История взимания акцизов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Содержание

Введение
1. История взимания акцизов в России
2. Экономическая природа акцизов
3. Порядок обложения товаров акцизами
4. Плательщики акцизов, объекты налогообложения и определение облагаемого оборота
5. Механизм исчисления и уплаты акцизов в бюджет
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги Осина Н.А.1.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Еще один пример использования акцизных налогов  в протекционистских целях можно  найти в Указе Президента от 18 января 1996 г. №64 «О взимании акцизных сборов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию РФ». После отмены на Украине акцизных сборов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при их вывозе в Российскую Федерацию сложилась такая ситуация, когда украинский продукт, поступая на российский рынок, становится в ценовом отношении более конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний облагается акцизным сбором. Изменить ее можно было только через обложение украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизной пошлиной по действующим ставкам импортных акцизных налогов.

Заметим, что  мировая торговая практика не допускает  взимания акцизных сборов с импортируемой  продукции по ставкам, превышающим  те, которыми облагаются аналогичные  товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».

Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия развитию международного разделения труда и  мировой торговли, связанные с  двойным налогообложением. Для этого  признается, что исключительное право  взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей продукт. В стране происхождения, производства продукта он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизных сборов относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизными налогами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок обложения  товаров акцизами

 

бюджет акциз налогообложение товар Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый  из всех видов сырья, спирт коньячный;

2) спиртосодержащая продукция  (растворы, эмульсии, суспензии и  другие виды продукции в жидком  виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые; мотоциклы  с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Не рассматриваются как  подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

1. лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты,  если они внесены в Государственный  реестр лекарственных средств  и предметов торговли медицинского  назначения, лекарственные, лечебно-профилактические  средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;

2. парфюмерно-косметическая  продукция, прошедшая государственную  регистрацию, если вместимость  сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;

3. спиртосодержащие товары  бытовой химии в металлической  аэрозольной упаковке;

4. подлежащие  дальнейшей переработке и (или)  использованию для технических  целей отходы, образующиеся при  производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных предметов торговли, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкоголь-содержащей продукции в РФ;

Плательщиками акцизов по российскому законодательству являются продавцы подакцизных товаров. Тем не менее, акцизы зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен.

В настоящий  момент, когда государство нуждается  в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении  ставок акцизов на те или другие товары. На графиках ясно видно, что  повышение ставки акцизов далеко не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений. Увеличение налогов возможно только в случае неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что немалая часть подакцизных товаров как раз относятся к группе товаров неэластичного спроса, это, прежде всего акцизы на бензин, нефть, газ (для внутреннего потребления) и недорогие табачные изделия. Но в то же время введение акцизов на такие товары как пиво, автомобили, вина, экспортируемые нефть и газ может самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.

Во многих случаях задачи налогообложения могут быть более важными, чем минимизация избыточного налогового бремени. Ярким примером может служить стремление сократить потребление таких общественно вредных продуктов как водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные ставки приводят к нелегальному производству и продаже подакцизных продуктов, увеличению преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

Как и распределение  налогового бремени, величина избыточного  налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения: чем эластичней спрос или предложение, тем больше избыточное налогообложение.

Налоги обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Так, налог считается  прогрессивным, если его средняя  ставка повышается по мере возрастания дохода, - регрессивным, если средняя налоговая ставка понижается, и - пропорциональным, если ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. Это определение базируется на соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что все налоги - независимо от того объекта налогообложения, - в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода.

На первый взгляд, кажется, что акцизы являются пропорциональным налогом. Однако на деле по отношению  к доходу они являются регрессивными. Причина регрессивности этого налога заключается в том, что он затрагивает значительную часть дохода малообеспеченных слоев населения в отличие от дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать налога на часть своего дохода, которая откладывается в виде сбережения, в то время как бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.

С другой стороны  существует некоторый набор подакцизных  товаров, покупаемых практически всеми. К таким относятся алкогольная  и табачная продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную долю в общем объеме собираемых акцизов. С ростом благосостояния расходы на данную продукцию редко значительно увеличиваются и меняют свою структуру. Состоятельные люди начинают, например, потреблять вино вместо крепких ликероводочных изделий. При этом акцизы выплачиваемые данными людьми даже сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку. Можно сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в доходах в абсолютном выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может даже уменьшаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Плательщики  акцизов, объекты налогообложения  и определение облагаемого оборота

 

Непосредственным  и неизбежным эффектом установления акцизной пошлины на тот или иной продукт является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация  на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2) передача прав  собственности на подакцизные  товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;

3) продажа лицами  переданных им на основании  приговоров или решений судов  конфискованных или бесхозных  подакцизных товаров, подакцизных  товаров от которых произошел  отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;

4) передача на  территории РФ лицами произведенных  ими из давальческого сырья  подакцизных товаров собственнику этого сырья;

5) передача в  структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров за исключением прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;

 

6) передача на  территории РФ лицами произведенных  ими подакцизных товаров для собственных нужд;

7) ввоз товаров на таможенную территорию РФ;

8) передача на  территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организации;

9) передача произведенных  подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

10) получение  денатурированного этилового спирта  организацией имеющей разрешение  на производство не спиртосодержащей продукции;

11) получение  прямогонного бензина организацией  имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных  товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация  подакцизных товаров (за исключением  нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

3) первичная  реализация (передача) конфискованных  и (или) бесхозяйных подакцизных  товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Плательщиками акцизов являются:

а) по подакцизным  товарам, производимым на территории Российской Федерации (за исключением производимых из давальческого сырья), - производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица (далее - организации);

б) по подакцизным  товарам, производимым из давальческого  сырья на территории Российской Федерации, - производящие их организации;

в) по подакцизным  товарам, производимым за пределами  территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации  в качестве налогоплательщиков в  Российской Федерации, - организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих товаров и реализующие их.

Состав плательщиков акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется таможенным законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

5. Механизм исчисления  и уплаты акцизов в бюджет

 

Порядок исчисления акцизных налогов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акцизного сбора по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Информация о работе История взимания акцизов в России