Исследование конкурентных возможностей фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – исследование конкурентных возможностей компании ТОО «Караганды-Нан».
Исходя из вышеуказанной цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. сформировать четкое представление о хлебобулочной отрасли Карагандинской области;
2. определить конкурентные преимущества и недостатки предприятия ТОО «Караганды-Нан»;
3. определить предпочтительную стратегию действий предприятия ТОО «Караганды-Нан».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Иссл конкурентных возможностей фирмы.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

4 Число конкурентов и их относительное  размеры. В отрасли присутствуют как крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий, отличающиеся масштабами производства и длительностью пребывания на рынке, так и мелкие производители, которые недавно вошли в отрасль благодаря новым технологиям.

5 Количество покупателей в отрасли  составляет почти все население  Казахстана, это обусловлено характеристиками  самого продукта.

6 Интеграция в отрасли. В отрасли  наблюдается интеграция как назад  (расширение производственного цикла  до создания «своего» с/х сырья), так и вперед (производство дополнительных  продуктов, в основе которых  лежат первичные продукты производства, например, сухари, глазированные пряники, пельмени и др.)

7 Основные направления изменения  в отрасли направлены, во-первых, на технологии, их усовершенствование (Например, появившиеся в последнее  время мелкие производства по  выпечке хлеба и хлебобулочных  изделий, за счет новых, менее трудозатратных технологий значительно выигрывают в цене), во-вторых, на создание новых продуктов, т.к. рынок совершенной конкуренции заставляет производителей постоянно создавать новые продукты, отличные от продуктов конкурентов.

8 Барьеры вхождения в отрасль  и выхода из нее. В последнее  время, когда стали появляться  новые производственные технологии, меньшие по масштабам, и как  следствие, менее капиталоемкие,  многие предприниматели с легкостью  смогли выйти на рынок. 

9 Различия между продуктами производителей. Услуги крупных производителей являются более квалифицированными, однако это в большей степени связанно с сервисным обслуживанием производства (крупные производители имеют большой штат административно-управленческого аппарата). Также, отличие всех производителей заключается в использовании того или иного сырья, кто-то использует высококачественное сырье, кто-то – самое дешевое, кто-то добавляет различные вкусовые добавки, таким образом, эти факторы влияют на себестоимость продукции.

10 Возможность экономии на масштабах  производства. Для крупных производств  экономия на масштабах производства  практически невозможна, т.к. в  этом случае становится вопрос  о рентабельности производства, т.к. если сокращать объемы  производство – увеличится себестоимость продукта, если же начать сокращать работников производства, то это поведет за собой изменение организационной структуры предприятия, что вызовет новые затруднения. Мелкие производства непосредственно экономят на масштабах производства, что увеличивает их мобильность к условиям внешней среды.

11 Взаимовлияние «обучение –  опыт». Влияние опыта работников  на качество продукта пропорционально,  однако в большей степени это  касается управленческого аппарата  производства (качество принимаемых решений, создание стратегий продвижения товара). Опыт работников самого производства не столь значителен, т.к. работа не является высококвалифицированной.

12 Необходимость капиталовложений. Время от времени, производителям  необходимы капиталовложения для перестройки или смене оборудования.

 

Уровень конкуренции и степень влияния:

1 Соперничество между продавцами внутри отрасли. Конкуренция в отрасли хлебобулочных изделий и полуфабрикатов очень велика, во многом это связано с появлением (поледние 5-10 лет) новых производителей, более конкурентоспособные нежели производители «старички». В основном по Карагандинской отласти конкурентная борьба идет между одними производителями (Караганды-Нан, Орион, Бидай-Нан, Татьяна, Бекерей, Рахат и др.), в других областях будут другие производители конкурирующие между собой.

2 Компании из других отраслей. В последнее время многие супермаркеты открывают свои пекарни, тем самым тесня конкурентов которые уже работают в этой отрасли. Конкурентные преимущества пекарен супермаркетов – свежесть продукции (горячие, теплые булочки, хлеб и др.), отличные от других производителей вкусовые характеристики, и некоторых случаях цена ниже рыночной.

3 Возможность выхода на рынок новых продавцов. Отрасль хлебобулочных изделий является привлекательной с точки зрения получения прибыли, однако, в настоящий момент конкуренция очень велика. Для того чтобы ограничить возможность появления в отрасли новых конкурентов, производители постоянно ведут политику улучшения, усовершенствования своего продукта, а также выводят на рынок новые продукты.

4 Влияние поставщиков на производство. Поставщики оказывают влияние на производителей, в основном это поставщики муки, как основной составляющей технологии. Цена закупаемой муки и другого сырья влияет на себестоимость продукции, однако степень влияния этого фактора не столь велика как первых двух, т.к. если цены на сырье повышаются, то пропорционально повышается себестоимость и конкурентов.

5 Влияние потребителей на производителей. Потребители оказывают влияние на производителей, во-первых, своим выбором (широкий ассортимент продуктов разных производителей), а также имеет место быть социальное мнение (социальное признание). Многие потребительские предпочтения того или иного продукта, или производителя основаны не на реальных качественных характеристиках данного продукта, а на общественном мнении (Например: бытует мнение что пекарня Вakery делает самую вкусную продукцию, или Караганды-Нан является производителем «заводского» хлеба, в то время как все остальные – частные пекарни). Люди не сами выбирают продукт, они лишь выбирают то социальное мнение. Это социальное мнение складывается из разных факторов: СМИ, слухи, сарафанное радио.

Наиболее влиятельные конкурентные силы это: соперничество между продавцами внутри отрасли (1), попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами субститутами (2), способность потребителей продукции диктовать свои условия (5).

 

Основные группы движущих сил.

1 За последнее время, в отрасли  наблюдается значительный приток новых производителей. Как следствие, доля рынка производителей-«старичков» значительно сократилась, сократились объемы производства и прибыли.

2 Как количественного, так и  качественного изменений в структуре  потребителей нет, люди как  10-20 лет назад употребляют в пищу хлебобулочные изделия.

3 Внедрение новых продуктов  происходит постоянно, это необходимо  для того чтобы удерживать  свою рыночную нишу, а также  завоевывать новые позиции.

4 Технологические изменения во  внешней среде происходят постоянно,  те производители кто внедряет технологические новинки – имеет конкурентные преимущества (в цене, в качестве: улучшенный вкус, вид продукта).

5 Изменения в системе маркетинга  конкурентов оказывает непосредственное  влияние на производителей, и  чем эффективней становится маркетинговая стратегия конкурентов, тем больший потребительский сегмент он охватывает. (Например, Супермаркеты выпускающие свой хлеб решают сократить поставки конкурентов для того чтобы увеличить свой сбыт).

6 Распространение инноваций. Те  производители, которые модернизировали свое производство нововведениями – имеют конкурентные преимущества (уникальность своей технологии) Например, французские технологии производства товаров.

7 Глобализация отрасли. В настоящий  момент на рынке Казахстана  уже присутствует продукция кондитерских изделий российских и украинских производителей, причем доля импорта составляет 25-30%. Однако возможность поставок хлеба и хлебобулочных  изделий ограничена, это связано с коротким сроком реализации (24-72часа).

8 Изменение структуры затрат на сырье оказывает непосредственное влияние на себестоимость продукции, что в свою очередь негативно сказывается на конкурентоспособности продукта (в случае повышения цен на сырье).

9 Особенность хлебобулочных изделий  состоит в том, что этот товар должен быть широко дифференцирован, для того чтобы удовлетворить все предпочтения потребителей.

10 Влияние изменений в законодательстве  и в политике.

11 В последнее время на западе  появилась тенденция здорового  питания, это течение не обошло  Казахстан и страны СНГ. По телевидению все чаще и чаще показывают телепередачи пропагандирующие здоровое питание, уделяется особое внимание различным вредным добавкам, ГМП (генетически модифицированные продукты). Поэтому производители использующие натуральное сырье имеют конкурентное преимущество.

12 Стабильность производителей  не играет значительной роли  при выборе потребителем того  или иного продукта. Не смотря  на то сколько лет производитель  находится на рынке, и какая  бы хорошая история у него  не была, в конечном счете важно лишь качество продукта и его цена.

Основными движущими силами в отрасли  являются: технологические изменения (4), внедрение инноваций в производство (6) и изменение общих ценностей, ориентации и образа жизни (11). Однако на разных производителей движущие силы влияют по разному, одних они тормозят, другим способствуют, например, на Караганды-Нан 4 и 7 оказывают негативное влияние, ВТО время как 12 – позитивное.

 

Ключевые факторы определяющие успех в конкурентной борьбе (КФУ).

1. КФУ зависящие от технологии:

  • Качество проводимых исследований (маркетинговый анализ внутренней/внешней среды организации);
  • Возможность внедрения инноваций в производственный процесс (новые технологии);
  • Возможность разработки новых продуктов.

2. КФУ относящиеся к производству:

  • Низкая себестоимость;
  • Качество товара;
  • Высокая степень использования производственных мощностей;
  • Доступ к квалифицированной рабочей силе;
  • Возможность выполнения любых заказов потребителя.

3. КФУ относящиеся к реализации:

    • Присутствие точек розничной торговли;
    • Широкая сеть оптовых продавцов;
    • Скорая доставка.

4. КФУ относящиеся к маркетингу:

    • Разнообразие ассортимента;
    • Высокая квалификация сотрудников;
    • Искусство продаж;
    • Привлекательный дизайн упаковки.

5. КФУ относящиеся к эффективным  навыкам:

  • Инновации в области контроля за качеством (это может стать КФУ когда система менеджмента качества будет внедрена практически);
  • Степень владения особой технологией;
  • Способность создавать эффективную рекламу;
  • Способность переводить новые товары из стадии разработки в производство.

6. КФУ связанные с организационными  возможностями:

    • Высокий уровень информационных систем;
    • Способность быстро реагировать на изменившуюся рыночную ситуацию.

7. Прочие КФУ:

  • Благоприятный имидж предприятия. Есть свои приверженцы производимому продукту

Ключевые факторы успеха Караганды-Нан  выделены жирным шрифтом, однако помимо них существуют факторы, которые  могут стать КФУ потенциально (качество товара, высокая степень  использования производственных мощностей, инновации в области контроля за качеством).

 

Перспективность отрасли с точки зрения получения прибыли.

Отрасль производства хлеба и хлебобулочных  изделий находится в стадии зрелости, это обуславливает некоторые  закономерности:

  • Занятие всех сегментов рынка не позволяет дальше расширять границы, невозможно наращивать  объемы производства в следствии развития и расширения рынка, т.к. рынок уже не находится в стадии роста.
  • Отрасль насыщена конкурентами.
  • Потребители владеют информацией о ситуации на рынке, что дает им некую свободу воли, они стали более предпочтительны в выборе.

Однако, сложившаяся ситуация на рынке, благоприятно влияет на отрасль в  целом (выводы на основе движущих сил  отрасли): внедрение технологических  изменений и инноваций в производство – позволяет сокращать издержки и повышать производительность, а изменение общих ценностей, ориентации и образа жизни потребителей – заставляет производителей следить за качеством и полезностью продукта. Современный рынок хлеба и хлебобулочных изделий диктует жесткие требования производителю. Для того чтобы быть успешным на рынке, недостаточно производить только массовые сорта хлеба и хлебобулочных изделий, необходимо выпускать широкий ассортимент изделий, уделять особое внимание качеству своей продукции, а также учитывать специфику и привычки потребителей.

Отрасль производства хлеба и хлебобулочных  изделий отличается стабильностью  спроса, вне зависимости от экономического положения объемы покупаемого хлеба  будут одинаковыми. Потребление  хлеба и хлебобулочных изделий  связано в первую очередь с благосостоянием населения, с ростом которого потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам.

Сейчас на хлеба и хлебобулочной продукции присутствуют основные виды хлеба (черный, белый, круглый, батон и буханка), и формирующаяся премиальная категория (хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и прочее). 

Информация о работе Исследование конкурентных возможностей фирмы