Исследование внешней маркетинговой среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 03:06, курсовая работа

Краткое описание

Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения темы исследования внешней маркетинговой среды предприятия.
цель работы – изучить факторы анализа внешней среды предприятия на примере ОАО «Дальсвязь».
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие внешней среды организации и определить основные факторы, влияющие на неё;
- изучить внешнюю среду на примере ОАО «Дальсвязь» на макро- и микроуровне;
-выделить угрозы и возможности предприятия;
-построить профиль среды и графический профиль для ОАО «Дальсвязь»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические основы понятия внешней маркетинговой среды организации………………………………………………………………………..5
1.1Основные понятия маркетинговой среды……………………………………5
1.2 Макросреда маркетинга……………………………………………………....9
1.3 Микросреда маркетинга……………………………………………………..11
Глава II Практическое исследование внешней маркетинговой среды ОАО «Дальсвязь»……………………………………………………………………....14
2.1 Анализ макроокружения и микроокружения……………………………...15
2.2 Возможности ОАО "Дальсвязь"……………………………………………25
2.3 Возможные угрозы…………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………....27
Список литературы………..…………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

В нашем регионе достаточно полезных ископаемых, которые участвуют в  производственном процессе услуг связи, но  данное предприятие связи  не зависит от поставок природного сырья по причине того, что практически все оборудование и закупается за рубежом.

 

Изучение непосредственного окружения  организации направлено на анализ состояния  тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится  в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура.


 

 

 

 

 

При проведении анализа непосредственного  окружения ОАО "Дальсвязь" в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимого ассортимента услуг такова, что ОАО "Дальсвязь" является производителем услуг  народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это физические лица (более 70% рынка). Но на  долю юридических  лиц, потребляющих услуги  ОАО "Дальсвязь" также приходится значительная доля от общего объема выпускаемых услуг (более 50% для делового сектора).  Ведь юридические лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг сотовой связи, которая занимает немалую долю в ассортименте существующих услуг(75%), такими потребителями являются Пенсионный фонд, Сбербанк, таможня, городская налоговая инспекция, кроме того еще и  ряд коммерческих предприятий являются потребителями услуг ОАО "Дальсвязь".

Как известно, "Дальсвязь" сегодня обслуживает около трех с половиной миллионов абонентов,  а минувшем году в Амурской области было введено в эксплуатацию почти 87 тысяч телефонных номеров, и общая телефонная емкость в регионе составила более 756 тысяч номеров.

Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что почти 80%   услуг реализуется не на федеральном, а на окружном рынке, поэтому  необходимо расширять территорию потребителей.

Если же говорить о поставщиках, то сведения о названия фирм – поставщиков  являются конфиденциальными и данная информация не доступна для распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии – это зарубежные фирмы. С одной стороны положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя получает качественное оборудование, что хорошо сказывается на потребителях услуг ОАО "Дальсвязь", но с другой стороны – это прямая зависимость от иностранного поставщика. Это говорит о том, что наш регион  не может обеспечить свои предприятия в полной мере современным отечественным оборудованием и приводит к зависимости от зарубежных стран - поставщиков. И если по какой – то причине эти страны откажутся поставлять нам это оборудование, то данное предприятие не сможет обеспечить производство своих услуг, что грозит серьезными последствиями и даже кризисом. Поэтому нашей стране стоит развивать инновационные технологии и всерьез задуматься об этой проблеме.

При анализе микроокружения ОАО  "Дальсвязь" также следует изучить конкурентов. В Дальневосточном федеральном округе у ОАО "Дальсвязь" существуют несколько непосредственных конкурентов: по России - это "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), "Билайн", "ВымпелКом" и "МегаФон". Приход этих компаний на рынок услуг связи кардинально меняет конкурентную ситуацию в регионе. За счет масштаба и разрекламированного брэнда такие компании могут экономить на многих статьях своего бюджета. А это означает, что они могут предложить более низкие цены для абонентов. В такой ситуации ОАО "Дальсвязь" приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть снижать цены на тарифы, а для этого нужно снизить затраты на производство, поэтому здесь не обойтись без продуманной  и предусмотрительной политики, так как при всем при этом необходимо учитывать продвижение намеченной социальной политики по повышению заработной платы. Но пока влияние конкурентов можно назвать положительным, так как оно стимулирует развитие ОАО "Дальсвязь" и позволяет сделать свой рынок предложения более конкурентным.

Далее при анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей силы. Но этот компонент оказывает малое воздействие на ОАО "Дальсвязь" так как рынок рабочей силы в настоящее время насыщен кадрами для работы на данном предприятии, и при необходимости набор кадров будет произведен без особых затруднений. Малое влияние такого фактора, как рабочая сила объясняется еще и тем, что ОАО "Дальсвязь" постоянно ведет переподготовку кадров, ее переквалификацию и не имеет проблем с ценными кадрами.

При оценке инфраструктуры следует  отметить тот факт, что в регионе  относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась инфраструктурная  составляющая. Это не случайно, так как территория округа характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью.

А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное  или же нет) оказывает сложившаяся  ситуация во внешней среде на деятельность ОАО "Дальсвязь". Построим профиль внешней среды (см. таблица).

Факторы

Важность  для отрасли A

Важность  для фирмы

B

Направление

Влияния

C

Степень важности D=A*B*C

     Поставщики

+3

+3

+1

+9

Рынок рабочей  силы

+1

0

+1

0

Правовая  среда

+2

+2

+1

+4

Потребители

+3

+3

+1

+9

Конкуренты

+2

+2

+1

+4

Состояние экономики

+3

+3

+1

+9

Политические

факторы

+2

+2

+1

+4

Природно-географические факторы

+2

+1

+1

+2

Уровень развития страны

 

+3

 

+3

 

+1

 

+9

Технологичес-

кие факторы

 

+1

 

+1

 

+1

 

+1

Социальная  компонента

+1

+1

+1

+1


 

 

 

Графический профиль внешней среды  ОАО "Дальсвязь"

Идеальный профиль предприятия

 

 

 

Сравнение идеального профиля с  графическим профилем ОАО "Дальсвязь"

 

Общая сумма баллов составляет +52, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды на ОАО "Дальсвязь" и при сравнении графического профиля с идеальным видно, что многие оценки совпадают, что опять же говорит о том, что внешняя среда предприятия находится в благоприятном воздействии на само предприятие.

2.2 Возможности ОАО "Дальсвязь"

По результатам проведенного анализа  можно смело утверждать, что предприятие  развивается в правильном направлении  и  в перспективе имеет хорошие  шансы стать ведущим предприятием связи в регионе и выйти  на уровень страны. Это возможно, и предприятие имеет неплохие шансы со своим потенциалом и возможностями выйти за пределы Дальневосточного федерального округа, но его ожидают на этом пути помимо хороших перспектив и некоторые опасности, о которых мы поговорим позже.

Итак, если учитывать то, что ОАО "Дальсвязь" конкурирует с фирмами связи не только в своем регионе, то рано или поздно предприятию придется выйти за рамки региона и заявить о себе, так как все предпосылки для этого имеются.

Во – первых, предприятие с  огромной территорией охвата, во – вторых с большим числом производственных мощностей и количеством рабочих мест, в – третьих, если оно уже встало на путь расширения, то ему просто необходимо расширять список деловых партнеров, союзников и  выходить на качественно новый путь развития.

Этого можно добиться опять таки объединением предприятий, но уже не на уровне регионов, а на уровне округов. Поэтому, предприятие с многолетней  историей имеет все шансы стать  лидером своей отрасли.

2.3 Возможные угрозы

 

Несмотря на то, что предприятие – гигант занимает огромную территорию на рынке услуг (в своем округе), на уровне страны это считается средним уровнем  предприятий. И, поэтому, необходимо знать и помнить, что конкуренты у ОАО "Дальсвязь" очень популярные и востребованные  предприятия на рынке страны, это «МТС», «Мегафон», «Билайн» и другие, они занимают еще большую территорию и охватывают почти всю страну по предложению своих услуг.

Поэтому, чтобы удержаться на рынке, нужно строить «империю» связи  по стране и расширять сферу действия своего предложения на рынке услуг, повышать рентабельность предприятия, улучшать предложение своих услуг связи.

Кроме этих опасностей ОАО "Дальсвязь" поджидают и другие опасности, - это зависимость от импортных поставщиков. Предприятие является зависимым от зарубежных поставщиков и за счет этого не всегда может снижать свои издержки.  Поэтому стране нужно развивать инновационные технологии и снабжать российские предприятии своим сырьем и оборудованием, чтобы наши фирмы могли конкурировать с нашими зарубежными соседями.      

 

Заключение

 

Для достижения равновесия потребностей и предложения товаров предприятия  должны проявить маневренность. Они  должны быть готовы к видоизменению  продукции, внедрению новых товаров  и выходу на новые рынки. Им жизненно необходимо уметь разбираться в потребностях покупателей и складывающейся на рынке ситуации. Достижение равновесия происходит во “внешней среде”, которую формирует ряд значимых для компании факторов:

1. Местные и культурные предпочтения. Восприятие покупателями некоторых товаров во многом определяется местными традициями и условиями, а также национально-культурными представлениями. Британский черный пудинг и пастуший пирог вряд ли завоюют популярность у потребителей Италии или Испании, маловероятно также, что кислая капуста будет хорошо продаваться в Шотландии. Американские холодильники слишком велики для японских домов.

2. Политика правительства. Экономические  условия, политика, законодательство  и экологические требования в  странах, в которых вы намереваетесь  продавать свои товары, так или иначе, повлияют на деятельность вашей компании. Изменения валютных курсов влияют на конкурентоспособность вашего товара относительно местных аналогов и определяют решение о целесообразности организации их производства в избранной стране. Для производителей автомобилей и моющих средств большое значение имеет, к примеру, экологическая политика государства. Как правило, национальное законодательство жестко регламентирует продажи лекарств и фармацевтических товаров; в некоторых странах могут контролироваться или находиться под запретом определенные виды удобрений и пестицидов.

3. Надо отметить, что деятельность  фирмы оказывает влияние на  соперников, а предпринимаемые конкурентами  действия — на производство  компании. От того, что делают конкуренты, зависят продукция, ценообразование и многие другие факторы. Даже лидер рынка не имеет права игнорировать деятельность конкурентов.

Немалое значение имеет и то, что  современные технологии, а вместе с ними и потребности потребителей, изменяются чрезвычайно быстро. Появление электронных цифровых часов оказало сильнейшее воздействие на рынок наручных часов. Электрические стеклоподъемники и верхние люки когда-то казались дорогостоящим излишеством на рынке автомобилей высшей категории; сейчас же они являются нормой для автомашин большинства производителей. Постоянно изменяются функции видеомагнитофонов. Фирма не может рассчитывать на то, что ее текущий ассортимент товаров будет всегда пользоваться спросом. По мере технологического прогресса необходимо видоизменять, совершенствовать или заменять продукцию.

Маркетинговая среда – это также  постоянное изменение структуры  распределения. Появление в Европе гигантских супермаркетов и загородных торговых центров в 1970-1980-х гг. изменило структуру распределения буквально всех товаров — от пищевых продуктов до товаров магазинов “Сделай сам” (чему во многом способствовало увеличение числа владельцев автомобилей). В Японии, которая находится на начальных ступенях этих преобразований, число магазинов в расчете на душу населения значительно больше, чем в США и Европе. Внедрение контейнеризации и увеличение использования и доступности воздушных грузовых перевозок также вызвало значительные изменения в структуре распределения.

Очевидно, что внешняя маркетинговая  среда находится вне сферы контроля как индивидов, так и компаний. Ее условия постоянно изменяются и должны находиться под непрерывным наблюдением.

Таким образом, маркетинг определяется: возможностями компании; потребностями  покупателя; маркетинговой внешней  средой.

 

Список литературы:

 

1. Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Дж. «Основы маркетинга». Москва, 2008 .- 205с.

2. Абдулжанов А.Г., Баширов И.Х. Маркетинг. Исследования. Организация. Внедрение. - Донецк: Кассиопея, 2008. - 316 с.

3 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 208 с.

4. Беляев В. И. «Маркетинг: основы теории и практики». Москва, 2007- 303c.

5. Бурчаков Р. Комплекс маркетинга: какую концепцию выбрать? //Маркетинг и маркетинговые исследования, 2008, № 6. 85c.

6. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб.: Питер, 2008- 45c. 
7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник. – М.: Дело и сервис, 2008.- 125c.

 8. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Дело и сервис, 2008.- 163c.

9. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2009. - 276 с.

10.Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство/ В.П. Грузинов.- М.: Софист, 2007. – 94c.

11. Дубровин И. А. Маркетинговые исследования. - М.: Дашков и К, 2007. - 273с.

12. Диксон П. Управление маркетингом. - М.: Бином, 2007. - 194 с.

 

 13. Егорова О., Маликов И. Проблемы оценки конкурентоспособности торговой организации. //Маркетинг и маркетинговые исследования, 2008 – 209c.№4. 
14.Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2004. – 105с.

15.Заславский, И.Е. Роль и значение  маркетинга/ И.Е. Заславский. - М.: Наука, 2008.- 289с.

16. Катернюк А. Основы современного маркетинга. – М.: Феникс, 2008. – 178c.

17.Литл Д. Ф. Основы маркетинга. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 298с.

18. Магомедов Ш. Ш. Маркетинговые исследования товаров и услуг. - М.: Дашков и К, 2007. - 292с.

19. Яворски Бернард Дж. Макиннис Дебора Дж. Коли Аджай К. Сбор сведений о конкурентах в организациях. //Маркетинг-дайджест, 2008 – 152c. № 1.

Информация о работе Исследование внешней маркетинговой среды предприятия