Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть понятие стиль жизни, найти способы его классификации, провести пробное исследование группы репондентов с разделением их на целевые сегменты.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования стиля жизни;
- разобрать классификацию потребителей по стилю жизни;
- рассмотреть типологию потребителей в России.
- провести опрос среди респондетов с применением методики LOV.
Введение. 3
Глава I. Стиль жизни: понятие, сущность, классификация на мировом и российском рынках. 5
1.1. Понятие и сущность стиля жизни. 5
1.2. Классификация потребителей по стилю жизни. 10
1.3. Российский опыт типологии потребителей по стилю жизни. 16
Глава II.Исследование группы респондентов по модели LOV. 21
2.1.Описание модели LOV и практических аспектов исследования. 21
2.2. Результаты исследования и выводы. 24
Заключение. 26
Список литературы. 27
Приложение 1 28
Федеральное агентство по образованию
Московский
государственный университет
Кафедра маркетинга и коммерции
Курсовая работа
по дисциплине "Управление потребителями"
на тему: " Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей."
Руководитель:
Иванова А.Г.
Выполнил: студент группы ДМК-201
Мамаев И.А.
Москва-2012.
Содержание.
Введение. 3
Глава I. Стиль жизни: понятие, сущность, классификация на мировом и российском рынках. 5
1.1. Понятие и сущность стиля жизни. 5
1.2. Классификация потребителей по стилю жизни. 10
1.3. Российский опыт типологии потребителей по стилю жизни. 16
Глава II.Исследование группы респондентов по модели LOV. 21
2.1.Описание модели LOV и практических аспектов исследования. 21
2.2. Результаты исследования и выводы. 24
Заключение. 26
Список литературы. 27
Приложение 1 28
Маркетинг — это искусство и наука правильн
В современных условиях,
в связи со становлением рынка
и все возрастающей конкуренцией,
исследования жизненного стиля становятся
все актуальнее, так как они
дают широкое представление о
покупателях, реальную картину того,
что скрывается за безликими социально-
Предметом данной работы является стиль жизни и его влияние на поведение потребителей.
Цель курсовой работы - раскрыть понятие стиль жизни, найти способы его классификации, провести пробное исследование группы репондентов с разделением их на целевые сегменты.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические
основы исследования стиля
- разобрать классификацию потребителей по стилю жизни;
- рассмотреть типологию потребителей в России.
- провести опрос среди
респондетов с приминением
Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В первой главе данной работы представлены теоретические аспекты исследования стиля жизни.
Во второй главе проведено иследование группы репондентов с целью разделить ее на сегменты.
Что же такое жизненный стиль? В процессе развития дисциплины «Поведение потребителей» многими научными деятелями неоднократно проводились исследовательские и теоретические исследования, целью которых являлся поиск объяснения и некой систематизации поведения людей на рынке товаров и услуг. Эти попытки привели к появлению многих направлений, в том числе и такому направлению, как исследование стиля жизни потребителя. Понятие стиль жизни рассмотрено в наиболее известных работах зарубежных авторов - Д. Энджела, Р. Блекуэла и П. Миниарда. Среди отечественной литературы можно выделить работы таких авторов как И. В. Алешиной, Г. А. Ильина, Т. Н. Макаровой и др.
Принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий индивиды, могут вести отличны друг от друга образ жизни, придерживаться различных его стилей. С помощью понятия «стиль жизни» исследователи и менеджеры могут интерпретировать события, явления, процессы, происходящие вокруг людей, объяснять, осмысливать и предсказывать потребительское поведение. Они пытаются, обычно посредством маркетинговых коммуникаций, связать продукт с ежедневностью, будничной жизнью представителей целевого рынка.
«Стиль жизни - это обобщающая концепция, определяемая как образ жизни человека в целом и того, как он тратит время и деньги.»1 Он является функцией свойственных индивиду характеристик, сформированных в процессе его социальных взаимодействий. Он постоянно изменяется в зависимости от потребности человека осмыслять сигналы из меняющейся внешней среды. Современная внешняя среда характеризуется большим объемом и скоростью информационных потоков, глобализацией, индивидуализацией, формированием большого числа полей, отличающихся между собой отношением, ценностями, установками, мировоззрением и пр. Изменения стиля жизни происходят по причине необходимости поддерживать его соответствие ценностям и личности человека.
Филип Котлер охарактеризовал понятие стиля жизни следующим образом: «стиль жизни - это форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Стиль жизни отражает «всего человека» в его взаимодействии с окружающими».
У Ж. Ж. Ламбена «стилем жизни» называется общая модель того, как человек живет, как он тратит время и деньги. Понятие «стиль жизни» неразрывно связанно с сегментированием по стилю жизни, которое направленно на дополнение демографических показателей такими элементами, как виды человеческой деятельности, отношение, восприятие, интересы и др. Цель такого сегментирования - составление более полного портрета потребителя, детализация неочевидных характеристик мотивации и личности. Основной его смысл заключается в том, чтобы связать переменные, характеризующие тип личности, с поведением.
Большинство авторов сходятся во мнении, что стиль жизни - это, прежде всего образ жизни человека, его деятельность, который подкрепляется набором определенных ценностей, интересов, мнений. Так же некоторыми авторами выделяется особые составляющие стиля жизни: пользование своими ресурсами - временем, деньгами, информацией.
Многие рекламодатели достигли успеха благодаря специалистам по маркетингу, которые отслеживали тенденции стилей жизни потребителей и отражали их в своих трудах, ставя во главе исследований ценностей жизни и связи их с личностными качествами.
Для того чтобы глубже вникнуть в сущность определения жизненного стиля, необходимо разобраться в том, что именно в исследованиях потребителей является личностью и ценностью.
У слова «личность» есть много значений. В исследованиях потребителей под личностью понимается последовательность реакции человека на различные внешние раздражители. Личность предусматривает упорядоченную и согласованную связь опыта и поведения, это то, что делает человека уникальным, непохожим ни на одного другого. Последовательность реакций обуславливается стойкими внутренними психологическими характеристиками.
Джеймс и Роджер Блекуэлл пишут о том, что исследование поведения потребителей основывается на трех основных теориях изучения личности (см. Таблица 1.1). Именно они в большинстве своем составляют основу дифференциации потребителей и используются для изучения стиля жизни.
Таблица 1.1. Теории изучения личности.
Наименование теории |
Характеристика |
Социопсихологическая теория |
В ней признается взаимосвязь между
человеком и обществом. Человек
старается соответствовать |
Теория характерных |
Представляет собой |
Психоаналитическая теория |
Эта теория послужила концептуальной
основой для исследования мотивации,
а так же теорий-предшественников
стилю жизни. По мнению некоторых
исследователей мотивации, поведение
потребителей часто представляет собой
результат неосознанных мотивов. Эти
мотивы могут быть определены с помощью
вспомогательных методов (например,
проекционных и других психологических
тестов). Волна исследования мотиваций
привела к некоторым |
Ценность - это еще один фактор, объясняющий, почему потребители принимают разные решения. Ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения. Устойчивая природа ценностей и их центральная роль в структуре личности обусловила их значение для понимания многих ситуаций потребления. К числу последних относятся выбор продукта и марки, а так же сегментирование рынка.
Таким образом, ценности и личность потребителя непосредственно влияют на формирование жизненного стиля потребителей, а жизненный стиль, в свою очередь, является основой создания неосознанной мотивации, которой пользуется потребитель при выборе какого-либо товара или услуги.
Жизненный стиль является функцией свойственных индивидууму характеристик, сформированных в процессе его социальных взаимодействий по мере движения через этапы своего жизненного цикла, через различные поля. Жизненный стиль потребителя подвержен влиянию:
- внешних факторов, в первую очередь социальных (культуры, ценностей, демографии, субкультуры, социального класса, референтных групп, семьи и др.);
- индивидуальных факторов (мотивов, эмоций, личности и др.).
Индивидуумы, домохозяйства и организации (мелкие, малые, средние, крупные и пр.) имеют свои жизненные стили, и все эти стили взаимодействуют друг с другом.
Желаемый жизненный стиль влияет на потребности, отношения потребителей и, соответственно, на поведение при поиске, сравнении, выборе, покупке и использовании товаров и услуг. Потребительские решения поддерживают или изменяют жизненный стиль. Поэтому жизненный стиль занимает центральное место в потребительском поведении (см. Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. Жизненный стиль и процесс потребления.
Детерминанты жизненного стиля |
Стиль жизни |
Воздействие на поведение потребителей | ||
|
|
Образ жизни
|
|
Покупки
Потребление
|
Влияние жизненного стиля на потребительское поведение не всегда осознается самими потребителями. Можно сказать, что представители многих групп индивидуумов, выделенных по стилю жизни, не задумываются о том, как их стиль жизни влияет на распределении ресурсов, использование возможностей, реализацию жизненных задач. Однако многие маркетинговые решения открыто ориентированы на конкретный жизненный стиль: спортивный или консервативный стиль одежды, престижная цена продукта и многое другое.
Анализ жизненного стиля ведется как в конкретных сферах потребления, так и в отношении конкретного продукта, а так же исследования могут проводиться в рамках региона или группы, исследуя общий стиль жизни. Маркетологи должны уметь определить тенденции изменения жизненного стиля и уметь отражать их в маркетинговых решениях - дизайн, реклама, ценовая политика и др. Исследование стилей дают широкое представление о покупателях, реальный образ своего целевого сегмента, помогают предсказать реальное поведение потребителей и их реакцию на деятельность фирмы и рынка в целом.
Жизненный стиль является
неустойчивой формой поведения человека.
Наблюдения и учета крайне не достаточно,
чтобы с уверенностью сказать, что
такого рода информацию можно использовать
в деятельности компании. Для качественного
и количественного анализа
Подводя итоги, можно сказать,
что стиль жизни - важная составляющая
анализа социальных процессов, покупательского
поведения и потребительских
предпочтений. Не смотрю на все методологические
сложности исследования стиля, социокультурный
подход одновременно интересен и
многообещающ. Его преимущество перед
методами сегментирования по экономическим
и социально-демографическим
Количественное описание, анализ и моделирование жизненного стиля потребителей в интересах маркетинга часто связывают с психографикой (psychographiсs). Психографика — это количественное исследование жизненного стиля и личностных характеристик потребителей. Первоначальным психографическим инструментом была модель AIO (activities — деятельность, interests — интересы, opinions — мнения).
Информация о работе Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей