Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:50, реферат
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Введение
1. История взимания акцизов в России
2. Экономическая природа акцизов
3. Порядок обложения товаров акцизами
4. Плательщики акцизов, объекты налогообложения и определение облагаемого оборота
5. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет
Заключение
Список литературы
ФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет
Институт заочного образования и повышения квалификации
Кафедра экономики и управления сельскими территориями
РЕФЕРАТ
по дисциплине налоги и налогообложение
на тему: Акцизы
Выполнил: студентка 2 курса заочного
отделения 4241 группы
шифрУБ-11048
Осина Наталья Александровна
Новосибирск 2013
Содержание
Введение
1. История взимания акцизов в Росси
2. Экономическая природа акцизов
3. Порядок обложения товаров акцизами
4. Плательщики
акцизов, объекты
5. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз - «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.
1. История взимания акцизов в России
Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков.
В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв. Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации, продажи алкогольных напитков. Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя.
Долгое время
поступление податей в
Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей.
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.
В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.
В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли. С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война. В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.
Не подлежали обложению: 1) спирт и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное вино.
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.
Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.
В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов. В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.
В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие данные. В XVII - XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.
В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.
Казна определяла
необходимое ей количество спирта на
текущий год и затем
Вплоть до ХХ
в. косвенное налогообложение
2. Экономическая природа акцизов
Как и большинство налогов, акцизные сборы обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизных сборов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с профита, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизные налоги, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
Наиболее спорным
вопросом при введении акцизных налогов
является конкретная ставка того или
иного акцизного налога. Большинство
методик определения таких
В основе налогообложения
подакцизных товаров и
Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:
- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным затратам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;
- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным издержкам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;
В то же время не должна облагаться акцизными налогами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным затратам.
Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизным сборам (налогам) считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия затрат связанных с потреблением того или иного товара или услуги. Кроме того, должны быть покрыты расхода по изъятию акцизного сбора (налога) и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.
Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акцизной пошлины зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.
Алкоголь - необычный продукт. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во всех культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.
Неумеренная политика
государства в направлении
Обложение акцизными сборами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизных налогах»: «Ставки акцизных сборов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и приобретателя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…». Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.