Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель проекта – изучение исторического развития концепции маркетинга и анализ деятельности компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» с точки зрения применения данных концепций на разных стадиях развития предприятия. Предметом исследования курсового проекта являются концепции маркетинга. Объектом исследования является деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» направленная на выбор определенной концепции на различных этапах своего существования.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
дать понятие концепции маркетинга, описать эволюцию развития основных концепций и раскрыть их содержание;
рассмотреть историю существования компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» и показать причины выбора отдельных концепций маркетинга на разных стадиях её развития;
Товарная концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других предпринимательских организаций. Достижение желаемого объема продажи и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую деятельность.
Этой концепции придерживаются многие предприятия, в том числе и некоммерческие. Однако концепция товара не всегда приносит успех, возможно проявление маркетинговой близорукости. Это имеет место, когда игнорируется необходимость изучения покупательной способности потребителей, товаров-конкурентов, совместимости изготовляемых комплектующих изделий с существующими аппаратами, производство которых имеет массовый характер. Снижая затраты на маркетинг, предприятие рискует получить значительный ущерб от неудачи на рынке.
Деятельность, основанная
на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении
предприятия товара. При этом главной
задачей является достижение объема продажи,
необходимого для получения прибыли за
счет различных мероприятий по стимулированию
сбыта. Таким образом, предполагается,
что потребители будут покупать предлагаемые
товары в достаточном объеме лишь в том
случае, если компанией будут приложены
определенные усилия по продвижению товаров
и увеличению их продажи. Предполагается,
что потребителей можно заставить покупать
предлагаемые товары с помощью различных
методов продажи. Считается, что или покупатели
будут делать повторные покупки, или имеется
достаточное количество потенциальных
потребителей. В организациях со сбытовой
концепцией имеются отделы маркетинга
и рекламы, подчиненные коммерческому
директору. В этом случае почти всегда
преследуются краткосрочные цели: продать
продукцию, выполнить план поставок, найти
заказы. Обычно предприятия, которые придерживаются
сбытовой концепции, реализуют товары
в условиях дефицита или монополии на
рынке. Главный акцент в системе "производство—сбыт—
Традиционная маркетинговая концепция изменяет содержание концепции сбыта. Она оформилась около середины 50-х годов. Концепция маркетинга — это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Она начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Согласно этой концепции цели предприятия, особенно долгосрочные, могут быть достигнуты только благодаря исследованию потребностей и желаний таких групп потребителей, которым организация направляет и предлагает изделия и услуги, удовлетворяющие потребителя по качеству и эффективности.
Маркетинговая концепция обязывает:
- производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;
- любить потребителя, а не свой товар;
- не продавать товары, а удовлетворять потребности;
- изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;
- оценивать воздействия конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к предприятия;
- ориентироваться на
долгосрочную перспективу и
Концепция социально-этического маркетинга. Суть концепции социально-этичного маркетинга можно выразить следующим образом: сначала кампания выявляет нужды, и интересы целевых рынков, а затем обеспечивает потребителям высшую потребительскую ценность способами, которые поддерживают (или даже улучшают) благополучие клиента и общества. Концепция социально-этичного маркетинга – самая передовая из всех концепций.
Авторы концепции социально-
Эта концепция призывает маркетологов добиваться равновесия между тремя целями маркетинга: прибылью кампании, нуждами потребителей и интересами общества. Прежде большинство компаний принимало решения в области маркетинга, ориентируясь в основном на сиюминутную прибыль компании. Однако постепенно кампании начали осознавать значение долговременного удовлетворения потребительских нужд и перешли, таким образом, к концепции маркетинга. Сегодня все больше кампаний при принятии маркетинговых решений задумывается об интересах общества.
Обязательными условиями применения концепции социально-этического маркетинга являются:
1) наличие основной цели
2) необходимость постоянно заниматься поиском новых товаров, полнее удовлетворяющих спрос, обеспечивающий интересы потребителей;
3) наличие постоянного контакта с потребителями, поддерживающими предприятие, и проявление заботы об удовлетворении их потребностей.
Новая концепция управления
маркетингом на рынках товаров и
услуг была предложена в 80-е годы
шведскими учеными и названа ма
Маркетинг взаимодействия
повышает значимость личности, личных
контактов в системе эффективны
2 Анализ деятельности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» на основе концепций маркетинга
Официальным днем рождения гражданского воздушного флота России считается 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял постановление "Oб организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". 25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны - АЭРОФЛОТ.
1 мая 1922 года открылись полеты по первой международной авиалинии Москва-Кенигсберг (в то время территория Германии). Позже эту авиалинию продлили до Берлина. 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва - Нижний Новгород.
В 30-е годы авиастроение
страны представляло собой уже большой
и сложный комплекс производственных
предприятий, конструкторских бюро,
научно-исследовательских
Как видно из истории развития Аэрофлота, с начала своего существования и до конца 50-х годов деятельность компании была ориентирована на производство, на наращивание технического потенциала воздушного транспорта. В условиях повышенного спроса на авиаперевозки и жесткого регулирования авиакомпания могла выступать на рынке, не заботясь о привлечении клиентуры.
В конце 50—х годов внедрение реактивных самолетов привело к увеличению провозной способности мирового парка летательных аппаратов более чем в 4 раза. Еще больше выросли возможности гражданской авиации в конце 60-х — начале 70-х годов в связи с появлением в эксплуатации широкофюзеляжных самолетов большой пассажировместимости. В этих условиях проблема технического развития воздушного транспорта отошла на второй план, уступив место проблемам повышения экономической эффективности эксплуатации авиалиний, стимулированию спроса на авиатранспортные услуги. «Аэрофлот» взял на вооружение рыночную концепцию управления, предусматривающую прежде всего ориентацию всей деятельности на конъюнктуру рынка и динамику общественного спроса при разработке технической и коммерческой политики, максимальное приспособление производства и финансирования к потребностям рынка, искусственное создание таких условий, которые стимулируют спрос, разработку способов воздействия на потенциальную клиентуру и т.п.
Тем самым в начале 60-х годов компания «Аэрофлот» перешла на концепцию управления с использованием принципов традиционного маркетинга. То есть компания стала ориентироваться на потребности и запросы рынка, начала разрабатывать программы маркетинга.
В 1991-94 годах, вслед за распадом единой структуры советской, а затем и российской авиационной промышленности, распалась на части и структура «Аэрофлота». Помимо одного международного перевозчика, унаследовавшего торговую марку и большую часть парка бывшего монополиста, из структуры «Аэрофлота» выделились также сотни небольших региональных авиакомпаний.
В то время как в
мире наблюдалась тенденция
В 1995 году «Аэрофлот» по существу не вел никакой деятельности на внутреннем рынке – за год было перевезено всего 4000 пассажиров. Доля бывшего монополиста на рынке снижалась, в отличие от таких конкурентов как «Трансаэро» и «Пулково», услуги международных перевозок стало предлагать множество односезонных местных чартерных компаний, появившихся неизвестно откуда и занявших определенную нишу на рынке.
Тем самым для «Аэрофлота» пришло время структурного изменения и выбора профессионального менеджмента. В это самое время компания выбирает направленность на концепцию социально-этического маркетинга, с которой работает и по сей день.
На сегодняшний день в ближайшие 2-3 года «Аэрофлот» намерен коренным образом повысить качество обслуживания пассажиров. Планирует перейти на двухклассную компоновку воздушных судов с улучшенным бизнес классом. Новая концепция сервиса, опробованная на ряде пилотных направлений, будет распространена на все рейсы. Предполагается провести специальные тренинги бортпроводников и другого персонала, контактирующего с клиентами, внести значительные изменения в меню, расширить ассортимент развлекательных программ на борту.
Компания планирует развивать программу поощрения постоянных клиентов «Аэрофлот-Бонус», интегрируя ее с аналогичными программами других авиаперевозчиков, а также компаний, работающих в банковском, гостиничном и туристическом бизнесах. Также компанией разработано несколько социальных программ: Помощь больным и инвалидам, «Встреча боевых друзей», Поддержка спорта, Поддержка культуры и искусства, Поддержка образовательных программ.