Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:43, курсовая работа
Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия. Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач: изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериев выбора поставщиков; характеристика методов выбора поставщиков; оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.
Введение……………………………………………………………….………..2
Глава 1. Управление закупками на основе концепции логистики……..…..4
1.1 Управление закупками на предприятии…………………………...…….4
1.2 Критерии выбора поставщиков…………………………………………..6
1.3 Характеристика методов выбора поставщиков…………………………10
Глава 2. Оценка выбора поставщиков на Филиале ОАО «Самармаш»…..16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..16
2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия…….…..18
2.3 Анализ структуры, динамики и эффективности управления запасами..21
2.4 Алгоритм выбора поставщиков на Филиале ОАО «Самармаш».…….26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….31
Приложение (Договор поставки)
Установление
системы критериев для
Можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:
1)
В современных условиях в
2)
Надежность поставщика –
3)
Цена. В цене должны учитываться
все затраты на закупку
4)
Качество обслуживания. Оценка по
данному критерию требует
5)
Условия платежа и возможность
внеплановых поставок. Как уже упоминалось
выше, нехватка оборотных средств существенно
ограничивает возможности выбора поставщиков.
В бизнесе случаются внештатные ситуации,
требующие внеплановых поставок или отсрочки
платежа. Поэтому поставщики, предлагающие
выгодные условие платежа (например, с
возможностью получения отсрочки, кредита)
и гарантирующие возможность получения
внеплановых поставок, позволяют избегать
многих проблем снабжения1.
1.3
Характеристика методов
выбора поставщиков
Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное – на приемлемых условиях.
Таким образом, процесс закупки заканчивается выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобы заявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно и своевременно составлены и оформлены. Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выбора соответствующих данной заявке поставщиков.
Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами.
Основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время:
1) Метод рейтинговых оценок.
Этот
метод можно считать наиболее
распространенным методом выбора поставщика.
Выбираются основные критерии выбора
поставщика, далее работниками службы
закупок или привлеченными экспертами
устанавливается их значимость экспертным
путем. Например, допустим, что предприятию
необходимо закупить товар, причем его
дефицит недопустим. Соответственно, на
первое место при выборе поставщика будет
поставлен критерий надежности поставки.
Удельный вес этого критерия будет самым
большим (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Выбор поставщика методом рейтинговых оценок
Критерий выбора |
Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по 10-бальной шкале | Произведение удельного веса критерия на оценку |
1. Надежность поставки | 0,30 | 7 | 2,1 |
2. Цена | 0,25 | 6 | 1,5 |
3. Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 |
4. Условия платежа | 0,15 | 4 | 0,6 |
5.
Возможность внеплановых |
0,10 | 7 | 0,7 |
6.
Финансовое состояние |
0,05 | 4 | 0,2 |
Итого | 1 | 6,3 |
Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.
2) Метод оценки затрат.
Этот
метод иногда называют затратно-коэффициентным
методом или «методом миссий». Он
заключается в том, что весь исследуемый
процесс снабжения делится на
несколько возможных вариантов (миссий),
и для каждого тщательно
По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику1.
В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.
3)
Метод доминирующих
Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.
4) Метод категорий предпочтения.
В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе. Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен1.
Глава 2. Оценка выбора
поставщиков на Филиале
ОАО «Самармаш»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика предприятия
Филиал ОАО «Самармаш» в городе Самаре является одним из старейших машиностроительных предприятий Самары и крупнейшим предприятием в России и ближнего зарубежья по выпуску автомобильной техники, предназначенной для строительства дорог, плотин, карьерных работ, подземных разработок рудных материалов и строительства туннелей и мостов. Основными видами выпускаемой продукции заводом являются: самоходные скреперы, автомобили-самосвалы, фронтальные автопогрузчики, автобульдозеры, автобетоносмесители, полуприцепные автобетоносмесители, подземные автопоезда, самосвальные автопоезда, шахтные самосвалы, автобетоносмесители подземные, катки самоходные, мусоровозы и электрокары.
Филиал выпускает товары народного потребления, в том числе скобяные и замочные изделия, инструментальные товары, запасные части для легковых автомобилей, матрацы, медицинское оборудование и прочие ТНП.
Завод
в своем составе имеет
Завод занимается не только производством, но и имеет социально - культурный комплекс. Главной целью политики предприятия является высокое качество выпускаемой продукции, её конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как основа устойчивого динамичного развития, повышения жизненного уровня, сохранения занятости.
Основные
экономические показатели деятельности
предприятия отражены в табл. 2.1 (в соответствии
с приложениями А и Б).
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности Филиала ОАО «Самармаш» за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
Объём
производства продукции (работ, услуг):
- в фактических ценах |
90061 | 82427 | -7634 | 91,52 |
- в сопоставимых ценах | 88660 | 74257 | -14403 | 83,75 |
Стоимость
запасов готовой продукции (работ,
услуг):
- в фактических ценах |
53964 | 77297 | 23333 | 143,23 |
- в сопоставимых ценах | 60415 | 73029 | 12614 | 120,87 |
Среднесписочная численность ППП, чел. | 1949 | 1851 | -98 | 94,97 |
Выручка от реализации (за вычетом налогов и сборов) | 75485 | 61445 | -14040 | 81,40 |
Себестоимость реализованной продукции | 65988 | 53956 | -12032 | 81,76 |
Прибыль (убыток) от реализации | -275 | -2576 | -2301 | 936,72 |
Чистая прибыль (убыток) | -5941 | -10430 | -4489 | 175,55 |