Исторические этапы становления и развития маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 02:23, курсовая работа

Краткое описание

Изучая историю становления и развития теории маркетинга, нельзя не заметить, что маркетинг за сто с лишним лет своего существования всегда был лишь ответом на вызов рынка. Создаваемые маркетингом инструменты были обычной реакцией на изменение конкурентной борьбы.
Цель курсовой работы – выявить основные этапы становления и развития маркетинговой деятельности , становления маркетинга как науки в в России и за рубежом, исследовать эволюцию методов и концепций.
Объект исследования – история маркетинга в России и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Общие исторические направления становления маркетинговой деятельности………………………………………………………………………4
2. Этапы развития маркетинговой деятельности в России…………………...11
3. Перспективы развития маркетинговой деятельности в России………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Журавлев.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 В последнее  время мы часто слышим о  таком явлении как территориальный  маркетинг, который в общем виде описывается как определенный образ мышления и действий руководителей регионального и/или местного уровня и предпринимателей, новая деловая философия активной предпринимательской деятельности, основанная на стремлении удовлетворить выявленные потребности населения как в данном регионе, так и за его пределами. Целью территориального маркетинга является улучшение качества жизни населения. Это предполагает планомерное и системное изучение состояния и тенденций развития территорий для принятия рациональных решений, направленных на создание и поддержание притягательности и престижа территории в целом, а также привлекательности сосредоточенных на ней ресурсов производства и возможностей для их реализации и воспроизводства. Оценивая применение территориального маркетинга на примере нашего региона можно сказать, что приоритетным направлением здесь является маркетинг имиджа. Часто проводимые общероссийские фестивали и конкурсы (в разных сферах), научные съезды и форумы, ставший традиционным мировой чемпионат по биатлону, увеличение уровня инвестиционной политики, развитие социальной сферы - все это свидетельствует о том, что правительство Ханты-Мансийского округа заботится о создании положительного имиджа региона.

Меняются методы и инструменты маркетинга. Некоторые из них начинают применяться и в нашей стране. Например, такое новое направление маркетинга как мерчандайзинг. Он способствует стимулированию розничных продаж через привлечение внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала. Большинство покупателей спешит, иногда забывая сделать все необходимые покупки. Продавцы не могут помочь всем покупателям выбрать нужный товар. Мерчандайзинг делает товар легко доступным для потребителя и продавца. Правильная выкладка товара и рекламные материалы напоминают покупателю о товарах фирмы и влияют на решение о покупке. К сожалению, пока малое количество предпринимателей обращает внимание на эти вопросы, хотя по данным исследований, более 70% покупателей делают выбор в пользу того или иного товара уже в торговом зале. Автор работы считает, что у российского маркетинга есть будущее. Конечно, потребуется еще достаточно много времени, пока в нашей стране принципы маркетинга станут во главе экономики, пока начнет действовать концепция социально-этического маркетинга. Ведь это требует коренной перестройки всей системы ведения бизнеса. Изменяются и требования, предъявляемых к кандидатам на должности маркетологов всех уровней. В настоящее время наличие специального образования является одним из формальных требований, без диплома быть востребованным на рынке труда становится все сложнее. Если же речь идет о вакансии на должности высших руководителей в сфере маркетинга, то здесь все чаще оказываются востребованы специалисты с дополнительным магистерским или другим образованием в области маркетинга. Большинство российских вузов, следуя спросу на специалистов данного профиля, уже включили в свою программу обучение студентов по специальностям «Маркетинг и реклама». Это свидетельствует о положительных тенденциях в сфере развития маркетинговых услуг в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

3.Перспективы развития маркетинговой деятельности в России.

 

 Если дела  на предприятии идут хорошо, необходима  ли маркетинговая стратегия? Допустим, объем продаж на данный момент полностью устраивает руководство кампании. Может быть, он будет устраивать их и завтра. Однако какова же будет ситуация с продажами через более длительное время? Маркетинговая стратегия – планирование производства, продажи и реализации продукции на более долгое время, ведь руководство компании не всегда знает, нужны ли какие то новые долгосрочные вложения и насколько они будут эффективны. Имеются ли новые положительные тенденции к развитию у российских компаний.

Их можно  охарактеризовать следующим образом:

1. Большинство российских компаний рассматривает вариант создания  структурированного департамента маркетинга;

2. Наблюдается стремление к расширению деятельности и обязанностей сотрудников в отделах маркетинга;

3. В связи с обогащением производственной базы выделяются тенденции к создания отделов маркетинга во всех филиалах компании, особенно находящихся далеко от производственной базы;

4. Расширение производства толкает руководства на создание новых отделов маркетинга, в которых специалисты будут продвигать торговую новые виды отечественной продукции, создание торговых марок и стремление сделать из них бренд.

5. Опытные маркетологи должны уметь видеть будущее компании, каков будет бизнес через год, два или десять лет. Работа в будущее.         

Информационная  революция оказывает большое влияние на деятельность многих российских компаний. Стремительное развитие информационных и компьютерных технологий меняет характер маркетинговой деятельности компании . В связи с этим возникает понятие виртуального и Интернет – маркетинга, который быстро распространяется на всей территории России. Практическое ведение интернет- маркетинга происходит на основе создания маркетинговой системы фирмы, то есть системы постоянного контроля, хранения и слежения данных. На данный момент уже можно смело говорить о Всемирной сети как об автономном сложившемся рынке, со своими особенностями, производителями и клиентами, причем онлайн продажи характерны и для нашей страны, их рост и перспективы будущего развития.

Сейчас мы часто  слышим о таком понятии как  территориальных маркетинг,  в  общем виде описываемый  как определенный образ мышления и действий руководства местного и регионального уровня  предпринимателей, новейшая деловая философия  активного предпринимательства, организационной деятельности, основа которой находится на стремлении удовлетворить значимые потребности населения как в данном регионе, так и за его пределами. Основная цель территориального маркетинга- улучшение качества жизни населения. Это означает планомерный  системный анализ состояния и перспектив развития территорий для принятия правильных рациональных решений, которые направлены на создание и поддержание   престижа территории в экономическом плане, привлекательности сосредоточенных на ней производственных  ресурсов и перспектив для их реализации и воспроизводства.  Также меняются методы и инструменты маркетинга. Некоторые из них начинают применяться и в нашей стране.

 К примеру, такое направление маркетинга как мерчендайзинг, он способствует стимулированию розничных продаж с помощью привлечения внимания конечных покупателей к определенным торговым маркам и брендам, или группам товаров в местах продаж без активного участия специалистов. Преобладающее количество покупателей торопится, забывая сделать все необходимые покупки. Продавцы не имеют возможности помочь всем покупателям выбрать необходимый им товар. Мерчендайзинг делает товар легко доступным для продавца и покупателя. Правильная выкладка продукта и рекламные материалы напоминают покупателю о товарах фирмы и влияют на решение о его приобретении. Однако пока лишь малое количество бизнесменов  обращает внимание на данные вопросы, хотя по данным исследований, более 70% потребителей делают выбор в пользу того или иного товара уже в месте приобретения товара. Я считаю, что у российского маркетинга есть большие перспективы развития. Несомненно, потребуется еще достаточно много времени, пока в нашей стране принципы маркетинга станут во главе экономики, пока начнет действовать концепция социально-этического маркетинга. Все это требует основательной перестройки всей системы ведения предпринимательства. Меняются и требования предъявляемых к кандидатам на должности маркетологов всех уровней. В современном обществе наличие специального образования является одним из формальных требований, без диплома оставаться востребованным на рынке труда становится все сложнее и сложнее. Если же речь идет о вакансии на должности высших руководителей в сфере маркетинга, то здесь все чаще становятся востребованы специалисты с дополнительным магистерским или другим образованием в области маркетинга. Множество российских вузов, следуя спросу на специалистов данного профиля, включают в программу своего обучения такую специальность как «Маркетинг и реклама». Это говорит о положительных перспективах в сфере развития маркетинговых услуг на российском рынке. Всем известно, что социально-экономическая ситуация в России не отличается стабильностью. Экономика России находится в состоянии реформирования в течение последних 15 лет. Важно то, что произошел переход от административно-командной системы хозяйствования к многоукладной экономике. Конечно, в плановой и рыночной экономике системы управления на предприятиях различаются коренным образом. Рыночная экономика вынуждает предприятия строить свои системы управления в соответствии с принципами маркетинга. Проблема состоит в том, что помимо новых предприятий, образованных не столь давно, существуют и такие, которые были созданы уже давно, еще в условиях плановой экономики СССР. И большинству из них достаточно проблематично приспосабливаться к существованию в новых условиях рынка. Те предприятия, которые управляются по-старому, терпят «бедствие» в экономическом смысле.

С другой стороны, в России на данный момент образовано достаточно много новых компаний, работающих по новой системе, прислушиваясь к требованиям рынка, внимательно следящих за его изменениями. Дела этих компаний идут успешно, они процветают и строят планы на дальнейшее развитие.

Отсюда несложно сделать простой, но достаточно важный вывод-предприятиям в условиях рыночной экономики необходимо строить систему управления в соответствии с концепцией маркетинга. В качестве яркого примера можно привести ситуацию на автомобильном рынке на данный момент. Эффективность маркетинговой концепции управления на примере автомобильной промышленности России. Как известно, в 2008 году 25 % акций АвтоВАЗа принадлежит французской компании Renault. После продажи акций европейской компании, продажи АвтоВАЗа резко увеличились, а компания Renault открыла для себя более широкую территорию для реализации продукции- северо-запад РФ. Положительный эффект синергетичности - обе компании выиграли в слиянии.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Маркетинг - одна из основополагающих наук для профессиональных работников рынка, таких, как работники рекламы, розничные торговцы, менеджеры, заведующие производством марочных и новых товаров. Изучив историю развития и становления маркетинговой деятельности, мы видим что эта наука играет одну из главных ролей в производстве и реализации товара.         Маркетологи должны знать, как описать рынок и разделить его на сегменты; как оценить запросы, предпочтения и нужды покупателя в рамках целевого рынка; как разработать и внести на рынок товар с необходимыми потребительскими свойствами; как посредством стоимости товара донести до потребителя идею ценности продукта ; как найти умелых посредников, которые смогут сделать товар доступным для широкой клиентской базы; какую рекламу нужно сделать, чтобы потребитель, купив его однажды, покупал снова и имел положительное представление о товаре.

Сейчас мы можем  все это узнать, прочитав множество  учебником по теории маркетинга. Однако раньше, задолго до того, как маркетинг  выделился как наука, даже до того, как появился менеджмент, простым торговцам и купцам приходилось самостоятельно разрабатывать какие-то тонкости производства и реализации товара, внедрение его на рынок и получение прибыли только за счет качества товара, не имея рекламы, подсказывающей людям покупать какой-либо определенный товар.

Посредством изучения маркетинга, мы можем узнать тонкости психологии и характера потребителя, узнать - что именно хочет покупатель и предпочтения по приобретения товаров  и услуг.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анурин, В., Моролкина, И., Евтошенко, Е. Маркетинговое исследование потребительского рынка [Текст]: Учебник / В.Анурин, И.Моролкина, Е.Евтошенко. - СПб.: Питер, 2006. - 270 с.
  2. Березин, И.С. Маркетинг сегодня [Текст] / И.С.Березин. - М., 1996. – 424 с.
  3. Данько, Т.П. Управление маркетингом [Текст]: Учебник / Т.П.Данько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 320 с.
  4. Кнышова, Е.Н. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие / Е.Н.Кнышова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2004. - 282 с.
  5. Котерова, Н.П. Основы маркетинга [Текст]: Учеб. пособие для нач. проф. Образования / Н.П.Котерова. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 144 с.
  6. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]: пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
  7. Крылова, Г.Д., Соколова, М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций [Текст]: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 529 с.
  8. Кузимина, Т.И. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие для вузов / Т.И.Кузимина. - М.: Эксим, 2000. - 176 с.
  9. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст]: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005. - 716 с.
  10. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг [Текст]: Учебник / М.А.Николаева. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 2001. - 478 с.
  11. Парамонова, Т.Н., Красюк, И.Н. Маркетинг в розничной торговле [Текст]: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. проф. Т.Н. Парамоновой. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2004. - 224 с.

Информация о работе Исторические этапы становления и развития маркетинговой деятельности