышленных предприятий является поиск эффективных моделей и методик, необходимых для систематизации и стандартизации исходных маркетинговых данных. По опыту развитых стран такие модели и методики формируются совместно специалистами в области маркетинга и специалистами в области программного обеспечения. В настоящее время этот компонент маркетинговой системы информационного обеспечения на большинстве предприятий является наименее проработанным. Главная причина этого кроется в недостаточности у специалистов данных областей квалификации в смежной области знания (у маркетологов – в сфере программирования, у программистов – в сфере маркетинговых исследований). Основой формирования банка моделей маркетинговой системы информационного обеспечения может служить классификация по факторам времени, субъектов управления и объектов маркетинговой деятельности [4, с 8].
1. В зависимости от
фактора времени могут быть
выделены статические и
Информация о работе Информационное обеспечение маркетинговой деятельности