Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть понятие стиль жизни, найти способы его классификации, провести пробное исследование группы репондентов с разделением их на целевые сегменты.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования стиля жизни;
- разобрать классификацию потребителей по стилю жизни;
- рассмотреть типологию потребителей в России.
- провести опрос среди респондетов с применением методики LOV.
Введение. 3
Глава I. Стиль жизни: понятие, сущность, классификация на мировом и российском рынках. 5
1.1. Понятие и сущность стиля жизни. 5
1.2. Классификация потребителей по стилю жизни. 10
1.3. Российский опыт типологии потребителей по стилю жизни. 16
Глава II.Исследование группы респондентов по модели LOV. 21
2.1.Описание модели LOV и практических аспектов исследования. 21
2.2. Результаты исследования и выводы. 24
Заключение. 26
Список литературы. 27
Приложение 1 28
Модель АIO описывает жизненный стиль потребителя по параметрам, объединенным в три группы: деятельность, интересы и мнения.
Рис 1.2. Категории для изучения стиля жизни по AIO
Деятельность |
Интересы |
Мнения | ||
Работа Хобби Социальные события Отдых Развлечения Членство в клубах Общество Покупки Спорт |
Семья Дом Работа Общество Отдых Мода Еда СМИ Достижения |
О самом себе Социальные аспекты Политика Бизнес Экономика Образование Продукты Будущее Культура |
На рис. 2 показан фрагмент модели, который может использоваться для описания жизненного стиля потребителя. Для выявления значений параметров используется набор вопросов и утверждений, в отношении которых респондент должен выразить согласие/несогласие. Например, для оценки деятельности могут использоваться вопросы: «Сколько книг вы прочитали за год?», «Как часто вы посещаете крупные торговые центры?». Примером оценки интересов служат вопросы: «Чем из перечисленного вы больше интересуетесь — спортом, церковью или работой?», «Насколько важно для вас продвинуться в жизни?». Мнения могут выявляться выражением согласия/несогласия с утверждениями, например: «Мы должны быть готовы к ядерной войне».
Психографический анализ позволяет продавцам понять, каких стилей жизни придерживаются покупатели их продукции, а это в свою очередь дает возможность более эффективно общаться с представителями разных сегментов. Одновременно с этим можно выяснить, как позиционировать новый или существующий товар, как лучше «донести» его до потребителей, придерживающихся определенного стиля жизни. Основная идея метода - заглянуть за рамки стандартных переменных, представив товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевых покупателей.
Еще одним из наиболее распространенных подходов к маркетингу стилей жизни является метод VALS (Values and Lifestyle - ценности и жизненные стили), разработанный в 1978 г. калифорнийским Стэндфордским исследовательским институтом. Он основывается в значительной степени на теории иерархии потребностей по Маслоу.
В основании пирамиды человеческих потребностей лежат физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно само физическое существование, далее следует безопасность, любовь, уважение. Высшем же уровнем в иерархии является самореализация, при которой набор потребностей индивида определяется им самим.
Система VALS разделила американских потребителей на 9 сегментов (см. Таблица 3), объединив их в 4 основные группы: ведомые нуждой (11%), направляемые извне (67%) и внутренне направляемые (22%), а так же «интегрированные», число которых невелико.
Таблица 1.2.Типология потребителей в соответствии с методикой VALS
Группа потребителей |
Характеристика |
Потребители, которыми руководят потребности |
Они тратят деньги в связи со своими потребностями, а не предпочтениями. Это беднейшие слои населения, без образования. |
Потребители, которыми руководят внешние факторы |
Совершая покупки, эти люди заботятся о том, что подумают об этом другие. |
Потребители, которыми руководят внутренние факторы |
Для них, прежде всего важны
собственные потребности и |
«Интегрированные» |
Эти потребители составляют самую малочисленную группу. Они представляют индивидуумов, которые сочетают в себе качества двух предыдущих групп. Хотя их число невелико, данная группа может играть важную роль в качестве законодателей мод. |
Каждый сегмент
Метод VALS быстро и широко распространился в маркетинге. Тем не менее, у него есть свои ограничения. Тип жизненного стиля потребителя никогда не бывает «идеально чистым». Каждый человек склонен совершать поступки, отличающиеся от основного стиля жизни.
В 1989 г. в систему VALS были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему была создана новая методика определения стиля жизни американцев - VALS2. Ее суть состоит в том, что согласно ответам на вопросы анкеты о мнениях респондентов, население США разделяется на три общие потребительские группы, а затем на восемь типов. Потребительские группы образуются в зависимости от ориентации человека на принцип, статус или действие:
- Потребители, ориентированные на принцип при выборе определенных товаров основываются на личных убеждениях, а не на мнениях других.
- Потребителям, ориентированным на статус, важно одобрение других людей.
- Потребители, ориентированные на действие, руководствуются желанием социальной и физической активности, разнообразием и чувством риска.
Кроме ориентации, потребители отличаются и наличием (уровнем) ресурсов. Ресурсы - это психологические, физические, социально-экономические факторы, которые влияют на выбор и принятие решения о покупке каждого потребителя.
Каждый из типов потребителей в модели VALS-2 имеет свои особенности.
Альтернативой VALS служит модель LOV (List of Values), разработанная в 1983 г. в Мичиганском университете. Содержит 9 ценностей, которые респонденты ранжируют по значимости:
Маркетологи используют значимую
ценность для отнесения потребителей
к сегментам. Как отмечают специалисты,
дополненный демографической
Метод используется для дифференциации потребителей по трем измерениям:
- внутренний фокус (ценности 1, 2, 3, 4);
- межличностный фокус (ценности 8 и 9);
- внешний фокус (ценности 5, 6, 7).
Потребители с акцентом на
внутренне ориентированные
Методики VALS и LOV разработаны для североамериканского рынка, а одним из аналогов системы VALS в Европе является британская система мониторинга стиля жизни и потребления «Индекс целевых групп» (TGI - Targer Group Index). Проект был впервые запущен в Великобритании в 1968 г. В России адаптированный вариант этой системы – «Российский индекс целевых групп» (R-TGI), получил старт в 1995 г.
Таким образом, к настоящему
времени за рубежом разработано
несколько общих
В 1998 г. международное рекламное агентство Leo Burnet провело исследование изменяющихся жизненных ценностей, психологических и поведенческих стереотипов России, Украине, Эстонии, Чехии, Словакии, Польше, Румынии, Венгрии, Германии. В России было опрошено 2 тыс. человек в возрасте от 16 до 70 лет в 12 крупнейших городах-миллионерах
В соответствии с полученными результатами, для России, как и для других стран социалистического лагеря, переживших переход от социалистической модели к рыночной экономике, было характерно наличие трех групп потребителей: мобилизаторов, оптимистов и разочаровавшихся. Безусловно, это исследование дало очень ценный эмпирический материал для рекламных агентств. Однако география выборки и масштаб, естественно, не позволили провести детальный анализ для выявления типологии потребителей. Полученные данные носят весьма общий характер.
Однако исследования в России продолжалось и, как следует из статьи П.К. Залесского «Мировой и российский опыт типологии потребителей по стилю жизни», на основе анализа массива данных Российского Индекса целевых групп за 1999-2001 гг. (более 100 тыс. респондентов) была создана типология, названная RULS (Russian Life Style – аналог американской модели VALS-2).
Процедура построения типологии потребителей и их предпочтений проводилась поэтапно. Во-первых, был проведен факторный анализ 230 ситуативных высказываний и определены факторы, влияющие на покупательское поведение. Такими факторами являются:
Более углубленный анализ факторов из всех выделил три основных: ориентация на цену, качество, известность. При проекции на каждую из трех осей каждый респондент получает соответствующие координаты в трехмерном пространстве факторов, влияющих на покупательское поведение.
Конечным результатом проведенного исследования было формирование психографических типов, которое заключалось в создании 9 возможных комбинаций из полученных групп переменных (аналогично VALS-2). На базе выборочного опроса RTCL 2000 г. (33 942 чел. в возрасте от 10 до 70 лет) было выделено восемь не пересекающихся психографических групп, которые существенно различаются между собой по основным категориям. Названия этих типов были выбраны с учетом их соответствия международным психографическим типологиям:
Информация о работе Исследование влияния жизненного стиля на поведение потребителей