Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть понятие стиль жизни, найти способы его классификации, провести пробное исследование группы репондентов с разделением их на целевые сегменты.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования стиля жизни;
- разобрать классификацию потребителей по стилю жизни;
- рассмотреть типологию потребителей в России.
- провести опрос среди респондетов с применением методики LOV.
Введение. 3
Глава I. Стиль жизни: понятие, сущность, классификация на мировом и российском рынках. 5
1.1. Понятие и сущность стиля жизни. 5
1.2. Классификация потребителей по стилю жизни. 10
1.3. Российский опыт типологии потребителей по стилю жизни. 16
Глава II.Исследование группы респондентов по модели LOV. 21
2.1.Описание модели LOV и практических аспектов исследования. 21
2.2. Результаты исследования и выводы. 24
Заключение. 26
Список литературы. 27
Приложение 1 28
1-й тип. «Выживающие» (Survivors)
– 17%. Главное для этой группы
при выборе товаров – цена.
Хронически бедные, смирившиеся
и пассивные. Еле сводят «
2- тип. «Традиционалисты»
(Traditionalists) – 9%. При выборе товаров
преимущественно ориентируются
на цену, но стремятся покупать
знакомые товары, в качестве которых
убедились на собственном
3-й тип. «Стремящиеся»
(Strivers) – 13%. При выборе товаров
преимущественно ориентируются
на цену и известность марки.
Пытаются приспособиться к
4-й тип. «Обыватели»
(Mainstreamers) - 18%. Пассивное покупательское
поведение без выраженных
6-й тип. «Новаторы» (Innovators)
– 14%. При выборе товаров
7-й тип. «Благополучные»
(Successful) – 10%. При выборе товаров
преимущественно ориентируются
на качество товара. Зрелые, удовлетворенные
своим материальным уровнем.
8-й тип. «Достигшие
успеха» (Achievers) – 13%. При выборе
товаров преимущественно
Приведенная типология по стилю жизни – первое исследование такого типа. Полученные результаты подтверждены соответствующими статистическими показателями, в частности были подтверждены наличие и характер взаимосвязи выделенных психографических типов с потреблением широкого спектра товаров и услуг. Они могут дать социологам и маркетологам универсальный инструмент, позволяющий содержательно дополнять традиционные виды социально-демографического анализа потребителей и социальных групп. Очевидно же то, что исследования в рассматриваемом направлении должны быть продолжены и углублены.
Важно внедрять в российский
бизнес современные маркетинговые
технологии - в первую очередь для
того, чтобы повысить конкурентную
способность и эффективность
фирмы. И, одной из самых важных целей
здесь является - изучение своих
потребителей, ведь, когда знаешь, кто
твой клиент и что он хочет, будет
гораздо проще создать то, что
он пожелает купить. Жизненный стиль
- это очень важный психографический
критерий, который в большей степени
позволяет раскрыть мотивацию поведения
потребителя, а значит, именно он помогает
понять, чем руководствуется
Модель LOV (List of Values), разработанная в 1983 г. в Мичиганском университете, содержит 9 ценностей, которые респонденты ранжируют по значимости:
Маркетологи используют значимую
ценность для отнесения потребителей
к сегментам. Как отмечают специалисты,
дополненный демографической
Данная методика проста в исполнении и может давать достаточно объективные данные, которые помогут разделить исследуемую группу респондентов на сегменты, именно поэтому автор выбрал ее.
Метод используется для дифференциации потребителей по трем измерениям:
- внутренний фокус (ценности 1, 2, 3, 4);
- межличностный фокус (ценности 8 и 9);
- внешний фокус (ценности 5, 6, 7).
Потребители с акцентом на
внутренне ориентированные
Опрос респондентов проводился с помощью сети Интернет, сайта https://docs.google.com, где был размещен сам опрос и сайта vk.com, где респондентам было предложено пройти опрос. Всего в исследовании приняло участие 102 человека, из них 51 женщина и 51 мужчина. Все исследуемые являются молодежью (основная аудитория сайта vk.com – до 30 лет) и их возрастные интервалы распределились так:
14-18 – 6;
18-24 - 96;
24-30 - 4.
Респондентам, в соответствии с методикой, предлагалось распределить ценности по значимости.
Вначале, автор предлагает ознакомится распределением ценностей на первые позиции опроса.
Рисунок 2.1. Распределение ценностей по первой позиции опроса.
Видно, что лидирует на первом месте, с большим отрывом и у мужчин, и у женщин самореализация. Второе место у межчин занимают теплые отношения с другими, а у женщин самоуважение. Самореализация и самоуважение – ценности, указывающие на внутренний фокус, теплые отношения с другими людьми – на межличностый. Уже в данный момент можно сказать о том, что достаточно большая часть аудитории задумывается о своей самореализации в жизни, т.е. это достаточно независимые люди, способные принимать самостоятельные решения.
Рисунок 2.2. Распределение ценностей по первой позиции опроса.
На второй позиции все уже гораздо менее однозначно, лидирующие позиции находятся у рубежа в 30% и эти ценности - самоуважение у женщин и быть уважаемым, среди мужчин. Так же на второй позиции около 20 процентов ответа занимает самореализация, 15% самоуважение у мужчин и чувство принадлежности у женщин. Видно, что часть людей идет в сторону межличностного фокуса, но внутренний все еще лидирует.
Третья и дальнейшие позиции не выявляют чего-то особенного, ответы в них распределяются примерно поровну.
Фокус каждого конкретного человека выявлялся таким образом: брались три первых ответа и смотрелось к какому измерению они относятся – внутреннему, межличностному или вешнему. Набравшее большее количество баллов измерение и бралось за основное у этого человека. Если все три измерения набирали по баллу, то брался фокус первой позиции.
Результаты можно увидеть на диаграммах:
Рисунок 2.3. Результаты исследования.
Видно, что гендерные отличия небольшие, но все же они существуют. Среди женщин больше людей с внутренним и внешним фокусом. Мужчин с межличностным больше, чем женщин.
Итак, получилось что большинство опрошенных, 72% имеют внутренний фокус. Они самостоятельны в своих решениях и выборе, могут контролировать свою жизнь. В первую очередь, для большинства из них важна самореализация, поиск собственного пути, нахождения собственного я в этом мире. Они ищут свою индивидуальность и непохожесть на других. Эти люди предпочитют яркие и необычные решения, стильные вещи и оригинальный стиль. Если товар рассчитан, на молодежную аудиторию, то следует помнить что большая ее часть считает себя именно такими людьми – индивидуальными и непохожими на других.
Люди с внешним фокусом в основном ориентируются на мнение окружения о своих поступках, покупках, действиях. Они любят быть уважаемыми, любят, когда их любят, дорожат их мнением, спрашивают их совета. Они одеваются в модную одежду, импользуют новые гаджеты и следят за трендами.
Самая немногочисленная
категория – респонденты с
межличностным фокусом. У них
есть что-то и от людей с
внешним и со внутренним. Они
любят общатся, но в то же
время имеют свое мнение, они
в кампании, но при своем уме.
Они сбалансированны, ценять
В ходе выполнения курсовой работы по теме «Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей» в соответствии с поставленной целью и задачами автор раскрыл понятие стиля жизни, описал способы его классификации, провел исследование группы репондентов с разделением их на целевые сегменты.
Из содержания данной курсовой работы можно сделать выводы:
Стиль жизни - это обобщающая концепция, определяемая как образ жизни человека в целом и того, как он тратит время и деньги. Он является функцией, свойственных индивидууму характеристик, сформированных в процессе его социальных взаимодействий по мере движения через этапы своего жизненного цикла.
Жизненный стиль потребителя подвержен влиянию как внешних, социальных факторов - культуры, ценностей, демографии, субкультуры, социального класса, референтных групп, семьи, - так и индивидуальных характеристик - мотивов, эмоций, личности.
Ценности обладают относительным
постоянством, а стили жизни меняются
довольно быстро. В связи с этим,
исследователям приходится непрерывно
заботиться об обновлении и совершенствовании
научных методов и
Жизненный стиль является
составляющим критерием психографического
анализа, который, в свою очередь, является
основным и наиболее эффективным
признаком сегментирования
На сегодняшний день не существует полностью проработанной теоретической модели, которая показывала бы, какие характеристики стиля жизни следует изучать, и как они связаны с покупательским поведением. В большинстве случаев исследователь действует методом проб и ошибок. За рубежом разработано несколько общих психографических систем. Безусловно, методология и типология требует дальнейшего развития, как в целом, так и в каждых странах.
Сегментирование потребителей по стилю жизни на основе метода VALS
Доля населения (с 18 лет) |
Тип потребителей |
Ценности и стили жизни |
Демографические характеристики |
Покупательское поведение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Руководствуются потребностями | ||||
4% |
«Выживающие», Survivors |
|
|
|
7% |
«Терпеливые», Sustainers |
|
|
|
Руководствуются внешними факторами | ||||
35% |
«Принадлежат другим», Belongers |
|
|
|
10% |
«Подражающие», Emulators |
|
|
|
22% |
«Преуспевающие», Achievers |
|
|
|
Руководствуются внутренними факторами | ||||
5% |
«Индивидуалисты», I-am-Me |
|
|
|
7% |
«Опытные», Experiential |
|
|
|
8% |
«Социально озабоченные», Societally Conscious |
|
|
|
2% |
«Интегрированные», Integrated |
|
|
|
Информация о работе Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей